РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нормативно-правовая база при переходе на ФГОС СПО 4-го поколения

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.

Возрастает требование к нормативно – правовой компетентности педагогических кадров, владение технологией решения жизненно и профессионально значимых проблем, способность ответственно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять принципы государственной политики в сфере образования с образовательной практикой и т.д.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Статья 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункт 6 содержит определение «Федерального государственного образовательного стандарта.
— совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Статья 11 ФЗ «Об образовании в РФ» посвящена Федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям.

Там говорится, что они должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя следующие требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.


Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при их наличии) и подлежит приведению в соответствие в течение одного года с 1 июля 2016 года.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования.

Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 73 Закона Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции,

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 74 гласит, что Профессиональное обучение в образовательной организации завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Лицам, прошедшим профессиональное обучение по итогу устанавливаются квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих, что актуально при переходе на ФГОС СПО 4 поколения.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в различных российских, иностранных и международных организациях. Она проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но она не заменяет государственную аккредитацию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (слайд 12) Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Разработанные проекты направляются разработчиками в Министерство образования и науки Российской Федерации для рассмотрения и утверждения.

Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов. Стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов: Министерство труда и социальной защиты представляет в Министерство образования и науки информацию об утвержденных профессиональных стандартах ( либо изменениях, а последнее направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам образовательных стандартов. Они проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов. При необходимости разработчики проводят анализ во взаимодействии друг с другом.

Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов. Указанные проекты до утверждения направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия профессиональным стандартам.

В Распоряжении Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р <Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы> говорится об актуализации и утверждении ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов, о последовательном внедрении в СПО практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Подготовка методических рекомендаций по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата "Ворлдскиллс Россия", всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии". Государственная поддержка модернизации системы среднего профессионального образования в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ развития среднего профессионального образования.

В Приказе Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" говорится, что содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Оно должно обеспечивать получение квалификации.

Сейчас в России действует ФЦП «Развитие образования на период с 2016 до 2020 года. Среди важнейших целевых индикаторов и показателей Программы: возросшая доля образовательных организаций СПО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ; возросшая доля средних профессиональных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям.

Предполагается, что в результате выполнения второго этапа программы в 2018- 2020 гг. произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе СПО и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического го развития Российской Федерации.

Концепция ФГОС СПО 4-го поколения разрабатывалась в рамках государственного задания Минобрнауки России Федеральному институтом развития образования и на сегодняшний день активно обсуждается, поэтому педагогическое сообщество вправе предлагать свои рекомендации. Разработку вел Центр профессионального образования под руководством Блинова Владимира Игоревича. В разработке участвовали сотрудники Центра, а также представители экспериментальных площадок ФИРО в субъектах РФ.

Реализация Фгос 4 поколения планируется на 2020 год.

Существует ряд рисков и проблем внедрения ФГОС 4 поколения для работодателей, студентов и преподавателей. Ну, в частности, преподаватели должны владеть механизмом сопряжения ФГОС и ПС, знать основы педагогики и психологии профессионального образования, должны иметь высокий проектировочный уровень, но некоторые преподаватели профессиональных учреждений вообще не имеют педагогического образования, слабо владеют основами педагогического менеджмента.

На преподавателей СПО ложится большая по объему, содержанию, времени работа по переходу на ФГОС 4 поколения и ,конечно, педагогическое сообщество может не справиться с этими объемами и сроками. Согласно национальным рамкам квалификации СПО готовит выпускника 5 уровня квалификации, а педагог при трудоустройстве должен соответствовать 6 уровню, поэтому пока не ясно как будет это прописано в дипломе выпускника и организовано при трудоустройстве (либо студент будет повышать уровень за счет продления своего обучения в СПО, либо за счет получения дополнительного профессионального образования. Есть также риск, что студенты потеряют часы теоретического обуче

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.