РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инклюзивное образование в современной школе

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,
которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость - радость познания, радость
интеллектуального труда, радость творчества.
Сухомлинский В. О.

Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность использовать разные программы (адаптированные программы) для детей с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Необходимо понимать, что процесс образования приспосабливается под ребёнка, а не наоборот.

Результаты многочисленных исследований доказали, что образовательная интеграция может быть эффективна только для части детей с ограниченными возможностями здоровья, например: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и прочие.

Следует отметить, что не все дети подлежат инклюзии. Дети с нарушениями интеллектуального развития в нашей стране всегда учились в специальных коррекционных школах и школах - интернатах. Для этих детей существует свой стандарт образования. Учащиеся с умственной отсталостью осваивают нецензовый уровень образования, где сокращается «академический» компонент за счёт расширения «жизненных компетенций».

В Российской Федерации инклюзивное образование детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательных школ не вошло на полноценной основе в систему общего образования. Сегодня есть отдельные случаи, когда дети учатся в обычных общеобразовательных школах.

При работе с умственно отсталыми детьми необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Однако, результат обучения по специальной программе будет только тогда, когда будут соблюдаться необходимые условия её реализации. Коррекционное обучение невозможно без помощи специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учителя технологии.

Проблема совместного обучения детей с лёгкой умственной отсталостью со здоровыми учащимися очень серьезная и требует не только формирования отношений между детьми, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью в образовательном учреждении комфортным. Таким детям сложно контактировать с другими детьми.

Для ребят необходимы специальные педагогические условия: на занятиях в малых группах, индивидуальных уроках они усваивают программный материал. Но главное для ребят научиться работать со сверстниками. Дети школьного возраста формируют отношение к миру через предметно-игровую и сюжетно-ролевую деятельность, пусть при помощи взрослых, но с ориентацией на сверстников. Усвоение норм поведения крайне важно для умственно отсталых детей. Учителю необходимо подбирать для них задания, при выполнении которых ребенок оказывался бы в ситуации успеха не только учебной, но и при взаимодействии со сверстниками.

У педагогов общеобразовательных школ нет педагогических технологий работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Учитель общается с классом в традиционной форме, а этим детям нужно личностно-ориентированное общение. Ребёнку необходимо, чтобы учитель его выделил хоть парой фраз, своим взглядом.
Особенности выстраивания урока в классе, где обучается ребёнок с особыми образовательными потребностями.

Построение урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с особыми образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний и умений). При планировании к уроку необходимо создавать индивидуальные траектории. Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: сначала учителем объясняется новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. Учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Необходимо помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь возможность дополнительного отдыха на уроке.

В силу нарушения познавательной деятельности дети с умственной отсталостью не могут достичь уровня психофизического и речевого развития, близкого к возрастной норме, и, соответственно, не могут овладеть стандартом общего образования в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки. Поставленные перед необходимостью освоить цензовое образование, дети с умственной отсталостью лишены возможности овладеть доступным для них академическим знанием. Формирование жизненных компетенций, в условиях, не ориентированных на удовлетворение их особых образовательных потребностей проходит с трудностями. В результате процесс обучения ребёнка с умственной отсталостью приобретает формальный характер.

Закон об образовании не запрещает детям с нарушением интеллекта обучаться в общеобразовательной школе, но обучение ребёнка в этом случае неэффективно, поскольку нет соответствующих условий для реализации программы обучения таких детей. А потому следует с осторожностью внедрять такие проекты, которые приводят к полному изменению целой системы образования.

Задача инклюзии - создать светлое, особое тёплое поле, чтобы раскрыть каждого ученика, чтобы ребёнок не чувствовал себя изгоем, чтобы смог получать поддержку и дружбу ровесников, иначе говоря, чтобы быть вместе.

Литература:
1. Четверикова Т. Ю. Практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью / Т. Ю. Четверикова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016, № 4 (46), часть 3.
2. Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов - М.: Дрофа, 2008.
3. Стреблева Е. А. Умственно отсталым детям нельзя замыкаться в себе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.