РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Открытый урок чтения Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"

Открытый урок чтения Е.И. Чарушин "Страшный рассказ" Цели:
  1. Обучающая: вызвать интерес к книгам и рисункам Чарушина. 
  2. Развивающая: развивать воображение, внимание, мышление. 
  3. Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе. 
Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка его книг и картин, музыкальный материал, пословицы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме «О братьях наших меньших» под девизом «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Дети читают девиз хором.

- Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведение какого автора мы будем читать? О чём, о ком его книги?
Дети. Мы будем читать книги Евгения Чарушина. Он пишет о животных.

Учитель. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Откройте учебники и прочитайте название.

Дети читают «Страшный рассказ»

Учитель. Скажите, когда и почему бывает страшно?

Дети. Когда темно и когда одни дома.

Учитель. Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

II. Работа с текстом

Первичное чтение: 1-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 2-ю часть – учитель; 3-ю часть – подготовленные ученики. 

Учитель. Кто хочет поделиться своими мыслями?

Дети. Пете и Шуре было страшно, они же были одни.
- Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.

Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?

Дети. Слова «сени», «чулан».

Учитель. Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й абзацы «жужжащим» чтением.

Физминутка.
Гуси.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро улетели.

- Что узнали о мальчиках?

Дети. Они говорили, какие они смелые и ничего не боятся.

Учитель. Как называется разговор двух людей? Прочитайте диалог по ролям.

Дети читают диалог.
- Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?

Дети. Они бросились друг к другу и накрылись одеялом.

Учитель. Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим тон, темп и громкость.

Дети. Тон – это загадочный, интригующий, взволнованный.
- Темп - неспешный.
- Громкость – тихо.

Чтение «эхо»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

Самостоятельная работа. Работа в парах.

Подумайте над вопросами.

  • Что больше всего напугало ребят?
  • Как они чувствовали себя под одеялом?
  • Можно ли их назвать трусами?
  • Кто же напугал мальчиков?
Учитель. Прочитайте это предложение с радостью, с грустью, испугом, злостью, удивлением.

Смотрят – да это ёжик!

Учитель. Читаем третью часть «цепочкой». Подготовьте вопросы к этой части.

После чтения один ученик выходит к доске, а остальные задают ему вопросы по тексту.

Учитель. Ответьте на следующие вопросы.

  1. Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
  2. Как вы думаете, почему Чарушин дал такое название своему рассказу?
  3. Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.

Физминутка.
Игра с зайкой.
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика, поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.

Учитель. Какая из пословиц подходит к рассказу?
  • На смелого собака лает, а трусливого кусает
  • Бояться не надо, надо умом раскинуть.
  • С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
  • Не будь овцой, так и волк не съест.
  • Пуганая ворона и куста боится.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.
  • У страха глаза велики.
  • Ты пожалей и тебя пожалеют.
Автор этого рассказа был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек.

Учитель открывает выставку картин.

Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете , почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина.

А сейчас я предлагаю вам загадки, но необычные, а музыкальные. Послушайте фрагмент и скажите, кого или что вы себе представили?

Звучит 1-й фрагмент – «Медведь».
В каком произведении читали о медведе?
Дети. Бианки. «Музыкант».

Звучит 2-й фрагмент – «Ёжик».
Учитель. В каком произведении встретились с ежом?
Дети. Чарушин. «Страшный рассказ».
Учитель. Что объединяет эти рассказы? О чём они заставляют задуматься?

III. Домашнее задание.

Составите книжку-малышку о любимом животном со своими рисунками.


Анализ открытого урока по чтении во 2 классе
МОУ Новоганькинской СОШ
Исаклинского района Самарской области.

Учитель Петрова Галина Анатольевна Дата проведения: 13.11.07 г.
Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Форма проведения урока: урок-беседа.
Цель посещения урока: знакомство с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения, проверка усвоения учащимися учебного материала.

Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка книг и картин Чарушина, музыкальный материал, пословицы.
Тип класса: общеобразовательный
Количество обучающихся в классе: 12, из них присутствовало на уроке 12.
Время урока: 45 минут.
Педагогические технологии: на альтернативной основе, на проблемной основе, игровое обучение, здоровьесберегающие технологии.

На уроке решаются триединые дидактические цели - при выполнении заданий учащиеся отрабатывают навыки чтения, учатся находить ответы на вопросы, работать с книгой. Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, места урока в системе уроков по теме, соответствуют уровню подготовленности класса. Учитель ознакомила учащихся с целями урока и довела до их сведения. Цели урока достигнуты.

Урок проводится в форме фронтального опроса. Для решения своих задач учащиеся должны много читать. Было использовано чтение учителем, чтение подготовленными учащимися, хоровое и «жужжащее» чтение, чтение цепочкой и «эхо». В ходе урока ребята работают в парах и индивидуально. Задания подготовлены самые разнообразные: работа над интонацией, работа с пословицами, с выставкой книг и картин писателя, музыкальные загадки. Проведена работа над незнакомыми словами. Урок проводится в соответствии с планом работы учителя. Труд учителя и учащихся организован рационально.

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Используемый материал излагается в доступной форме. Задания подготовлены таким образом, что в итоге учащиеся должны сделать вывод по прочитанному рассказу. Задания развивающего характера учат мыслить, вызывают интерес.

В ходе урока ребята много работают самостоятельно. Задания имеют разную степень сложности и подготовлены с учетом уровня подготовленности учащихся. Учителем использовались методы и приемы, которые соответствуют содержанию учебного материала:
  • живое слово учителя;
  • использование доски;
  • самостоятельная работа;
  • фронтальная работа;
  • работа в парах.
Наглядные пособия использовались учителем эффективно.

Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны. Учащимся очень понравилась форма и тема работы.
Учитель уважительно и внимательно выслушивает ответы учащихся, обращается к ним по имени, ведет беседу «глаза в глаза». Поощряет в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.
Урок подтвердил, что учащиеся Галины Анатольевны получили глубокие и прочные знания. Конечная цель достигнута, учащиеся сделали свои выводы по уроку. Все запланированное на уроке было выполнено.
Итог урок подведен учителем.
Домашнее задание не задано.

Вывод: урок проведен методически правильно, структура урока четко соблюдена и соответствует плану-конспекту. Цели урока достигнуты.
Оценки выставлены всем учащимся, до звонка. Используемый материал преподнесен в доступной форме, наглядный материал соответствует тематике урока, психологическая атмосфера доброжелательная.

Рекомендации: использовать ТСО и ИКТ для повышения эффективности и качества обучения.

Петрова Галина Анатольевна07.05.2013 87060 Текстовые сценарии мероприятий
Всего комментариев: 0
avatar