РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческого мышления младших школьников путем составления стихотворных текстов

Развитие творческого мышления младших школьников путем составления стихотворных текстов

Автор: Портнягина Наталия Николаевна

Основной целью современной школы является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни. Нужно научить детей самостоятельно, критически, творчески мыслить, чтобы они смогли быстрее адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации.

Развитие творческого мышления учащихся способствует умению находить и выделять закономерности в объеме информации, владению навыками систематизации и структурирования информации, способности использовать скрытые ресурсы для решения задачи, формированию навыков генерирования гипотез и способов их проверки, умению видеть, формулировать и разрешать противоречия.

Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Американский психолог Джой Пол Гилфорд считал, что творческость мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: беглости, гибкости, оригинальности, точности.

1. Один из видов работы развития творческого мышления младших школьников – это технология составления рифмованных текстов. Для этой работы можно использовать составление лимериков как на русском, так и на родном языках.

Перед началом составления рифмованных текстов, надо ознакомить детей с рифмой, научить находить рифмующиеся слова. Для этого организуется игра “Найди рифму”, в которую дети играют с огромным удовольствием. Учитель или ученик называют какое либо слово, остальные находят рифму к этому слову.

Дети в младшем школьном возрасте имеют естественную потребность в стихосложении. Для детей этого возраста сочинение веселых, смешных стихотворений - это словесная игра. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные стихи начал сочинять Эдвард Лир, житель ирландского города Лимерик. Он был талантливым художником. Работал книжным иллюстратором. 1846 году выпустил первую книгу под названием “Книга чепухи”. Вскоре этот жанр приобрел популярность. Ознакомив детей с творчеством Эдварда Лира предлагаем анализировать один лимерик Э.Лира.

Один старичок из Филей,
Был коварен и многих хитрей.
Он взбирался на пальму,
При погоде нормальной,
И смотрел на руины Филей.

С помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу , что рифмуются между собой 1, 2 и 5 строчки, 3 и 4 строчки тоже рифмуются и получают формулу лимериков: ААВВА

Чтобы определить модель лимерика ставят вопросы к строчкам лимерика.

Один старичок из Филей,
Вопрос: Кто? Откуда? (объект)
Был коварен и многих хитрей.
Вопрос: Какой? (описание объекта)
Он взбирался на пальму
При погоде нормальной,
Вопрос: Что делал? (действие объекта)
И смотрел на руины Филей.
Вопрос: Чем закончилось?

Получили модель лимерика:

  • 1 строчка: (Жил-был) Объект
  • 2 строчка: Какой?
  • 3 и 4 строчки: Что делал?
  • 5 строчка: Вывод

В первых порах можно организовать коллективное сочинение лимериков. Находят рифмующиеся слова, затем с помощью моделя сочиняют лимерик. Далее начинается самостоятельная или групповая работа по созданию лимериков с помощью полученного моделя. Объект может задать учитель или выбирают сами дети.

Перед вами лимерики, составленные моими учениками.

Жил трудяга муравей
Поющий как соловей.
Пел он песни разные
Да такие классные.
Вдруг проснулся муравей.

Жил-был гриб,
Не любивший грипп.
Он всегда болел
И себя жалел.
Кашлял, кашлял и охрип.


Жила-была лисица.
Была она хитрица.
Обманула лиса дурака
На четыре кулака.
Вот такая она хитрица.

На горе жил Вулкан
Похожий на тюльпан.
Он любит цветок
И смотрит на восток.
На востоке живет любимый Полкан


2. После ознакомления на уроках русского языка и родного языка с частями речи, для быстрого усвоения, закрепления данной темы и для развития образной речи, критического мышления использую технологию составления синквейна.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться и в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, используется в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе: его слоговая структура 2-4-6-8-2 всего 22 слога.

  • 1 строка – существительное, обозначающее тему синквейна
  • 2 строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленные в теме синквейна
  • 3 строка - три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению, предмету.
  • 4 строка – фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.
  • 5 строка – существительное, выступающее как итог, вывод.

Составление синквейна – это форма свободного творчества. В подготовительный период работы по составлению синквейнов организую игру “Найди пару”, где дети находят признаки и действия заданных предметов. Темы для синквейнов могут быть разные: предлагает учитель или находят дети сами. Четкое соблюдение слоговой структуры и правил написания синквейна не обязательно.

Мама.
Добрая, ласковая.
Любит, заботится, ухаживает.
Она самая любимая.
Ангел.

Телефон.
Полезный, клевый.
Звонит, учит, развлекает.
С ним не бывает скучно.
Друг.

Весна.
Долгожданная, теплая.
Согревает, радует, веселит.
Все люди ее ждут.
Радость.

3. Для активизации и развитии мыслительной деятельности учащихся знакомлю детей с хокку (хайку).

Хокку (хайку) – традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой трехстишие в 17 слогов (5-7-5). Одним из самых известных представителей жанра был и до сих остается Мацуо Басё. Хайку пишется только в настоящем времени и не имеет названия. Искусство написания хайку – это умение в трех строках описать момент. Сказать много, используя лишь немного слов – главный принцип хайку. Современное хайку, написанные на европейских языках обычно короче 17–ти слогов, тогда как русские хайку могут быть даже длиннее. Хайку, написанные детьми на родном языке, получаются еще длиннее. Поэтому при составлении хайку допускаю отступление от нормы слогового состава.

Главное – в момент составления хайку активизируется и развивается мыслительная деятельность.

Предлагаю вашему вниманию некоторые коллективные и авторские подражания хайку своих учеников:

На окошке мороз
Рисует зимние узоры.
Зима – такая художница!

В ночном небе луна
Светит как фонарь.
Она - наш спутник ночной.

На подоконнике перец
Стоит печальный и понурый.
Он тоскует о лете.

Во дворе котята
Играют в салочки.
Котята такие озорные!

Халлааҥҥа былыттар
Бытааннык усталлар.
Айанньыт да былыттар!

Ороҥҥо сытар сыттык
Утуйарга ынырар.
Ынырыма, мин үлэм элбэх.

Составление стихотворных текстов повышают самооценку, вдохновляют, окрыляют их на еще более высокие достижения, развивают творческую и интеллектуальную активность учащихся. По итогам данной работы можно выпустить иллюстрированный сборник, составленный авторскими стишками учащихся.

Литература:

  1. Е.М.Дьяконова. Вещь в поэзии трехстиший (хайку) вещь в японской культуре. – М., 2003. – с 120-137.
  2. Баннов А.М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.-с.105
  3. “Мир бессмыслиц. Лимерики, старые и новые”, составитель К.Н.Атарова, Радуга, 2003г
Портнягина Наталия Николаевна15.12.2015 6550 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar