РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессиональное развитие педагогов в условиях перехода на ФГОС второго поколения

При организации методической работы в образовательном учреждении в процессе реализации ФГОС второго поколения одним из приоритетных вопросов управленческой деятельности администрации становится вопрос непрерывного профессионального развития педагогов.

С целью формирования готовности педагогических работников к реализации ФГОС решаются следующие задачи:

  1. Создание условий для освоения педагогами содержания ФГОС.
  2. Оказание помощи в развитии творческого потенциала учителей, их профессиональных компетентностей.
  3. Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации и самообразования педагогических работников учреждения.

Для решения поставленных задач в образовательной организации реализуется работа по методической теме. Единая методическая тема актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для корпуса, ориентирована на повышение творческого потенциала учителя, воспитателя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения кадет.

В учебном году методической темой Красноярского кадетского корпуса была тема: формирование и развитие ключевых компетентностей кадет на основе системно-деятельностного подхода. Работа по данной методической теме велась второй год.

Для реализации данного направления работы в корпусе были запланированы и проведены следующие методические мероприятия:

  • Анализ планов воспитательной работы.
  • Изучение понятия «технологическая карта урока» во время посещения открытых занятий и просмотра через образовательные порталы (http://kimc.ms/konkurs/teacherofyear) открытых уроков учителей, участвующих в муниципальном конкурсе «Учитель года».
  • Разработка и использование технологической карты урока в процессе проектирования, анализа и самоанализа во время взаимопосещения уроков, посещения уроков руководителями МО и членами администрации.
  • Повышение квалификации педагогов через занятия в КК ИПК РО.
  • Работа творческих групп: «Программа диагностики результатов обучения», «Лаборатория гуманной педагогики», «Физико-математическое образование». Разработка «Программы комплексной диагностики результатов обучения кадет в соответствии с образовательной программой основного общего образования».
  • Система наставничества.
  • Изучение научно-методической литературы по проблеме сопровождения учащихся с различными образовательными потребностями.
  • Проведение традиционных праздников «Чествование рот», спортивных и творческих мероприятий, предметных недель, интеллектуальных игр.
  • Педагогический совет «Структура современного урока».
  • Педагогический совет «Проектный подход на уроках и во внеурочной деятельности».
  • Методическое совещание «Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в Красноярском кадетском корпусе».
  • Методическое совещание «Технологическая карта урока».
  • Методическое совещание «Оценка планируемых результатов».
  • Методическое совещание «Реализация проектного подхода во внеурочной деятельности».
  • Методическое совещание: «Промежуточные итоги реализации Программы формирования и развития универсальных учебных действий».
  • Методическая неделя: «Эффективность использования ИКТ в учебном процессе».
  • Творческие отчеты учителей по методическим темам в форме открытых уроков и мастер-классов.
  • Консультации по вопросам использования мультимедийного комплекса в образовательном процессе.

Организационно-педагогическая деятельность.

В 2014-2015 учебном году с целью создания условий для профессионального развития педагогов и оптимального решения проблем образовательного процесса осуществляли свою деятельность три творческие группы: «Программа диагностики результатов обучения», «Лаборатория гуманной педагогики», Физико-математическое образование».

Деятельность группы «Программа диагностики результатов обучения» была связана с требованиями ФГОС второго поколения к образовательным результатам. Учителя осознают, что результатами обучения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Творческая группа в течение года изучала нормативные документы, методические рекомендации и статьи, посвященные вопросу измерения метапредметных и личностных результатов обучения, проводила педагогические исследования.

Учителя русского языка, входящие в группу, в стартовых контрольных работах и в контрольных работах за первое полугодие использовали задания, направленные на выявление способности кадет к речевому синтезу и установлению смысловых логических связей, адекватному использованию речевых средств при решении коммуникативной задачи, к объяснению языковых явлений.

В 5-7 классах выявлена проблема различения форм слова и однокоренных слов, использования в своей речи различных способов осложнения простого предложения. Нужно отметить, что данный вид деятельности отражается и заданиях ОГЭ. Но кадеты внимательны к самому значению слова, изобретательны в плане использования выразительных средств.

В ходе анализа было выявлено, что обучающиеся 8 классов не осознают смысловую взаимосвязь предложенных слов, не различают понятий «однокоренные слова» и «формы слова», не могут теоретические знания о причастном обороте применить в практике. В основном затруднения кадет отражают слабые способности обучающихся к речевому синтезу, установлению логических связей.

Для учащихся 9 класса не представило сложности составить предложение в соответствии с коммуникативной задачей, включить в него определенные синтаксические единицы. Единственное, что было сложным для учащихся 9 классов — это различить сравнительный оборот и сравнительное придаточное.

Старшеклассники (10-11 класс) показывают не очень высокие результаты выполнения заданий, связанных с восприятием текста, осознанием его особенностей. По сути, это вопрос целостного восприятия текстов, предлагаемых обучающимся на всех предметах. Ведь каждая отрасль науки требует внимательного прочтения текстов, осознанию главной мысли, способов ее выражения.

Учителя других предметов выделили для себя группу учащихся и наблюдали в течение трех четвертей развитие определенных коммуникативных или познавательных действий. Итоги своих наблюдений они представили на заседании творческой группы.

Итогом работы творческой группы нужно считать создание «Программы комплексной диагностики результатов обучения кадет в соответствии с образовательной программой основного общего образования», которая была представлена педагогическому коллективу на методическом совещании. Учителям было рекомендовано познакомиться с текстом Программы и использовать ее в процессе оценочной деятельности в следующем учебном году.

Творческая группа «Физико-математическое образование» начала свою работу в 2014-2015 учебном году. В состав творческой группы вошли учителя математики, физики, информатики, ИЗО, логики. Интеграция деятельности данных учителей была направлена главным образом на повышение качества образования по математике и повышение мотивации обучающихся к изучению данного предмета и дисциплин, связанных с ним.

В начале учебного года было проведено установочное заседание, на котором учителя обсудили нормативные документы, определяющие развитие математического образования в России и Красноярском крае, разработали план деятельности на учебный год.

В рамках предметной недели по математике учителями были проведены внеклассные мероприятия, имеющие интегрированный характер. Данные мероприятия имели своей целью повышение мотивации учащихся к изучению точных наук, убеждение кадет во взаимосвязи математики со многими школьными предметами и отраслями профессиональной деятельности.

Серьезное педагогическое исследование провели учителя физики. Работа началась с определения перечня наиболее важных вопросов, изучаемых в курсе математики и необходимых для успешного изучения физики. В соответствии с выявленными вопросами учителя разработали контрольные работы для учащихся 8-10 классов. Главная задача проведенных контрольных работ заключалась в выявлении уровня математической подготовки кадет, необходимой для успешного освоения курса физики.

В 2014-2015 учебном году продолжила свою работу творческая группа «Лаборатория гуманной педагогики». В нее входят следующие учителя иностранного языка, истории, информатики, биологии, русского языка.

В течение учебного года были проведены три встречи, на которых обсуждались идеи претворения в процесс обучения гуманноличностного подхода к детям. На одном из заседаний учителя просмотрели и обсудили фильм «Ищу учителя». Другие заседания были посвящены обсуждению принципов организации гуманноличностного урока, кодекса служения учителя гуманной педагогики. Учителя посетили педагогические лаборатории и мастер-классы на межрегиональных чтениях «Учитель, укажи на путь красоты Духа». В рамках этих чтений особо значимыми оказались доклад президента международной организации «Центр Гуманной педагогики» П. Амонашвили, президента международной организации ««Родительская забота» К.М. Мансуровой и академика Ш.А. Амонашвили.

Итоги проведения методического совещания по теме «Оценка планируемых результатов»

Методическое совещание по теме «Оценка планируемых результатов» было запланировано и проведено для развития профессиональной компетентности педагогов Красноярского кадетского корпуса в области реализации требований нового образовательного стандарта. Поскольку теоретическая работа проводилась в прошлом учебном году (она реализовывалась через методические совещания, заседания методических объединений, создание рабочих программ по предметам и факультативным курсам для 5-9 класса), данное методическое совещание носило практико-ориентированный характер.

После коротко вступления, в котором были отражены перечень результатов обучения по ФГОС нового поколения, суть образовательных продуктов и модель анализа урока, учителям было предложено посмотреть урок одного из участников муниципального конкурса «Учитель года-2014».

После просмотра фильма учителя обсудили дидактическую структуру представленного урока, устно дали оценку каждому этапу занятия, результатам работы учащихся. Во время беседы выступившие учителя продемонстрировали высокий уровень умения анализировать учебное занятие, понимания дидактической структуры урока.
Предметом пристального анализа являются записанные учителями краткие характеристики просмотренного урока и описание результатов обучения. В предложенной табличной

форме педагоги отражали свое понимание видов деятельности обучающихся, универсальных учебных действий, формируемых у девятиклассников, образовательных продуктов. Учителя различных предметов в целом правильно характеризуют виды деятельности обучающихся: слушают сообщения, изучают подготовленные к уроку материалу, выделяют главное в прочитанном, систематизируют понятия и характеристики, создают краткую презентацию, представляют свою работу перед коллективом одноклассников, голосуют за определенную форму правления. В редких случаях вместо характеристики деятельности даны определение формы работы (фронтальная), использованной технологии (проектная), этапы урока (подготовительный, анализ работы).

В характеристике развиваемых в среде учеников универсальных учебных действий учителя продемонстрировали знание теоретического материала, педагоги своими словами характеризовали регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Вполне допустимо использовать следующие характеристики: ставят цель, отбирают материал, формулируют задачу, ищут пути решения поставленной задачи, делают вывод, работают с текстом, выбирают главную информацию, сортируют материал, учатся слышать других, взаимодействовать в группе друг с другом и т. д.

Проблемы в характеристике универсальных учебных действий были только у вновь принятых учителей, которые не участвовали в методической работе прошлого года и составлении рабочих программ.

Проведенное методическое совещание показало, что учителя в целом понимают и используют в своей деятельности тезаурус нового образовательного стандарта, учитывают его требования в своей деятельности.

Итоги проведения методического совещания по теме «Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе»

Методическая неделя по теме «Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе» проходила в необычном формате: теоретический материал был оформлен в учительской в виде информационного стенда, а практические рекомендации были представлены в коротких выступлениях педагогов, широко использующих возможности ИКТ в образовательном процессе.

После совещания было проведено короткое анкетирование, направленное на выявление отношения учителей Красноярского кадетского корпуса к возможностям ИКТ.
Анализируя анкеты учителей, мы можем увидеть их предпочтения в профессиональной деятельности. Большинство учителей (63%) считают, что ИКТ способствуют повышению качественной успеваемости обучающихся. Не согласен с этим утверждением только один человек. Почти 83% учителей признают, что ИКТ повышают мотивацию обучающихся к изучению школьных предметов, соответственно влияют на активность учеников в творческой и исследовательской деятельности. Спорными вопросами являются последующие четыре. Оценка педагогов неоднозначна. Примерно 14 человек считают, что ИКТ облегчает работу учителя, а 12 человек не могут быть в этом полностью уверенны. Безусловно, это связано с уровнем ИКТ-компетентности учителей. Для некоторых остаются сложными подбор материала в интернете, его обработка, создание презентаций. Многовариантность ответов вызвал вопрос о влиянии ИКТ на устную и письменную речь ребенка. Педагогический коллектив осознает тенденции современности, когда ИКТ приводят к короткому общению с помощью символов, а не слов, в то же время учителя признают, что многое зависит от профессионализма самого педагога. Такая же оценка дана влиянию ИКТ на становление личного контакта учителя и ученика. Половина ответов связана с тем, что ИКТ не мешают личному взаимодействию участников образовательного процесса, половина — с обратным суждением. Очень важно, что большинство учителей (11 человек) считают, что ИКТ не приводит к пассивности обучающихся.

Следовательно, проведенное совещание и анкетирование убеждают в том, что педагогический коллектив признает целесообразность использования ИКТ в своей деятельности. Сегодня можно сказать, что больше 80% учителей регулярно используют презентации, дидактический материал, разработанный с помощью интернет-ресурсов и ЦОР.

Методическое совещание «Урок в формате ФГОС»

В начале совещания «Урок в формате ФГОС»коллективу учителей были представлены принципы построения современного урока, понятие технологичности учебного занятия и универсальная модель карты урока. Затем учителя продолжили работу на открытых уроках. Суть работы заключалась в апробации модели анализа урока в соответствии с технологической картой.

Проведенное совещание позволило осознать особенности урока в формате ФГОС, апробировать технологическую карту, разработанную коллективом учителей. Участники методического совещания говорили о том, что подобная форма работы очень интересна, она позволяет определить особенности профессиональной деятельности коллег, увидеть новые формы и приемы работы, вдохновиться на собственное творчество.

В материалах данной статьи представлены некоторые мероприятия, связанные с профессиональным развитием педагогов Красноярского кадетского корпуса. В целом мы можем сделать вывод о том, что прошедшем учебном году были созданы благоприятные условия для развития профессиональных компетентностей педагогов в области реализации требований ФГОС второго поколения: сформировано представление о технологической карте урока и о современных образовательных технологиях, разработаны локальные нормативные документы. В новом учебном году данная работа продолжается: организована методическая работа по оценке результатов обучения в соответствии с ФГОС; в план деятельности Красноярского кадетского корпуса в 2015-2016 учебного года включены мероприятия «Программы поэтапного перехода на новые образовательные стандарты» и «Программы формирования и развития универсальных учебных действий»; организована творческая группа педагогов по изучению результатов обучения пятиклассников и эффективных методик развития универсальных способов деятельности.

Список использованной литературы

  1. минобрнауки.рф
  2. crowdexpert.ru
  3. http://kimc.ms/konkurs/teacherofyear
  4. Фещенко Т.С. Факультет управления учебно0воспитательным процессом. Лекции. // Журнал «Управление современной школой. Завуч» № 5, 7, 8 за 2014 г., № 2, 4 за 2015 г.
  5. Шклярова О.А., Демин С.В. Кадровая политика образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Журнал «Управление современной школой. Завуч» № 7 за 2015 г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены