РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Индивидуальный образовательный маршрут как эффективный способ самореализации школьника в рамках ФГОС второго поколения

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективный способ самореализации школьника в рамках ФГОС второго поколения

Автор: Меринова Елена Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

  • в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
  • слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
  • обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
  • обучающиеся с ОВЗ.

Таким образом, такой маршрут может разрабатываться для любого учащегося с разными образовательными возможностями и способностями

Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлениям одновременно

При построении ИОМ учитываются

  • уровень развития познавательных процессов;
  • уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;
  • потребности и интереса ребенка и родителя.

В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания, карточки, подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и групповой работы, работа с учениками-консультантами (когда сильный ребенок консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более сильного ученика).

Индивидуальные образовательные маршруты, по моему мнению из-за нехватки времени на уроке я реализовываю после уроков во время проведения групповых занятий. Для учащихся с повышенной мотивацией мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты, где приоритетной деятельностью является самостоятельная работа учащихся, а я только координировать эту деятельность. Так, для сильных учащихся класса по геометрии на весь учебный год подобраны и мною распечатаны задания по всем темам, изучаемым в 8 классе из открытого банка заданий ГИА по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведенной тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию.Например, в 7 классе при изучении геометрии провожу дифференцированный контроль знаний. Так учащимся, которым достаточно отметки «3» при подготовке к уроку достаточно знать определения и формулировки теорем без их доказательства, и применять полученные знания при решении несложных задач. Все кто претендуют на отметку «5», учат теоремы вместе с доказательствами и в обязательном порядке доказывают каждую теорему. На уроке опросить каждого сильного ученика по каждой теме нет возможности, поэтому «отчитываться» ребята приходят и до уроков и после, и во время групповых занятий. В свою очередь, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. В 5 и 6 классах, где дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах (Мультитест, Мир знаний, Олимпус, Прояви себя), которые проходят с октября по март, такой маршрут предусматривает подготовку детей к этим конкурсам и олимпиадам.

Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую разрабатывали в этом году учителя-предметники, подготовка к олимпиадам в старших классах– это тоже индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

Также составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,
  • исходный уровень знаний учащегося,
  • продолжительность обучения,
  • ожидаемый результат,
  • учебные программы,
  • формы аттестации достижений учащегося.

ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.

И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Меринова Елена Васильевна28.10.2015 40020 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar