РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение проблемно-интегративной технологии в преподавании химии и географии

Н.Н.Ауэр учитель географии
И.Н.Тимошенко учитель химии

Просто знать – мало, знания нужно использовать
Гёте И.В.

Перед современным образованием поставлена задача – способствовать инновационному развитию страны. Процессы глобализации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают новые требования при формировании модели выпускника школ. Обществу на сегодняшний день нужны грамотные, мобильные, способные постоянно совершенствоваться специалисты. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в жизни. Умения и навыки, которые учащиеся освоят, за время обучения, будут востребованы в течение всей их жизни. Новые социальные запросы определяют новую стратегию развития образования, выдвигают требования к результатам, содержанию и условиям образования, которые отражены в новых ФГОС ООО.

В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде [3].

Химическое образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В школе обучении химии на сегодняшний день должно быть нацелено на глубокое осмысление и понимание основ химической науки, на формирование навыков и опыта творческий проблемно-поисковой деятельности.

Появление современной техники, интернет ресурсов, гаджетов дает возможность учителю наполнить урок наглядностью, создать виртуальное пространство. Перед современным образованием стоит задача создание условий для развития ребенка с учетом его индивидуальности и перехода от информационно-репродуктивного к активно-творческому обучению. В настоящее время в образовании приоритетным становится формирование у учащихся предметных, метапредметных учебных действий, образовательный процесс приобретает ярко выраженную практическую направленность[2].

На практике учителя используют проблемно-интегративную технологию обучения, ориентированный на совместную деятельность участников образовательного процесса, в ходе которой решаются учебные проблемы. Вся деятельность строится на интегративной основе, поэтому все решаемые в обучении проблемы становятся интегративными по содержанию. [4].

Преимущества проблемно-интегративного обучения:

  • ведущим видом деятельности является самостоятельная проблемно-поисковая деятельность учащегося, учитель только направляет деятельность учащихся;
  • данный метод дает возможность научиться работать с разными видами информации , которые учащиеся используют для приведения доказательств или обоснования суждений;
  • способствует развитию познавательной активности и повышению интереса к предметам;
  • характеризуется динамичностью, т.е. развитие межпредметных связей.

Недостатки проблемно-интегративного обучения:

  • сложность в управлении ходом мыслительной деятельности учащихся;
  • много времени затрачивается на первые этапы урока.

Ведущими средствами создания проблемной ситуации на уроке постановка и решение учебных задач являются межпредметные связи. В начале урока межпредметные связи позволяют актуализировать знания учащихся, полученные на уроках других дисциплин и побудить учеников к переносу знаний в новую ситуацию[5].

Примером может быть бинарный урок географии и химии.

На уроке химии в 8 классе можно перед учащимися поставить межпредметную учебную задачу. В начале урока стоит обратить внимание на состав воздуха и сделать опору на полученные знания на уроке географии. Тема «Состав воздуха» изучается в курсе географии в шестом классе. При актуализации знаний перенести акцент на роль кислорода в жизни живой и неживой природы. Учитель задает проблемно-поисковый вопрос: «Какое вещество содержится в атмосфере в большем количестве?». В итоге на уроке формулируется проблема в виде межпредметного вопроса: « Какое вещество кислород или азот преобладает в атмосферном воздухе?». В данной ситуации обучения учитель должен создать условия для самостоятельного применения межпредметного материала и развивать у учащихся умения связанные с синтезом, анализом и переносом знаний и способов действий.

Несмотря на то, что проблемные ситуации составляют основу проблемно-интегративного обучения, они не могут быть реализованы без учета и подбора методов обучения.

Наиболее эффективный метод – метод эксперимента.

При изучении темы из курса географии «Пояса Земли. Атмосферное давление» можно использовать знания, полученные на уроках химии. Для актуализации знаний формулируем проблемно-поисковый вопрос «Воздух имеет вес? И занимает ли он место в пространстве?». Эксперимент это всегда интересно, учащиеся выбирают из набора предложенных экспериментов тот, что ответит на поставленный вопрос, или могут предложить альтернативный вариант, при работе с этим методом учитель создает условия для формирования умений анализировать, интерпретировать результаты эксперимента.

Эти умения формируются достаточно длительное время, поэтому эксперимент как метод обучения должен реализовываться на трех уровнях проблемности.

  • Низкий уровень - низкий уровень сформированности экспериментальных умений и навыков, поэтому в обучении преобладает демонстрационный метод( ученик наблюдает за действием учителя или одноклассника), с помощью учителя создается проблемная ситуация и с его же помощью осуществляется поиск решения.
  • Средний уровень - учащиеся владеют определенным запасом экспериментальных умений и навыков, которые позволяют им выполнить несложные эксперименты, найти доказательства и аргументы для разрешения проблемной ситуации, практические умения может ученик применить в повседневной жизни.
  • Высокий уровень - учащиеся самостоятельно проводят эксперименты, работы обобщающего характера, выполнение которых требует неординарного подхода, результаты эксперимента анализируются, обобщаются в выводы, практические умения может ученик применить в повседневной жизни.

На практике методы, формы обучения реализуются в условиях той или иной формы организации урока.

Закончить можно актуальными словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами».

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.с.6-7.
  3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2013. (стандарты второго поколения) С.3-4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс].-www.standart.edu.ru. (дата обращения 16.02.2017).
  4. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/01/19/monitoring-metapredmetnyh-uud-po- predmetam-e ( дата обращения 20.02.2017).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.