РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы в рамках реализации программы ФГОС

Басанец Ирина Александровна

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», - писал Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка».

Еще 15-20 лет назад групповая форма работы на уроке была редкостью.

Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.

Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.

В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.

Начинать учить работать в группе нужно с самых первых дней пребывания ребенка в школе. В этом процессе нет мелочей, важно все: как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); как расставить парты; как соглашаться и как возражать; как помогать и как просить о помощи и т.д.

Обычно навыки совместной работы в группе сначала осваиваются на внеучебном материале (на внеклассных мероприятиях, в играх и т.д.). Примеры из практики.

Приём «Рукавица» работа в паре построенная на умение договориться между собой, необходимы шаблоны рукавиц с правой и левой руки на которых учащиеся должны нарисовать один и тот же рисунок, орнамент, одним и тем же цветом.

«Ковёр» на умение работать в команде, предоставляются разноцветные геометрические формы и чистый лист, участники группы должны создать ковёр за определённое время.
Ребята 5-х,6-х классов часто желают быть лидерами в группах, для этого раздаются карточки разного цвета (синий, красный, зелёный и т.д.), в других группах должен присутствовать этот же набор карточек, теперь при ответе капитаны красных карточек выступают, затем синих и т.д. Ребят сначала нужно научить работать в группе иначе процесс работы в группе будет мало эффективен.

Всегда необходимо устанавливать правила работы группы и критерии оценки ее достижений, при этом важно убедиться, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока.

Правил работы в группе не должно быть много, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

  • в разговоре должен участвовать каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • свое мнение надо не навязывать, а доказывать и т.д.

Хорошо, если эти правила в виде плаката будут перед глазами учащихся во время групповой работы.

Групповая работа всегда начинается с распределения учащихся на группы. Часто этот этап проходит непросто, даже драматично. То, насколько удачно сформированы группы, во многом определяет эффективность их работы.

Существует несколько способов разделения класса на группы.

  1. По взаимному выбору, по желанию. Учащиеся могут самостоятельно сформировать равные группы или группы с конкретным количеством участников.
  2. Случайным образом. Способов формирования таких групп множество: объединение учеников, сидящих на одном ряду; с помощью жребия и т.д. Работа в «случайных» группах может объединить благодаря совместной работе детей, которые в иных условиях между собой никак не взаимодействовали, а также развить способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Следует отметить, что этот способ разделения на группы неприменим в конфликтном классе.
  3. По определенному признаку, который учителем. В этом случае процесс разделения на группы превращается в игру. Например, можно разделиться по первой букве фамилии (гласная – согласная), по сезону рождения и т.д. По сравнению с предыдущим (случайным) способом разделения, этот способ изначально задает некий общий признак, который объединяет учащихся. Они понимают, что есть нечто, что их сближает. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
  4. Группу набирает ее «лидер», который может быть выбран учителем в соответствии с целью. Чаще всего «лидеры» выбирают тех одноклассников, кто будет эффективно работать в его группе. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
  5. Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: например, объединить детей так, чтобы получились равные по силе группы.

Стоит присмотреться к опыту учителей, которые в течение нескольких лет использовали групповую форму работы на своих уроках. Г.А. Цукерман, например, дает следующие рекомендации по разделению учеников на группы: самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Важно также соблюдать принципы отбора заданий для групповой работы. Во-первых, задания должны быть такими, чтобы ученики понимали: результат будет гораздо лучше, если работать не в одиночку. Во-вторых, целесообразно для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы; задания творческого характера, для выполнения которых нужны генерировать творческие идеи; задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В-третьих, задания должны быть выполнимы за короткое время. В-четвертых, задания должны быть посильными, но интересными.

Групповая форма работы может быть эффективной только при условии правильной ее организации.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

 

Проведение конференции.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.
  2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек
  3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом.
  4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;
  5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала.

Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

 

Пресс-конференция.

Оцениваются сами вопросы; вопросы используются в качестве контрольного материала; устраивается пресс-конференция (приглашённый «литературный герой», если вопросы составлялись по прочитанному произведению). Группы работают над одним и тем же текстом.

Игра «Продолжи». Каждая группа должна составить текст на заданную тему. Текст создаётся по цепочке: каждый участник составляет предложение.

«Своя опора». Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. Проходит презентация схем-опор. Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь-конспект.

Работая в группе по методу «вертушки», дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки так на уроках русского языка: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

 

Рыцарский турнир
(проводится между представителями команд)

I этап – объявление о предстоящем турнире

За неделю до «турнира» вывешиваю список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия», и знакомлю с «рыцарским кодексом» Рыцарский кодекс:

  1. Можно вызывать на «дуэль» только в письменной форме, не позже чем за три дня до боя.
  2. Можно вызывать только равного по силам противника.
  3. Можно вызывать соперника, победившего тебя, но не тобой уже побежденного.

Например, в 7 классе при повторении изученного в конце года предлагаю следующее:

  1. Словарные слова (по списку в конце учебника).
  2. Корни с чередованием.
  3. Ь после шипящих на конце слова во всех частях речи.
  4. О, е и ё после шипящих и ц.
  5. Окончания существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  6. Все правила правописания наречий.
  7. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
  8. Слитное и раздельное написание не со всеми частями речи.

II этап – «Вызов»

Ученик из одной команды «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Андреев вызывает Анисимова». После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».

III этап – «Сражение»

Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

IV этап – объявление победителя и награждение команды, его подготовившей

На доску почета вывешиваются имена всех членов команды, подготовившей победителя.

 

Турнир «издательств»

Предложив группам соревнования «издательств», которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор - выполняет самую сложную работу, поэтому эта роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.

Корректор отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) – переписать правильно и красиво текст набело.

Ход игры

1 этап – распределение ролей;

2 этап – первичное ознакомление с текстом . Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора с подробным объяснение другим членам группы;

3 этап – повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;

4 этап – проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.

5 этап – подведение итогов, на основании которых строится работа рецензентов.

6 этап – обсуждение плана и содержания рецензии.

7 этап – рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.

8 этап – чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.

Типичные ошибки

1. Самая распространенная ошибка учителей, только начинающих осваивать групповую форму работы, – бездействие во время выполнения учащимися задания в группах. Педагог должен следить за ходом сотрудничества учеников в группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса, выступать в роли арбитра во всех спорах, следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями, поскольку их необходимо включать в активную деятельность.

2. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Для всех детей (а в подростковом возрасте – особенно!) остаться без группы, в одиночестве, является ситуацией труднопереносимой.

3. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

4. Нельзя исправлять или критиковать первые высказывания членов группы, даже если они ошибочны. Это работа других членов группы.

5. Иногда участники группы при малейшем затруднении начинают задавать вопросы учителю. Если на вопрос может ответить кто-то из учеников, учитель не должен на него отвечать.

6. Учитель не должен ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

7. Нельзя требовать абсолютной тишины: во время групповой работы дети должны иметь возможность разговаривать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос, мотивируя это тем, что «крикуны» мешают работе в других группах.

8. Слишком продолжительное или, наоборот, недостаточное время для выполнения задания. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5 – 7 минут, в средних 10 – 15 минут, в старших 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше времени.

9. Учитель часто не может рассчитать время урока так, чтобы учащиеся успели продемонстрировать результаты групповой работы. Урок в таком случае неэффективен, так как неясен результат этой работы.

Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо! Очень интересно!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.