РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход как основа формирования успешной личности при изучении математики

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит находить ее.
А. Дистерверг

Проблема совершенствования методики преподавания математики всегда актуальна. С введением ФГОС СПО нового поколения, которые предполагают подготовку выпускника как успешной, компетентной личности, способной решать типичные и нестандартные проблемы и задачи в повседневной жизни, эта проблема стала еще острее. К тому же системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС нового поколения, предъявляет изменения не только к конструированию современного урока, но и к роли учителя. Теперь учитель на уроке и сценарист, режиссер, руководитель, консультант, наставник, тьютор. Главная его задача - создать условия на уроке, инициирующие учебную деятельность обучающихся, отвечающие новым запросам общества. Все это требует от учителя математики умения выстроить урок нового типа.

Таким образом, проблема совершенствования методики преподавания физики в условиях реализации требований ФГОС СПО есть веление нынешнего времени. А суть нынешнего образовательного времени состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и системой образования, продолжающей применять неэффективные формы, методы, приемы обучения.

В связи с этим основной целью моей педагогической деятельности считаю создание условий для реализации системно-деятельностного подхода при изучении математики.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого учащегося;
  • привитие навыков самостоятельной работы учащихся;
  • совершенствование форм организации учебной деятельности через использование новых педагогических технологий в урочное и внеурочное время;
  • развитие способности учащихся применять полученные знания в практической и повседневной жизни.

Информационное обеспечение как одно из условий успешной реализации ФГОС СПО нового поколения

Учебно-воспитательный процесс я планирую согласно образовательной программе колледжа. Выбранные мною УМК имеют следующие особенности и достоинства: проблемное изложение материала, диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой. Особенность учебников в развитии обучащихся посредством продвижения в предмете, приоритетным является и информационное и развивающее поле курса. В учебниках практически реализованы принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения, развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого).

В своей работе в основном использую следующие цифровые образовательные ресурсы:

  • ФИПИ. Открытый банк заданий. Математика. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  • Домашняя школа InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass
  • Учительский портал. http://www.uchportal.ru/load/23
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru\
  • Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ. Решу ЕГЭ. http://reshuege.ru/ и др.

Успешная самореализация учащихся на уроках математики как одно из средств реализации требований ФГОС.

Мною изучены теоретические основы проектирования современного урока. Для удобства работы в практической деятельности они составлены в виде памяток.

Памятка №1. Требования к современному уроку по ФГОС СПО

  • Урок обязан иметь личностно - ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не преподавателя.
  • Осуществляется системно – деятельностный, компетентностный, практико – ориентированный подходы.
  • Каждый урок направлен на развитие общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
  • Решающая роль отводится учебному сотрудничеству.

Таким образом, современный урок должен быть проблемным, развивающим.

Достижение нового образовательного результата возможно только при реализации системно – деятельностного подхода на уроке.

Памятка №2. Реализация системно – деятельностного подхода на уроке

Положение системно-деятельностного подхода  /  Реализация
Формирование умения учиться  /  метапредметная деятельность, общие и профессиональные компетенции.
Целенаправленная организация учебной деятельности  /  Соответствующие типы заданий, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность.
Содержание обучения через значимые жизненные задачи   /   Компетентностный подход, обращение к личности обучающегося, его личным целям и проблемам будущей профессиональной деятельности.
Важная роль сотрудничества   /  Групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.

При реализации системно-деятельностного подхода на уроке использую следующие принципы педагогической техники:

  • Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии обучающемуся представляю право выбора);
  • Открытости (не только даю знания, но и показываю их границы, сталкиваю обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • Деятельности (освоение обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций в преимуществе в форме деятельности);
  • Идеальности (максимально использую возможности знания и интересы самих обучающихся);
  • Обратной связи (регулярно контролирую процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи).

Таким образом, меняются цели и задачи математического образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартом нового поколения, урок должен стать новым, современным. Это я достигаю следующими путями:

  • Ход познания – «от обучающихся»;
  • Коллективный поиск, направляемый учителе;
  • Использование разнообразных форм, методов, приемов, организаций учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся, который становится активной Личностью, умеющей ставить цели, и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены