РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приёмы контроля процесса и результатов учебной деятельности обучающихся на уроках технологии в 5 классе в рамках ФГОС ООО.

Агеев Олег Владимирович

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

В ходе любого урока важно контролировать процесс и результаты учебной деятельности обучающихся для того, чтобы выяснить степень эффективности усвоения знаний и затруднения, возникающие в ходе их усвоения. Каждый обучающийся превращается в важный составляющий элемент целостной цепочки «оркестра», а учитель дирижирует, используя определённые методические шаги, предоставляет обучающимся самим активно участвовать в этом процессе и проявлять сильные и слабые стороны учебной деятельности и её результатов.

В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы, которые учитель технологии может использовать при проведении занятий в 5 классах на этапе контроля процесса и результатов учебной деятельности обучающихся при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов».

 

1. Учитель спрашивает обучающихся по цепочке.

Данный методический приём можно применять в случае, когда требуется дать подробный ответ на вопрос. Учитель спрашивает первого обучающегося, он начинает отвечать, затем в любом месте ответа учитель может прервать рассказ обучающегося и продолжить ответ должен следующий по цепочке. Такой способ опроса способствует повышению внимания со стороны всех обучающихся, поскольку им необходимо внимательно слушать ответ своего товарища и суметь продолжить его с определённого момента. Безусловно, каждый обучающийся должен хорошо знать материал опроса, иначе при передаче ему слова цепочка ответов может временно прекратиться, а это будет означать наличие пробелов в знаниях некоторых обучающихся, которые следует устранять сразу же в процессе обсуждения и, по возможности, поработать индивидуально с отстающими. Затем можно снова повторить подобный опрос с укороченной цепочкой отвечающих, у которых были выявлены недочёты и незнания некоторых моментов темы.

Например, при изучении темы «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» можно получить подробные развёрнутые ответы при обсуждении вопросов о строении древесины, лиственных и хвойных породах, пиломатериалах и древесных материалах, так как обучающиеся в данном случае могут опираться на ранее полученные знания из «Окружающего мира» и своего жизненного опыта, а также знания, полученные в ходе данного урока.

2. «Выбери правильный ответ».

Учитель, задавая вопрос обучающимся, предлагает им несколько вариантов ответов на него. Задача обучающихся заключается в выборе правильного ответа.

Например, при изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» учитель может предложить вопросы:

- В каких единицах проставляются размеры изображения на чертежах?

а) в см;      
б) в мм;       
в) в м;      
г) в дм.

(Ответ: б) в мм);

- Приведите примеры масштабов уменьшения?

а) М 2:1; М 4:1;
б) М 1:4; М 8:1;
в) М 1:2; М 1:4;
г) М 4:1; М 1:8.

(Ответ: в) М 1:2; М 1:4);

- Каково назначение штриховой линии на чертеже?

а) линия обрыва;
б) линия сгиба;
в) размерная линия;
г) линия невидимого контура.

(Ответ: г) линия невидимого контура)

 

3. «Выбери верное утверждение».

Учитель предлагает обучающимся утверждение, а они должны сказать верно оно или нет.

Например, при изучении темы «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины» учитель может предложить обучающимся следующие утверждения:

  • забивать клинья в гнёзда и выбивать их можно только киянкой (верное);
  • чтобы заготовку надёжно закрепить в зажиме столярного верстака, нужно постучать по нему молотком (неверное);
  • в крышке верстака есть лоток, который предназначен для размещения рубанка, шила, молотка (верное);
  • клинья верстака изготовляют из металла или пластмассы (неверное).

 

4. «Опрос полушёпотом».

Учитель вызывает к себе одного или нескольких обучающихся и беседует с ними полушёпотом, в то время, как остальные ребята заняты выполнением других заданий. В ходе такого опроса выявляется независимая оценка деятельности отдельного обучающегося. Опрос проводится параллельно с другой деятельностью, не нарушая её ход.

 

5. «На какую оценку вы рассчитываете?»

Обучающиеся самостоятельно высказывают учителю степень своей подготовки по данной теме урока: кто-то готов на «5», кто-то – на «4», а кто-то считает, что материал им усвоен на «3». Последующий опрос позволяет выявить степень соответствия предпочтений обучающихся реальному результату усвоения учебной деятельности. В случае совпадения можно говорить о правильной самооценке деятельности обучающихся на уроке. В противном случае можно констатировать факт заниженной или завышенной самооценки.

 

6. «Блиц-опрос».

Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, а обучающиеся должны дать как можно больше правильных ответов на них. Вариантов такого метода может быть несколько.

  1. Учитель заранее на листах готовит вопросы блица и раздаёт их обучающимся текстом вниз. По команде учителя обучающиеся переворачивают листы и отвечают на вопросы в течение определённого промежутка времени. По истечении времени ручки откладываются в сторону и обучающиеся самостоятельно карандашом проверяют свои работы, либо работу своего товарища по ключу, заранее подготовленном учителем. Затем по критериям выставляется оценка каждому обучающемуся.
  2. Задания по вариантам могут быть подготовлены на доске. Обучающиеся, как и в первом варианте, выполняют их по времени на листах. Работы могут быть сразу сданы учителю или обучающиеся осуществляют самопроверку.

Например, при изучении темы «Выпиливание лобзиком», блиц-опрос может содержать следующие вопросы:

  • узкая тонкая металлическая полоска с мелкими зубьями называется… (пилка);
  • пилку закрепляют сначала в … зажиме (нижнем);
  • пилку в лобзике закрепляют с наклоном зубьев… (в сторону ручки);
  • «ласточкин хвост» по-другому называют… (выпиловочный столик);
  • пилка лобзика при работе располагается всё время… (вертикально);
  • выпиливание деталей начинают с … контуров (внутренних);
  • после выпиливания внутренние контуры зачищают… (надфилями).

Критерии оценки могут быть такими:

  • 6-7 правильных ответов – «5»;
  • 5 правильных ответов – «4»;
  • не меньше трёх правильных ответов – «3».

 

7. «Выборочный контроль ответов».

Учитель может проверить правильность выполнения различных заданий обучающимися выборочно. При такой работе все обучающиеся заинтересованы в своевременном выполнении заданий, потому что случайный выбор учителя может выпасть на кого угодно из них. Конечно, при таком методе, не следует оставлять без внимания работы обучающихся, на которых «не выпал выбор учителя», но которые самостоятельно пожелали их продемонстрировать.

 

8. «Тема в трёх предложениях».

Учитель ставит перед обучающимися задачу, заключающуюся в том, чтобы в трёх предложениях передать содержание темы урока.

Например, при изучении темы «Строгание заготовок из древесины» три предложения могут быть следующими:

  • при строгании заготовок получаются ровные и гладкие поверхности;
  • для строгания используют строгальные инструменты (струги): рубанок, шерхебель и фуганок;
  • шерхебель служит для чернового строгания, рубанок для окончательного чистового строгания, а фуганок предназначен для строгания длинных заготовок.  

 

9. «Три в одном».

Учитель вызывает к доске трёх обучающихся, один из которых отвечает на вопрос, второй добавляет или исправляет ответ первого, а третий комментирует ответы первых двух. Обязанности среди обучающихся распределяет либо учитель, либо сами отвечающие. Затем учитель приглашает к доске следующую тройку обучающихся и так далее.

 

Список использованных печатных источников

  1. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Агеев Олег Владимирович16.04.2016 4790 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar