РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инструктивные карты, как средства формирования и развития УУД на уроках географии

Теория без практики мертва, практика без теории слепа
Александр Суворов.

В чем заключается задача школы?

Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

Причины перехода на новые образовательные стандарты

  1. Стремительное развитие науки и техники.
  2. Высокие темпы обновления знаний.
  3. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации.
  4. Необходимо развить умения к получению образования самостоятельно.
  5. Подготовка воспитанников к предстоящей трудовой деятельности – способных использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях.
    Специалист (а мы с вами призваны готовить специалистов с большой буквы) должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда.

На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. Любое учебное умение воспитанника характеризуется системой (набором) взаимосвязанных действий и операций. Действие – это основная составляющая деятельности.

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои достижения.

Как достичь эту цель?

Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию.

Освоение учебных действий происходит в процессе систематического решения учебных задач и выполнения различного рода заданий. Учебная задача – это прежде всего задача, решение которой обращено на получение новых знаний и умений посредством различных учебных действий.

Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Универсальные учебные действия (близкие понятия):

  • общеучебные умения,
  • общепознавательные действия,
  • общие способы деятельности,
  • надпредметные действия.

Какую же функцию выполняют универсальные учебные действия на уроке:

  • во-первых,  обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • во-вторых,  создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;
  • в–третьих,  обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  1. Личностные.
  2. Регулятивные.
  3. Познавательные.
  4. Коммуникативные.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:

  • сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
  • основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
  • сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
  • организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Все виды УДД пересекаются друг с другом, взаимосвязаны, взаимообусловлены. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных видов и общей логикой возрастного развития.

Учителю географии важно понимать, что формирование УДД определяется следующими тремя положениями:

  1. формирование УУД – это цель образовательного процесса, именно оно определяе6т его содержание и организацию;
  2. формирование УДД происходит при условии разных предметных дисциплин;
  3. УУД, их свойства и качество определяют усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций воспитанников.

Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга.

Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ невозможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы.

Для практических работ необходимы инструкции, по которым ученики могут выполнить задания либо подготовиться к практической работе.

Инструктивные карты - это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии

Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. В случае необходимости, если суворовец пропустил какое-то занятие, он может выполнить его индивидуально во внеурочное время.

Важную роль, конечно, играет и руководство педагога. На начальных этапах большое значение имеет четкая постановка задачи, а также, инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию.

Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ.

Инструктивные карты могут использоваться при любой форме организации обучения.

Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия. «Теория без практики мертва, практика без теории слепа», эти слова принадлежат Александру Суворову, генералиссимусу, великому русскому полководец, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере

Таким образом, при всей доходчивости и полноте теоретического обучения, суворовцы не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении упражнений. Это восполняется преподавателем в ходе текущего инструктирования воспитанников. Но ведь педагог объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней учащимся:

Для избегания таких ситуаций применяется документация письменного инструктирования — специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности, выполняемых упражнении.

Инструктивными картами на уроке пользуются и преподаватель — при проведении вводного инструктажа, и учащиеся — в процессе выполнения упражнений.

В инструктивных картах представлена информация двух видов:

  • словесная — описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений,
  • графическая — рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость.

Таким образом, инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы.

Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.

Наибольший эффект дает такой способ использования инструктивных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.

Инструктивные карты фактически могут являться технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.

На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных

Эффективность работы зависит в значительной степени от того, как проинструктированы воспитанники о выполнении работы.

Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выполняемых заданий.

При подготовке к работе по карте учащиеся получают возможность спланировать свою деятельность.

В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:

  1. Тема
  2. Цель работы
  3. Оборудование
  4. Вопросы для повторения
  5. Ход работы

Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал, повторение пройденного, на заметку, порядок выполнения работы (инструкции к выполнению), задания предварительной проработки, подведение итогов, закрепление материала, форма отчета, домашнее задание и т.д. на усмотрение преподавателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства. Но как говорил великий полководец: «Тяжело в учении, легко в бою».

 

Пример работы с мультимедиа учебником по инструктивной карте по теме «Почва как особое природное образование», 8 класс

Пример работы с картами атласа по инструктивной карте по теме: «Почва – это величайшее природное богатство», 8 класс

Цель работы: повторить и закрепить знания о почвах России, установить взаимосвязь ГП территории (через отработку навыков определения географических координат) и типа климата, как одного из факторов почвообразования.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом». Почва – это величайшее природное богатство. Ваша задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны.  Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого вы «отправляетесь» в различные уголки нашей необъятной Родины – вам нужно определить территорию по географическим координатам, тип климата, как одного из факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

  1. 67,5˚с.ш. 64˚в.д. – город ………,  ……….  климатический пояс, ………. почва
  2. 58˚с.ш. 35,5˚в.д.– – город ………, ……….  климатический пояс, ………. почва
  3. 62˚с.ш. 129˚в.д – город ………, ………….  климатический пояс, ………. почва
  4. 44˚с.ш. 42˚в.д. – город ………, …………..  климатический пояс, ………. почва
  5. 46˚с.ш. 48˚в.д. – город ………, ………..….  климатический пояс, ………. почва

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу, максимальное количество – 15 баллов.

Критерии оценивания: 15-14 баллов – отметка «5», 13-11 – «4», 10-8 – «3», 7 баллов и менее – «2»

 

Примеры работы с графиками, таблицами по инструктивной карте

Практическая работа «Изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой»

Цель работы: отработать практические навыки и умения по характеристике элементов погоды (вычерчиванию и анализировать графика хода температур, вычерчивать и анализировать розу ветров, вычерчивать и анализировать диаграммы количества осадков), решению простейших задачи (определению амплитуды температур и среднегодовых отметок температур.

Задание 1. По предложенным данным постройте график годового хода температуры для городов России

Месяц

Янв.

Фев.

Мар.

Апр.

Май.

Июн.

Июл.

Авг.

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

г.Сочи

  10

50

80

110

160

220

260

240

180

110

80

20

г.Нерюнгри

-360

-300

-200

-160

-70

100

160

140

-50

-170

-240

-320

 

Задание 2. По графику хода температур, определите среднюю суточную температуру воздуха и амплитуду температур.

 

Задание 3. По предложенным данным постройте «розу ветров»

 

Задание 4. Расставьте пункты А, Б, В, Г, Д в порядке возрастания атмосферного давления.

 

Задание 5. Ответь на вопрос и сделай вывод: в каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу, максимальное количество – 5 баллов.

Критерии оценивания: 5 баллов – отметка «5», 4 – «4», 3 – «3», 2 баллов и менее – «2»

 

Примеры работы по решению задач по инструктивной карте

Цель работы: закрепить теоретический материл о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты местности и отработать навык применения знаний на практике при решении задач.

  1. Какова температура воздуха на вершине горы, если у подножия она составляет +36С? Высота горы 4 км.
  2. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -24С, а у поверхности Земли +12С?
  3. На высоте 7 км температура равна -12С. Какова в это время температура у поверхности?
  4. Определите атмосферное давление на высоте 2 км, если у подножия горы оно составляет 740 мм. рт. Ст
  5. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
  6. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу, максимальное количество – 6 баллов. (при условии правильного решения и оформления задач)

Критерии оценивания: 6 баллов – отметка «5», 5 – «4», 4 – «3», 3 баллов и менее – «2»

Примеры по нестандартному применению знаний и умений по теме «Атмосфера» по инструктивной карте

Цель работы: закрепить теоретический материл по теме «Атмосфера» и отработать навык применения знаний на практике при решении задач в нестандартной ситуации.

1. В жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно одинаково? Почему?

2. Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.

3*. В Южной Америке (Перу) на высоте около 4500 метров работает специальная станция для изучения влияния высоты на человеческий организм. Люди, привыкшие к жизни внизу, на уровне моря, с трудом могут пройти несколько десятков шагов на высоте 4500 метров. А те, кто уже акклиматизировался в горной местности, свободно там бегают и занимаются спортивными упражнениями. В горах Перу на высотах 2000—4000 метров живет более 4 миллионов человек. Почему так происходит?

Оцените себя, за каждый правильный ответ на 1 и 2 вопросы по два балла (при условии полного ответа), за каждый правильный ответ на 3 вопрос (повышенного уровня) 3 балла (при условии полного ответа), максимальное количество – 7 баллов.

Критерии оценивания: 7-6 баллов – отметка «5», 5-4 – «4», 3 – «3», 2 баллов и менее – «2»

 

Примеры по нестандартному применению знаний и умений по теме Гидросфера. Воды Суши. Реки» по инструктивной карте

Цель работы: закрепить теоретический материл по теме «Гидросфера. Воды Суши. Реки» и отработать навык применения знаний на практике при решении задач в нестандартной ситуации.

Ответьте на вопросы.

1) Определите характер течения реки Терек по стихотворению М.Ю. Лермонтова

«Терек воет, дик и злобен.
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят»

 

2) Стихотворение Н.А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» даёт яркое описание явления на реках весной. Какое это явление?

«Вода прибывает
Вижу один остров небольшой
Зайцы на нём собралися гурьбой
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам
Уж под ними осталось меньше аршина земли
В ширину, и меньше сажени в длину».

3) В какой из пословиц говориться о значении воды в природе?

а) Водица - всему царица.

б) Под лежачий камень вода не бежит.

в) Не плюй в колодец – придётся испить.

4*) Индейские племена, живущие на берегах Амазонки и ее притоков, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто-то переправляется на противоположный берег, то гонит перед собой лошадь, а сам идет следом. Обратный путь он проделывает таким же способом. Почему индейцы избрали такой своеобразный способ переправы?

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы 1-2 по одному баллу, за каждый правильный ответ в 3 вопрос по одному баллу за каждый, на вопрос 4 (повышенного уровня) – 3 балла. Максимальное количество – 8 баллов.

Критерии оценивания: 8-7 баллов – отметка «5», 6-5 – «4», 4 – «3», 3 баллов и менее – «2»

 

Примеры работы с планом местности и фотографии по инструктивной карте по теме «Изображения земной поверхности», 6 класс

Цель работы: отработать умение работать с картой (развитие картографической грамотности) и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.

Дорогой друг!

Вы сегодня совершили путешествие, где узнали о различных способах изображения местности. Выполнив теоретические и практическое задание, ты сможешь определить свой уровень усвоения знаний и умений на уроке

1.Способы изображения местности:    А_______________ Б____________ В_____________

2. Укажите изображение местности, по которому можно определить название населенного пункта, реки, высоту холма:      А) аэрофотоснимок  Б) рисунок   В) план

3. По плану местности (первый форзац учебника) определите основную реку и ее левый и правый притоки.

река___________    левый приток______________    правый приток_______________

4. По плану местности (первый форзац учебника) определите является река Ока судоходной?

5. По фрагменту плана г.Перми, определите район, откуда была сделана фотография и отметьте его красным крестиком.

6. Сформулируйте вывод: более полную и точную информацию об окрестностях передает_____

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу. Максимальное количество – 6 баллов.

Критерии оценивания: 6 баллов – отметка «5», 5 – «4», 4 – «3», 3 баллов и менее – «2»

Пример работы со схемой по инструктивной карте по теме «Географическое положение и границы России», 8-9 класс на этапе закрепления (возможно на этапе изучения нового материала, работа с атласом)

Цель работы: закрепить материал по странам, граничащим с Россией (первого, второго, третьего порядка).

1. Напишите в кругах названия стран, с которыми граничит Российская Федерация

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу. Максимальное количество – 22 балла.

Критерии оценивания: 22-20 баллов – отметка «5», 19-17 – «4», 16-14– «3», 13 баллов и менее – «2»

 

Пример работы по инструктивным карточкам по теме «ГП Южной Америки», 7 класс на этапе закрепления (возможно на этапе изучения нового материала, работа с атласом)

Цель работы: развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия географического положения Южной Америки и береговой линии в сравнении с другими материками.

1. Не пользуясь картами, определить правильность утверждения. поставьте знак (+)  или (-).

Утверждения

Ответы

1. Этот материк пересекает экватор в северной его части

2. Площадь материка составляет 18 млн. кв. км.

3. Материк омывается водами Индийского океана.

4. Отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом.

5. Самый холодный материк на земле.

6. Крайняя южная точка материка – мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.)

7. Отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом.

8. Этот материк похож на гроздь винограда.

9. На юге материка расположен остров Тасмания.

10. На севере материк омывается водами Карибского моря.

11. Этот материк омывается водами двух океанов.

12. Относится к одной части света.

13. Полностью лежит в западном полушарии.

14. Находится как в западном, так и в восточном полушарии.

 

 

2. Не пользуясь картами, укажите объекты, обозначенные цифрами на карте.

Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу. Максимальное количество – 25 баллов.

Критерии оценивания: 25-22 баллов – отметка «5», 21-19 – «4», 18-16– «3», 15 баллов и менее – «2»

 

Инструктивная карточка по теме: «Рельеф дна Мирового океана», 5 класс

Цель: отработать умения работать с различными источниками информации, обрабатывать и обобщать информацию, систематизировать материал, применять полученную информацию на практике по средствам изучения основных формах рельефа дна океана

 

I. Изучения рельефа мирового океана.

 

ЭХОЛОТ - _______________________________________________________

Скорость распространения звука в воде ______________________________

Решите задачу:

звук посланный эхолотом вернулся за 4 сек., какова глубина данного места?

 

Как по физической карте можно определить глубины океана?

рельеф изображается на карте с помощью ____________________________

рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками ________ цвета.

отметки глубин и высот показывают также _______, например, самая большая глубина Мирового океана равна ________метров, называется_______ и находится в _________ океане

Осуществите самопроверку с доски.

II. Рельеф дна Мирового океана.

Работая с предложенным рисунком, выберите правильный ответ:

А) шельф, Б) материковая отмель, В) глубоководный желоб, Г) Марианский желоб, Д) срединно-океанический хребет, Е) эхолот, Ж) 11022м, З) 22011м

  1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м называется…
  2. Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м
  3. Самый глубокий на Земле океанический желоб
  4. Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км
  5. Современный прибор для измерения глубин Мирового океана
  6. Глубина Марианского желоба…

Осуществите взаимопроверку с доски.

III. Закрепление материала.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;   б) желоба;  в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;    б) срединно-океанические хребты;   в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;    б) материковый склон;   в) шельф.

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;    б) материковый склон;    в) котловины.

5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:

а) Филиппинский желоб;    б) Марианский желоб;    в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;    б) в желобах;  в) на материковой отмели.

7. На физической карте какая форма рельефа дна Мирового океана обозначается более тёмным синим цветом?

а) материковая отмель (шельф);   б) срединно-океанический хребет;    в) желоб.

Осуществите взаимопроверку с доски.

IV. Оцените себя, за каждый правильный ответ на вопросы по одному баллу.

Максимальное количество – 22 балла.

Критерии оценивания: 22-20 баллов – отметка «5», 18-16 – «4», 15-13– «3», 12 баллов и менее – «2»

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.