РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий урока-обобщения по теме: "Память и ее виды" для учащихся 4 класса КРО

Сценарий урока-обобщения по теме: "Память и ее виды" для учащихся 4 класса КРО

Автор: Синицына Юлия Александровна

Цель: закрепить материал по теме «Память», повысить знания учащихся о процессе запоминания, для чего он нужен, какую функцию выполняет, какие виды запоминания бывают и т.д.

П. (Педагог) Здравствуйте ребята! На нашем сегодняшнем занятии присутствуют гости из разных школ. Давайте поприветствуем их и начнем.

П. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие по островам «Памяти». На прошлых занятиях мы уже проходили все виды памяти, а в ходе сегодняшнего - еще раз вспомним и закрепим полученные знания.

П. Давайте начнем с того, что узнаем, на чем же мы будем путешествовать. Для этого выполним первое задание (графический диктант – упражнение на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики руки)

П. Каждый из вас, по очереди выходит к доске и, следуя инструкциям, рисует по контуру изображение.
Последний ученик, который выйдет выполнять задание, должен сам дорисовать изображение.

П. Ну, что же у нас получилось? На чем мы отправимся в путь?

Д. (Дети) На корабле!

П. Молодцы, ребята! Но у каждого корабля есть свое название. И у нашего корабля оно тоже есть, правда кто-то его зашифровал, но у нас есть код, с помощью которого мы сможем прочитать шифровку – это второе задание (шифровка – упражнение, которое способствует развитию свойств внимания – переключения, концентрации, а также является показателем продуктивности работы ученика, скорости формирования у него новых навыков)

П. Каждый из вас, по очереди выходит к доске и, следуя предложенному шифру, записывает буквы по порядку.

П. Ребята, как же называется наш корабль?

Д. «Синяя стрела»!

П. Молодцы. Вы отлично справились с заданием. А что же нужно еще для того, чтобы отправиться в путь?

Д. (перечисляют возможные принадлежности: компас, … , карта…)

П. Конечно же, карта! Вы наверное не в первый раз путешествуете на корабле! (показываю карту, даю возможность рассмотреть, что на ней есть). На этой карте нарисованы острова, архипелаги, перешейки, а стрелочками указан путь следования. Давайте посмотрим, куда мы направимся сначала.

Д. (ищут на карте первый остров). Остров номер 1 – остров «Пальчиков»!

П. Посмотрим, где у нас остров под номером 1?

Д. Вот он!

П. На этом острове живут быстрые и ловкие пальчики. Чтобы наши пальчики были такими же, давайте потренируем их. Третье задание (пальчиковая гимнастика – для развития двигательной функции кисти).

Замок
На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!

П. Молодцы ребята! Смотрите, здесь есть для каждого конверт с именем и повязка на глаза. Четвертое задание (тактильная память – умение соотносить тактильную информацию с имеющимися знаниями).

П. Завязывайте глаза. Каждому из вас я кладу на стол буквы, из которых вы должны сложить свое имя. Как вы думаете, кому будет труднее всех выполнять это задание?

Д Наташе.

П. Правильно. А теперь начинайте. (Каждый ученик выкладывает имя на столе).

П. Давайте развяжем глаза и посмотрим, что же получилось у вас. Все справились?

Д. Все.

П. Куда же нам следовать дальше?

Д. (смотрят на карту). Следующий остров № 2 – остров «Слухачей»

П. На корабле всегда есть команда. Команда должна работать так, чтобы не подводить остальных, всегда прислушиваться друг к другу и поддерживать в трудную минуту. Мы с вами тоже команда. С помощью этого задания мы посмотрим на сколько мы можем друг с другом работать. Пятое задание (слуховая память (с использованием также зрительного анализатора, когда дети запоминают слово, делают они это зрительно) – развитие внимания, умения слушать, увеличение объема кратковременной памяти).

П. Каждый берет кораблик, читает слово, запоминает его и кладет корабль на место. Затем мы с вами встаем в круг и первый человек, называет слово, следующий за ним повторяет его слово и называет свое и т.д. Всем понятно? (Если возникает вопрос, инструкция дается повторно). (Задание можно повторить несколько раз, как правило, такого рода упражнения нравятся детям и выполняют они их с удовольствием).

П. Молодцы, хорошо справились! Мы - отличная команда!

П. Давайте смотреть дальнейший маршрут.

Д. (смотрят на карту). Следующий остров № 3 «Зоркий».

П. На этом острове нам приготовили такое задание. Шестое задание - зрительное восприятие, развитие концентрации внимания, запоминания с использованием пространственной ориентировки.

П. Сейчас я вам покажу табличку с различными картинками, ваша задача постараться не только запомнить эти картинки, но и то место, где они были изображены.

Д. (Изучают таблицу в течение 20 секунд).

П. Теперь я убираю эту табличку и вешаю чистую, на которой вы должны расставить картинки так, как они были расположены на первом плакате.

Д. (Каждый называет по 2 изображения и прикрепляет их на то место, где запомнил)

П. А теперь давайте сравним первую табличку с нашей. (Показываю первый плакат, а дети сравнивают, все ли верно).

П. Все ли у нас правильно? (независимо от того, как выполнено задание, подбодрить и похвалить всех.)

П. Куда мы плывем дальше?

Д. (Смотрят на карту) Архипелаг «Отдыха»! (находят номер 4)

П. Присаживайтесь на стульчики. На этом архипелаге мы немного отдохнем. Релаксация – способствует расслаблению, снятию напряжения. (Включается музыка с шумом моря и криком чаек – «Вы расслаблены, вас ничего не тревожит, вы слышите крик чаек, шум моря, такого же ласкового и спокойного. Ваше тело отдыхает и набирается сил. Сейчас я досчитаю до 3-х, на счет 3 вы откроете глаза бодрыми и сильными. Раз. Два. Три»).

Д. (открывают глаза).

П. Смотрите-ка, здесь кто-то наследил (пока идет релаксация надо разложить на полу следы с заданием седьмое задание – развития мышления на аналогии, необходимо найти аналогичную пару слову, что и в приведенном примере).

Д. (Рассматривают следы).

П. Ребята, давайте посмотрим, куда эти следы ведут?

Д. (Смотрят на карту). На остров «Едаков и Нюхачей».

П. Значит, нам надо покинуть наш корабль и отправиться дальше пешком. Но чтобы перейти на другой остров нам надо выполнить следующее задание – подобрать аналогичную пару слову, как на приведенном примере. (Тематика – морская).

Д. (Выполняют задание вместе, читают и отвечают хором, объясняя, почему они так считают)

П. Вот мы с вами на острове «Едаков и Нюхачей». Какие задания нам приготовили здесь? Восьмое и девятое задания – вкусовая и обонятельная память - умение соотнести свои вкусовые и обонятельные ощущения со знаниями об этих продуктах, умение следовать инструкции.

П. Завязывайте глаза, а я буду давать каждому понюхать и попробовать различные продукты, а вы должны узнать, что это такое, но не говорить до тех пор, пока я не спрошу.

Д. (нюхают (лук, апельсин, мыло) и пробуют (яблоко, соль и сахар)

П. А теперь, скажите, что вы пробовали (нюхали)?

Д. (каждый, по очереди, говорит, что попробовал и понюхал).

П. (Открыть все продукты, которые предлагались детям) Посмотрите, вот то, что я вам давала нюхать, а это – пробовать. (Пока дети смотрят, надо разложить на полу камни и раковины со стрелочками)

П. Ребята, мы с вами почти закончили наше путешествие, давайте посмотрим на карту, везде ли мы побывали?

Д. (Смотрят на карту). На этом острове есть «Телеграф».

П. Давайте передадим нашим близким и родным сообщение о том, что все у нас хорошо и скоро мы будем вместе с ними. Десятое задание – развитие фонематического слуха, умения слушать, сенсомоторной координации в системе ухо-рука, эмоциональный настрой на то, что необходимо сообщать родным о том, где ты находишься, чтобы они не волновались (межличностные отношения).

П. Я буду отстукивать каждому ритм, а вы будете по очереди передавать наш текст.

У нас 1-2-1
Все хорошо 3-3-1
Скоро 1-1-2
Будем 2-2-1
Дома 2-3
Ждите 3-2
Пока 1-1-2

Д. (Отстукивают палочками такт, если допускается ошибка, необходимо еще раз повторить задание).

П. Ну вот, наши родные и близкие теперь не будут волноваться! Молодцы! Смотрите, у нас появились стрелочки на камушках и на раковинах, которые куда-то ведут. Давайте взглянем на карту.

Д. (Смотрят на карту). Стрелочки ведут к «Большой Земле», а на ней Клад.

П. Смотрите-ка, а под стрелочками что-то нарисовано. Одиннадцатое задание – закрепление (с помощью зрительного анализатора) материала.

Д. Нос, ухо, глаз, рука, язык.

П. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Д. Наверное это виды памяти, которые мы изучили – слуховая, зрительная, тактильная, обонятельная, вкусовая (дети называют виды памяти и продвигаются к Кладу).

П. Молодцы, ребята! Все виды памяти вспомнили! А где же наш клад? Уважаемые гости, нет ли у вас нашего клада? Вот он!

П. Посмотрим, что же для нас приготовили? Здесь для каждого блокнот и ручка. Скажите пожалуйста, как они нам могу пригодиться?

Д. Мы можем записывать в блокнот разную информацию, а потом, читать и вспоминать.

П. Молодцы! Я надеюсь, вам эти подарки пригодятся! Спасибо вам за сегодняшнее занятие. До встречи. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Д. До свидания!

Формы работы психолога с учащимися в классах КРО

Занятия с учащимися классов коррекции подразделяются мною на занятия по психологии и занятия коррекционно-развивающие с психологом. Данный урок, проходил как урок по психологии, но с элементами коррекционно-развивающего занятия.

Всем известно, что около 90% информации усваивается человеком посредством зрения, что касается младших школьников, обучающихся в классах КРО, то у них преобладает наглядно-образное мышление - это объясняет использование в занятии зрительного анализатора, как помощника в запоминании и закреплении материала.

Основной формой проведения занятий является игра. Именно игра помогает развивать и корректировать психические функции, а также имеет огромное значение в коррекции эмоционально-волевой сферы и становлении межличностных отношений. Когда волевой компонент в обучении отсутствует (так как мотивация к обучению у данной категории учащихся неустойчивая), то в данном случае наиболее приемлемой формой как раз и выступает игровая деятельность.

У детей, обучающихся в классах КРО плохо развиты школьно-значимые функции, которые являются основной для успешного обучения и усвоения программного материала.

Остановлюсь вкратце на каждой из них.

  1. Пространственная ориентация. Примеры нарушений: при письме и чтении – не видят строчек, не могут сориентироваться в пространстве листа тетради, в математике – не могут записать примеры симметрично, в поведении – путаются при инструкциях взрослого (н-р: положите тетради справа от себя, ручку – слева), в занятиях физкультурой – путаются в движениях при перестроении или команде и т.п.
  2. Для развития и/или коррекции используется графический диктант в тетради, движения в помещении следуя инструкциям взрослого и т.п.
  3. Зрительное восприятие – у данных детей плохо развита дифференцировать восприятия, они путают одинаковые по правописанию буквы, какие-либо контурные изображения. Для развития и/или коррекции – различные задания на запоминание, фигуры Поппельрейтора, недорисованные картинки и т.п.
  4. Слуховая память. Используются различные упражнения – запоминание 10 слов, игровые задания на запоминание по кругу, повторяя все слова, узнавание на слух товарища, или каких-либо звуков и т.п.
  5. Фонематический слух и сенсорная координация. Работу по коррекции и развитию данной функции мы ведет совместно с логопедом. Отстукивание такта по столу, по ладошке, упражнения со звуками; сенсорная координация в системе ухо-рука, глаз-рука – все это работает в комплексе с коррекцией и развитием остальных функций.
  6. Моторика, двигательная активность кисти руки – аппликации (+зрительный синтез), «ниткопись», лепка букв, цифр, различные пальчиковые упражнения и т.п.

Для наиболее ощутимых результатов работы для коррекции и развития всех функций, которые требуют этого необходимо включать в работу по возможности большее количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический и т.д.

Занятия с детьми проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от необходимости коррекции и/или развития той или иной функции у каждого ребенка индивидуально. В большей степени, если это касается коррекции школьно-значимых функций, то работа идет в 2-ух группах, иногда – индивидуально (обычно это 1-2 человека из класса), если ведется работа по коррекции эмоционально-волевой сферы или развитию жизненных навыков, то ведется работа со всем классом. Групповая работа приобщает и сплачивает детей, а также помогает слабым ученикам в усвоении материала.

В работе использую тренинг, ролевые игры, игры с куклой (ролевая), сказкотерапию (в большей степени, как диагностическую), стараюсь задействовать творческую сторону личности ребенка.

Синицына Юлия Александровна05.10.2015 6140 Текстовые сценарии мероприятий
Всего комментариев: 0
avatar