РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности эффективного взаимодействия с подростками

Особенности эффективного взаимодействия с подростками

Сергеева Елена Арамовна
ГКОУ Урюпинская школа-интернат имени С. И. Горшкова

Целевая аудитория: родители, педагоги

Цель: оказание помощи родителям (педагогам) в общении с подростком.

Задачи: побудить родителей (педагогов) задуматься о психологических особенностях подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

1. Знакомство.

Каждый участник занятия (по кругу) называет свое имя и приветствует остальных, например «Я рад вас видеть», «Добрый день» и т.д.

2. Броуновское движение.

Участники хаотично двигаются по комнате, глядя друг другу в глаза и приветствуя, по команде ведущего объединяются в пары (необходимо как можно быстрее найти себе пару). Затем, двигаются глядя в глаза и здороваясь за руку, по команде ведущего объединяясь в пары. На заключительном этапе упражнения необходимо двигаться, смотреть в глаза и приветствовать друг друга, похлопывая по плечу, по команде ведущего объединяться в пары.

3. Туземцы и миссионеры.

Группа делится на две команды. Одна команда остается в кабинете, вторая направляется в другое помещение. Каждая команда получает инструкцию (Приложение №1).
После игры проводится обсуждение, на котором участники подводятся к выводу о том, что подростки живут совершенно по другим законам и правилам, зачастую непонятным взрослым.

4. «Мини – лекция особенности подросткового возраста» (Приложение №2 )

5. Упражнение «Портрет современного подростка»

Каждый участник получает карточку «Портрет современного подростка» и выбирает черты, которые на его взгляд наиболее свойственны детям подросткового возраста (см. Приложение №3). Затем происходит общее обсуждение и составляется портрет подростка.

6. Упражнение «Я - высказывания»

Ведущий. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возни¬кают у нас как «Я-мысли» (я хочу есть, я люблю это делать и т.д.). Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «Я-высказывания» в разговоре превращаются в «Ты-высказывания», то есть вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим партнеру «ты — плохой». С помощью «Ты-высказывания» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «Ты-высказывание» в «Я-высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении.

Далее участникам предлагается потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «Я-высказывания» (Приложение № 4.).

7. Обсуждение правил общения с подростком

Ведущий раздает каждому родителю бланк «Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками». Родители должны ознакомиться с ними, обсудить волнующие их моменты. (Приложение №5.)

8. Итог занятия

Приложение №1

Инструкция ТАХТ- адиванцам:

Жители поселения ТАХТ-адиван по исторически сложившимся причинам оторваны от цивилизации. ТАХТ-адиванцы, значительно отличаются от других людей, имеют свои традиции и в целом не испытывают особых неудобств, в связи со своим отдаленным положением. Но существует проблема, очевидная для миссионеров: все население находится на грани гибели, так как алкогольные напитки, табак, сквернословие и демонстративное поведение считаются священнодействиями, и почитаются всеми ТАХТ-адиванцами.

Спасти от вымирания население ТАХТ-адивана поставила своей целью миссионерская организация.

  • Необходимо придумать какое – нибудь приветствие, принятое в вашей местности. Этим приветствием жители обмениваются с любыми, в том числе и незнакомыми людьми, проявляя тем самым свое расположение и гостеприимство. У жителей поселения есть ряд обычаев, о которых они знают чуть ли не с рождения и которые для них настолько очевидны, что не возникает даже мысли их кому-то объяснять. Эти обычаи следующие:
  • Женщины не могут в присутствии незнакомцев смотреть на рисунки, фотографии, тексты. Если им предлагают это, они падают на колени и начинают громко молиться в течение одной минуты.
  • Мужчины, если с ним начинают говорить незнакомцы, говорящего окружают полукольцом, отделяя его от других.
  • Мужчины могут брать что- либо от незнакомцев только с земли, если им предлагают взять что-то в руки, , то они падают на колени и начинают громко молиться в течение одной минуты.
  • Если кто –то из жителей сказал «Мне надо подумать», то все замолкают до тех пор, пока он не разрешит прервать молчание словами «Я подумал».
  • В поселении есть старейшина, с которым жители всегда советуются при принятии какого- то решения.
  • Со старейшиной можно общаться только через посредников- любого жителя поселения, если обычай нарушается, то все жители кроме старейшины, падают на колени и начинают громко молиться в течение одной минуты.

Необходимо определить роли и вжиться в образ, на это дается 15 минут.

Инструкция миссионерам

Жители поселения ТАХТ-адиван по исторически сложившимся причинам оторваны от цивилизации. ТАХТ-адиванцы, значительно отличаются от других людей, имеют свои традиции и в целом не испытывают особых неудобств, в связи со своим отдаленным положением. Но существует проблема, очевидная для миссионеров: все население находится на грани гибели, так как алкогольные напитки, табак, сквернословие и демонстративное поведение считаются священнодействиями, и почитаются всеми ТАХТ-адиванцами.

Спасти от вымирания население ТАХТ-адивана поставила своей целью миссионерская организация.
Вам необходимо всеми доступными средствами: речь, жесты, наглядные материалы и т.д. убедить жителей ТАХТ – адивана изменить свое поведение.

Приложение №2

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.

В 12-13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

В подростковом возрасте обострена боязнь про¬слыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

По сравнению с младшими школьниками подросnки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно для многих педагогов это самый любимый возраст их учеников.

Приложение №3

Карточка «Портрет современного подростка»

  • слишком говорлив
  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • любит ритуалы
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается со взрослыми
  • создает конфликтные ситуации
  • чрезмерно подозрителен
  • постоянно контролирует свое поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • беспокоен в движениях
  • часто спорит со взрослыми
  • суетлив
  • кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • часто теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • часто дерется
  • имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует «плохое»
  • самокритичен
  • не может адекватно оценивать свое поведение
  • увлекается коллекционированием
  • имеет плохую координацию движений
  • опасается вступать в новую деятельность
  • часто специально раздражает взрослых
  • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается
  • мало и беспокойно спит
  • говорит о себе во втором и третьем лице
  • толкает, ломает, крушит все кругом
  • чувствует себя беспомощным

Приложение №4

  • «Ты-высказывания» «Я-высказывания»
  • Почему все должна делать я? Мне нужна твоя помощь…
  • Ты выполнил свое домашнее задание?
  • Когда ты перестанешь уходить без разрешения?
  • Где ты был?
  • Тебе все равно, что я думаю.

Приложение №5

Основные правила, которые необходимо учитывать педагогам при взаимодействии с подростком.

Правила, ограничения, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить педагогам, желающим как можно меньше огорчать детей ип избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности-воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Педагогические установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным. Старайтесь использовать «я- высказывания».

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настает момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Используемая литература:

  1. Дубровина И. В., Лазутова М. Н. Психологические методики. М.: ТОО «СИМС» 1995.
  2. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» М: Айрис 2000.
  3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум межличностные отношения С-П: Речь 2003
Сергеева Елена Арамовна25.12.2014 16980 Текстовые сценарии мероприятий
Всего комментариев: 0
avatar