РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС второго поколения на уроках информатики

Автор:
Ковтунова Светлана Михайловна
учитель  информатики
МКОУ СОШ № 1 с. Дивное

Содержание

Программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) для каждой ступени образования разработаны в соответствии с требованиями, вводимыми в систему общего среднего образования федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) нового поколения. В соответствии с Концепцией ФГОС для информатики, как и для других предметов, должна быть разработана «Программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни»

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего основного образования.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.

Основными целями формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках, в том числе и информатики, можно считать:

  1. создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
  2. создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Задачи, способствующие реализации данных целей:

  • поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий;
  • создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
  • грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
  • давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;
  • использование современных педагогических технологий в процессе обучения

Основные требования к современному уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т. д.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 29 декабря 2010 г. №189).

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и т. д.

Однообразность урока способствует утомлению школьников. Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10.

В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18, в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах. Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.

3. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

  • Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
  • Активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
  • Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

5. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений.

Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7. Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке:

  • Между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность и т. п.);
  • Между учениками (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, заинтересованность-безразличие, активность - пассивность).

8. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т. п.

Что касается уроков информатики, то помимо общих требований к уроку, нельзя забывать о гигиенических требованиях к использованию компьютеров на уроке, несоблюдение которых вызывает ухудшение зрения и психофизическое утомление учащихся.

СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Онищенко Г. Г. 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года для учащихся школ.

1. Длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать:

  • для обучающихся в I - IV классах - 15 мин;
  • для обучающихся в V - VII классах - 20 мин;
  • для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин;
  • для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

2. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня:

  • для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок;
  • для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока;
  • для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

3. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса.

4. Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для обучающихся в II - V классах не более 60 мин;
  • для обучающихся вVI классах и старше - не более 90 мин.

5. Время проведения компьютерных игр не должно превышать:

  • 10 мин для учащихся II - V классов;
  • 15 мин для учащихся VI - XI классов.
  • Рекомендуется проводить их в конце занятия.

6. Не допускается одновременное использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста.

7. Занятия с независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии педагога.

Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы учащихся с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, учитывая при этом показатели рациональной организации урока по информатике:

 

Факторы урока

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

1 урок

2-3 урок

4-6 урок

1 урок

2-4 урок

5-6 урок

1 урок

2-4 урок

5-7 урок

1 урок

2-4 урок

5-7 урок

1 урок

2-4 урок

5-7 урок

Средняя продолжительность изучения теоретического материала (в мин.)

10

15

12

12

17

15

12

17

12

14

20

17

14

20

17

Частота чередования различных видов учебной деятельности (мин)

10

7

8

10

7

8

10

9

9

12

10

10

12

10

10

Процент самостоятельной работы за компьютером

25

20

20

25

25

20

25

20

20

55

50

55

55

50

55

Наличие эмоциональных разрядок (число)

3

2

3

3

2

3

3

2

4

3

3

5

3

3

5

Чередование позы школьников (зависит от)

4

6

8

3

4

5

3

4

5

2

3

3

2

3

3

 

Количество упражнений для глаз / количество повторений

3/4

3/4

3/5

2/3

2/4

3/4

2/6

2/8

3/8

2/6

2/8

3/8

2/6

2/8

3/8

Количество упражнений для опорно-двигательного аппарата / количество повторений

3/8

3/10

3/10

2/3

2/4

3/4

2/3

2/4

3/4

2/3

2/4

3/4

2/3

2/4

3/4

Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения, однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, размещенных в учебниках, тетрадях, ЭОР, входящих в состав УМК.

Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Помимо этого, при изучении графических редакторов учащиеся 5-7 классов могут выполнять рисунки на тему «Здоровый образ жизни», учащиеся 8-9 классов создают проекты «Жизнь без сигарет», «Здоровое питание», «Компьютер и здоровье школьника» и т. д., которые можно использовать на уроках ОБЖ и для проведения классных часов.

Работа по формированию здорового образа продолжается во внеурочное время: дети пишут статьи в школьную газету (о секциях, в которых они занимаются, о спортивных соревнованиях, проводят анкетирование и т. д.), участвуют в районных и городских конкурсах творческих работ, связанных со здоровым образом жизни.

В эффективности проводимой работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни большое значение играет и работа с родителями. С этой целью на школьном сайте или личной  Интернет-странице можно размещать полезную и интересную информацию для родителей и детей. Например, «Здоровый человек у компьютера», «Подростки в социальных сетях» и пр.

В заключение своей работы хочется обобщить основные моменты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как учителя-информатики:

  • хорошая психологическая атмосфера на уроках;
  • заинтересованность в выполнении творческих заданий;
  • Следить за неукоснительным соблюдением требований ТБ и правил поведения в компьютерном классе;
  • Обучать различным упражнениям для глаз и для опорно-двигательного аппарата;
  • В процессе урока и во внеурочное время приводить примеры, давать задания, пропагандирующие здоровый образ жизни и порицающие вредные привычки, алкоголизм, наркоманию, компьютерную и игровую зависимости и т. д.

 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по учебным предметам. Информатика.  Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421
  2. Аносов М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения. // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
  4. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Режим доступа: http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/sanpin2_2_2_542-96/index.htm
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619281/
  6. RusEdu. Информационные технологии в образовании. Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article974.html
  7. Авача Вики. Режим доступа: http://wiki.kamipkpk.ru/index.php/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%9F%D0%B8%D0%9D
  8. Учебно-методический портал. Режим доступа: http://www.uchmet.ru/library/material/156010/
Ковтунова Светлана Михайловна31.10.2016 1240 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar