РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт введения ФГОС второго поколения в начальной школе

В нашей школе введение ФГОС началось с 1 сентября 2010 года. 26 первоклассников из 1- класса начали свой школьный путь с новыми Федеральными государственными стандартами.

В отличие от образовательных стандартов первого поколения (2004г.), которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения (2010 г) предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.

Учебный процесс осуществляю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова Я считаю, что эта система позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов, формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения В данной системе наряду с новыми концептуальными основами и подходами бережно сохранены лучшие традиции отечественной школы. Реализуются такие принципы, как: принцип воспитания гражданина России, принцип ценностных ориентиров, принцип обучения в деятельности, принцип работы на результат, принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; постановка учебной задачи на каждом .

Также и в учебниках, и в тетрадях добавлены странички «Проверим себя и оценим свои достижения. Детям нравится оценивать себя смайликами.

Используя методы активного обучения, мы представляем себе такого выпускника первой ступени обучения: ученик, обладающий исследовательским интересом, коммуникативностью, ответственностью, толерантным, имеющим навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

С 1 класса организована системы накопительной оценки – портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся . Самостоятельной работе детей на уроке отвожу больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. При этом, стараюсь сформировать у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки..

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (одно из достоинств новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, вторая половина дня используется на реализацию внеурочной деятельности, которая организована по следующим направлениям:

  • научно-познавательное (общеинтеллектуальное) 3 часа;
  • художественно-эстетическое (общекультурное) 4 часа;
  • духовно-нравственное 1 час;
  • спортивно-оздоровительное 1 час;
  • социальное 1 час

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, студии, секции, праздники, НОУ (Научные общества учеников), олимпиады, соревнования, исследования. Для каждого ученика составлены индивидуальные образовательные маршруты.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Все кружки, студии, секции, объединения, которые посещают наши ученики, помогают формировать толерантность, развивают их творческие способности, воспитывают у детей чувство патриотизма.

Создаются возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Одним из направлений внеурочной деятельности явился курс «Я – исследователь», составленный на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и во внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности.

Внедрение ФГОС второго поколения предполагает широкие возможности для развития способностей одарённых детей посредством реализации проектной деятельности. Так проектная деятельность имеет широкий спектр применения полученных знаний, способствует повышению качества знаний по предметам, является альтернативой учебной деятельности, позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков, расширяет границы собственного знания, позволяет решать творческие задачи оригинальным способом. Использование ИТ в организации проектной деятельности младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, формированию основ информационной компетенции. Применяя ИТ, учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа содействует формированию стимула для поиска дополнительных сведений, ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата. Решение творческих задач на всех этапах проекта делает этот процесс интеллектуально и практически значимым, важным для самореализации ребенка. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

С учащимися начальных классов заниматься проектной деятельностью достаточно сложно. В такой работе основная роль учителя, который должен обязательно увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовывать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал всё сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял её и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.

Проработав четыре года по ФГОС, выявила для себя положительные и отрицательные моменты:

Что же положительного в ФГОС основного общего образования?

Первое – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второе – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третье – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что же отрицательного в ФГОС основного общего образования?

Совершенно ясно, что нужно значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан с развитием материально-технической базы школы,

Главное, о чем мы должны помнить: по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.