РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме в соответствии с ФГОС второго поколения.

Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме в соответствии с ФГОС второго поколения.

Автор: Конышева Елена Александровна

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной России на современном этапе» говорится: «развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за её социально – экономическое процветание»

Очевидно, что в этом отчётливо представленном социальном заказе говорится преимущественно о деятельно – творческом аспекте образованности, тогда как существующее предметно – знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности, но не более того. Я понимаю, что перед учителями поставлена задача: модернизировать образование на компетентностной основе.
К такому подходу нас ведут учёные дидакты: Коган, Лаптев, Эльконин, Давыдов и др.

Образование на компетентностной основе.

В этом подходе отражён такой вид содержания образования, который не сводится только к знаниево – ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых ( то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Разумеется, предметные знания при этом ни в коем случае не должны исчезнуть из структуры образованности, они должно выполнять в ней подчинённую, ориентированную роль.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях:

  1. В познании и объяснении явлений действительности;
  2. При освоении современной техники и технологии;
  3. В практической жизни и др.

Безусловно, научить поведению в подобных ситуациях невозможно. К тому же и термин «научить» в строгом смысле здесь не вполне приемлем. По мнению учёного Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение», употребляемое им, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное отношение и межкультурное общение с носителями языка.

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира

На своих уроках с помощью различных приёмов деятельности мы вырабатываем у учащихся:

  1. Коммуникативные компетентности;
  2. Культурные и межкультурные;
  3. Политические и социальные;
  4. Валеологические, рефлексивные и проектные.

Чтобы сконструировать урок в компетентностном режиме, безусловно, каждый учитель продумывает формы деятельности, адекватные данному уроку. Такие формы, где более активную позицию занимают дети, а не учитель, то есть на передний план выдвигается активная деятельность учащихся. В ходе планирования урока учитель продумывает не только ЧТО мы делаем на уроке, а главное: КАК мы это делаем.

Таким образом, все приёмы, касающиеся предъявления ученику готового материала на уроке иностранного языка в компетентностном режиме, исключаются. Либо эти приёмы модернизируются, а именно: исключается предъявление учащимся готового знания, а также происходит подробное резюмирование учителем каждого отдельно законченного этапа изложения нового материала и сопровождение обобщённых выводов учителя приведением конкретных примеров. Здесь мы, учителя, должны подвести ученика к возможности ему самому приводить эти примеры и сами должны делать выводы. Мы можем использовать в крайнем случае намёк – подсказку, содержащую готовую информацию.

Репродуктивные методы обучения на уроке в компетентностном режиме малозначительны. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, не позволяя в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления;

Приёмы, соответствующие методу проблемного изложения – это те, которые адекватны уроку в компетентностном режиме, а именно:

  1. контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  2. предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения;
  3. раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  4. членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  5. интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  6. установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  7. предъявление учащимся конфликтного примера.

Частично-поисковый метод наиболее значителен для урока в компетентностном режиме.

Здесь используются приёмы, мотивирующие учащихся на деятельность.

Это:

  1. Включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  2. Задания учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенных учителем;
  3. Задания на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной задачи, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  4. Задания на поиск учащимися ошибок в рассуждениях или правописании;
  5. Организация конкретных наблюдений учаника, побуждающих к формулированию проблемы;
  6. Задания на обобщение фактов;
  7. Задания на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  8. Выделение цветом части схемы, записи, ориентирующие учащихся на выдвижение проблемы.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое задание», кем – то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного задания». Подразумевается, что ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения проблемы. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Так, приёмы, адекватные исследовательскому методу обучения, могут быть применимы на уроке в компетентностном режиме.

Это

  1. Задания учащимся на самостоятельное решение каких – либо проблем;
  2. Задания на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;
  3. Задания на сущностное описание какого – либо объекта без использования инструкций;
  4. Задания на определение степени достоверности полученных результатов;
  5. Задания на «мгновенную догадку», на «соображение».

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является скорее следствием саморазвития ученика.
Компетентность - это способ существования знаний, решений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире. И какой бы ученик ни был, сильный или слабый, вследствие продуманных учителем приёмов изучения или закрепления учебного материала, адекватных уроку в компетентностном режиме, он на своём уровне будет приобретать необходимые ключевые компетентности.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации. // Инновационные проекты и про- граммы в образовании. – 2009. – №2.
Конышева Елена Александровна08.07.2015 8680 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar