РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие речи на уроках литературного чтения и русского языка в соответствии с ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа"

Начальная школа

В связи с внедрением в образовательный процесс начальной школы новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования изменяются и основные приоритетные задачи. Основными задачами образования становятся - формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. И основными механизмами системного обновления в образовании становятся: обновление содержания, формирование универсальных учебных действий, современные технологии обучения, новая система оценивания результатов.

Второй год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Содержание УМК, структура, предлагаемая авторами технология формирования УУД полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учебникам нового поколения в условиях перехода на ФГОС начального общего образования. УМК по каждому предмету включает в себя учебник, хрестоматию и тетради для самостоятельной работы.

Во втором классе особое внимание уделяется урокам развития речи. Эти уроки решают следующие задачи:

  • формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) Вот некоторые темы, составляющие эту линию: «Как правильно написать письмо» "Как правильно и вежливо вести себя в магазине". "Как правильно выразить просьбу и благодарность" «Что делать, если ты опоздал(а) на урок?» «Как попросить разрешения войти в класс?» «Как вежливо говорить по телефону. Как пригласить к телефону одноклассника, если трубку взяла его мама?» «Как учиться слушать других и стараться, чтобы услышали тебя?», «Как вести себя во время конфликта с одноклассниками?»
  • формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых в методическом аппарате, наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание
  • формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) построено на основе анализа литературных текстов, а также на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.
  • формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта примерок: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых – опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.

Кроме того назначение системы задач УМК это формирование умений работать со словарями. Словари находятся во второй части учебника Русского языка «Развитие речи. Словари». Практически на каждом уроке учащийся 2 класса использует 2 части учебника.

Большое внимание уделяется работе с текстами. В соответствии со стандартными требованиями школьники учатся выделять в тексте части; определять, в каком фрагменте содержится основная мысль и в каких строчках выражено главное переживание. Это помогает им вычленять разные сюжетные линии; выявлять разные жизненные позиции и ценностные установки литературных героев; обнаруживать сюжетно-композиционные повторы, определять точки наибольшего напряжения – кульминации; различать разные «роли» героев.

В учебниках УМК «Перспективная начальная школа» впервые представлен материал по развитию речи, отвечающий не только всем требованиям стандартов, но и требованиям, предъявляемым к результатам освоения программ, сформулированных в проекте стандарта второго поколения .

Во 2 классе изучаются темы

  • Построение текста
  • Выделение в тексте смысловых частей.
  • Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
  • Текст-описание и текст-повествование.
  • Тема и основная мысль (основное переживание) в тексте.
  • Составление плана текста.
  • Изложение как жанр письменной речи.
  • Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.
  • Определение темы и основной мысли живописного произведения.
  • Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания);
  • Чтобы научить школьника структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК разработана методика цветового маркирования текста.

В основе базовых цветов маркирования текста в УМК используются голубой и желтый.

С помощью чередования вертикальных полосок голубого и желтого цвета на полях в учебнике организуется чтение по цепочке; организовывается чтение текста по ролям; выделение с помощью цветных фонов повторяющихся композиционных элементов в фольклорных текстах помогает школьникам осознать повтор как основную композиционную фигуру устного народного творчества (например, докучные сказки); выделение с помощью разноцветных фонов разных сюжетных линий приводит к формированию умения самостоятельно выделять разные сюжетные линии.

Два цветных карандаша – желтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения во 2 классе. Этим инструментом школьники пользуются в тетрадях для самостоятельной работы практически на каждом уроке. Школьникам предлагаются незнакомы тексты небольшого объема, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом.

Цветовое маркирование помогает обучающимся научится самим видеть в тексте его значимые элементы.

В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены прекрасного качества художественные репродукции. Умение рассматривать произведения живописи на уроках русского языка мотивировано решением задач развития речи, поставленных программами изучения русского языка и литературного чтения. Поэтому –помимо общей дидактической задачи формировать наблюдательность, выделять детали и определять главное – картинная галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для того, чтобы школьник умел сравнивать содержание и название живописного произведения, учился определять, связно ли название с темой или основным переживанием автора этого произведения; обнаруживать сходство приемов, которыми пользуются поэты и художники; сходство приемов, сходство мира ценностей авторов литературных и живописных произведений.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальной школе, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре.

Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться, а второе – о чем нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.

Язык усваивается ребенком в общении , в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.

В методической литературе все чаще появляются статьи учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся, развитию коммуникабельности каждого ребенка.

Для того, чтобы правильно построить работу по развитию речи и чтобы она принесла положительные результаты, нужно выявить, какие виды деятельности наиболее интересны детям. Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; творческие и проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.
Все эти виды работ проводятся в определенной системе , начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже известными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимися.

Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание может проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению . Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.

Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам деятельности и характеру заданий: сочинение –рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.

Сочинение, как вид творческой работы, занимает особое место в педагогической практике. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является , с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

В УМК «Перспективная начальная школа» есть учебники русского языка ч.2, под редакцией Чураковой Н.А., хрестоматии по окружающему миру и литературному чтению, в которых достаточно материала для развития речи учащихся. Начиная от простого и переходя к более сложным видам деятельности, дети обучаются составлять предложения, определять тему текста и его главную мысль, находить смысловые части текста, составлять тексты-миниатюры по определенным темам. Так же здесь имеются различного рода словари, которыми дети смогут воспользоваться при письменном оформлении своих мыслей.

Работа над сочинением начинается задолго до написания самого сочинения. В качестве тренировочного упражнения можно предложить такое задание: придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и четко проявляются индивидуальные особенности детей, работая по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но еще более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чем же это придумал описание сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют задания такого рода.

Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение –«А я тоже так могу!» Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития ребенка, как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе – учатся формулировать свои мысли в современной деятельности.

Так же прекрасным тренировочным упражнением является задание на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке русского языка. Работать можно в группе, так и индивидуально. Например: распространить просты предложения, используя как можно больше слов.

  1. Пришла зима.
  2. Выпал снег.
  3. Ударил мороз.

Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Некоторым достаточно составить предложение вида «Пришла долгожданная зима», а другим – целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности.

  1. И вот пришла настоящая снежная , холодная, с метелями, вьюгами и обильными снегопадами, которая принесла много радости, игр и развлечений ребятишкам во дворе, а так же удивила маленько рыжего котенка, никогда не видевшего этого чуда природы.
  2. Выпал белый, пушистый, сверкающий на солнце, снег, который запорошил крыши домов, тропинки в сосновом лесу, укрыл теплым одеялом вспаханные поля и задремавшие до весны сады.
  3. Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую ледяную речку ледяным проточным мостом, чтобы она, гордая красавица, спала до самой , такой еще далекой, весны.

Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность и уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Сидельникова Татьяна Леонидовна27.09.2016 2250 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar