РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий внеклассного мероприятия "Что? Где? Когда?"

Автор: Абрарова Эльза Галиаскаровна

Цели занятия:

  • Познакомить детей с различными видами наук, которые изучаются в старших классах; заинтересовать и объяснить названия этих предметов.
  • Развитие устной речи, памяти, мышления, интерес к разным наукам.
  • Воспитать коллективизм, самостоятельность, умение прислушиваться к чужим мнениям.

Оборудование: волчок со стрелкой, табло, часы, гонг, конверты с заданиями, учебники для 5-8 классов, ветки яблони, яблоки, лимонная кислота.

Объяснение правил игры.

  1. Класс надо разделить на команды. В случае неверного ответа участников продолжают игру другие команды.
  2. Организация участников: игроки садятся за стол, где выбирается капитан.
  3. На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними – 4 музыкальные паузы для отдыха. Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

Учитель: Сегодня у нас необычное внеклассное занятие. Его мы проведем в виде игры “Что? Где? Когда?”. Мы будем говорить о науках, которые вы будете изучать в старших классах. Все подготовленные вопросы будут связаны с одним словом. Для этого отгадайте загадку.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Это слово мы рассмотрим с разных точек зрения.

(Начинает играть команда, которая отгадала загадку. Дети крутят волчок. В зависимости от выпавшего названия изучаемого предмета, получают задание.)

1. Сектор “История”.

Учитель: Как вы думаете, что изучает эта наука? История изучает прошлое человеческого общества.

Вопрос:

Что вы знаете о райских яблоках из священной книги Библии?

Правильный ответ:

Бог запретил Адаму и Еве трогать в райском саду яблоки, которые росли на яблоне. Но Змий искусил их своими речами, заставив попробовать яблоко. За это Адам и Ева были изгнаны из рая.

Рассказ учителя.

Послушайте миф о начале Троянской войны. Однажды боги устроили роскошный пир. Не позвали лишь богиню Ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера – старшая из богинь. Другая – воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была также привлекательна. Третья – Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, чтобы он рассудил. Но Зевс, хоть и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была женой, а Афина и Афродита – дочерьми. Он повелел обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке. Три богини предстали перед Парисом. Он выбрал Афродиту, которая обещала найти в жены самую красивую женщину в мире. А Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев. Прекрасной из женщин считалась Елена, которая жила в Спарте и была женой царя Менелая. Афродита внушила Елене любовь к Парису. Когда уехал муж, Елена согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришел в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Те дали согласие. Так началась Троянская война. Долгие годы греки осаждали безуспешно Трою. Отсюда и возникло крылатое выражение “яблоко раздора”.

2. Сектор “Биология”.

Учитель: Как вы думаете, что изучает биология? Биология – это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

Вопрос:

Русский ученый Иван Владимирович Мичурин занимался выведением новых сортов яблок, в частности прививкой яблонь. Объясните, что это такое и покажите на примере?

Правильный ответ:

Прививка – это скрещивание культурных и диких сортов для выведения наиболее лучших качеств яблони. Привить– произвести пересадку части растения в ткань другого растения с тем, чтобы эта часть, сросшись, придала другому растению новые свойства. (Показать на примере).

Рассказ учителя.

С точки зрения биологии, яблоня – это морозоустойчивое дерево с семенами, относится к семейству розоцветных и состоит в близком родстве с грушей, розой и боярышником колючим. Листья яблони широкие с зубчатыми краями, верхняя сторона покрыта пушком. Цветки крупные и в основном розового цвета. Плод крупный, округлый с двумя углублениями с верхней и нижней сторон. Ночью от цветущих яблонь исходит особый аромат, привлекающий пчел, которые опыляют их и собирают нектар. Яблони начинают плодоносить на 4-5-й год после посадки саженцев и в отдельных случаях растут и плодоносят до 100 лет. В мире насчитывают около 7500 сортов яблок, различающихся по размеру и цвету. Некоторые из них едва превышают размер черешни, а некоторые достигают величины грейпфрута и весят около полутора килограммов. В Башкортостане произрастают такие сорта: Башкирский красавец, Антоновка обыкновенная, Уралец, Башкирская зимняя, Белый налив.

3. Сектор “Экология”.

Учитель: Что изучает экология? Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Она учит нас бережно относиться к природе.

Вопрос:

Перед вами два яблока. Одно целое, без единой царапинки. Другое – червивое. Какое яблоко экологически чистое?

Ответ:

Некоторые ученые пришли к выводу, что черви поедают те плоды, в которых нет вредных веществ.

4. Сектор “Анатомия”.

Учитель: Что изучает анатомия? Анатомия – наука о строении организмов. Например, она изучает внешнее и внутреннее строение человека, способы сохранения здоровья человека.

Вопрос:

Полезно ли употреблять яблоки? Почему?

Ответ:

В яблоках содержится много полезных веществ: глюкоза, фруктоза, железо Врачи утверждают, что съеденное в день два яблока защищает от болезней сердца. Также яблоки полезны при болезнях желудка, крови.

Рассказ учителя.

Из-за наличия в яблоке витаминов, оно полезно для укрепления зрения, кожи, волос и ногтей, а также для устранения заболеваний нервного характера. Яблочный экстракт хорошо помогает при простуде, хрипоте, кашле и заболеваниях грудной клетки. Тщательные исследования показали, что использование яблок помогает при лечении воспалений и хронических заболеваний кишечника, в частности у детей.

5. Сектор “Химия”.

Учитель: Что изучает химия? Химия – наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях. Например, из чего состоит вода.

Вопрос:

Почему нарезанное яблоко покрывается коричневым цветом?

Ответ:

Оказывается, яблоко содержит железо. Когда мы его разрезаем, железо соединяется с кислородом, который содержится в воздухе. Так происходит окисление железа. Яблоко приобретает коричневый цвет.

Рассказ учителя.

Если вы ждете гостей и нарезали яблоки, то можно их посыпать лимонной кислотой. Кислота не дает соединяться с кислородом. Коричневого налета на яблоках не будет. Химический состав яблок зависит от конкретного сорта, но в среднем, все яблоки содержат воду, сахар, пектин, органические кислоты, а также множество других веществ. Яблоки содержат такие витамины А, С, В, а также калий и железо. Эти витамины больше содержатся в кожице и красном пигменте плодов. Листья этого растения содержат вещество, которое обладает жаропонижающим свойством и предупреждает воспаление почек и мочевого пузыря.

6. Сектор “Физика”.

Учитель: Что изучает физика? Она изучает общие закономерности явлений природы

Вопрос:

Почему брошенное яблоко падает вниз?

Ответ:

Все тела (в том числе и яблоко) падают вниз, потому что с определенной силой притягиваются к земле. Это закон всемирного тяготения.

Рассказ учителя.

Оказывается, этот закон был открыт физиком Исааком Ньютоном. Вот что рассказывает в “Воспоминаниях о жизни Исаака Ньютона” его друг Уильям Стекли, посетивший Ньютона 15 апреля 1725 году в Лондоне: “Так как стояла жара, мы пили чай в саду, в тени раскидистых яблонь. Были мы только вдвоем. Между прочим Исаак сказал мне, что в такой же точно обстановке ему впервые пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы …”. Получается, что простое яблоко послужило толчком к великому открытию.

7. Сектор “География”.

Учитель: Что изучает география? Это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли.

Вопрос:

Где не растет яблоня?

Ответ:

Растет яблоня на всех континентах, за исключением Антарктиды, разумеется.

Рассказ учителя.

Культурные сорта яблони впервые появились в Малой Азии, а оттуда уже попали в Палестину и Египет. Чуть позднее они стали популярными в Древней Греции и Риме, а потом в других странах Европы и на других континентах.

Первое упоминание о выращивании культурных сортов яблони в Киевской Руси датируется временами правления Ярослава Мудрого. В 1051 году на территории Киево-Печерской Лавры был заложен яблоневый сад. А в 19 столетии яблоневые плантации появились на территории нынешнего Подмосковья.

В наши дни яблони возделываются практически во всех странах земного шара, а по площади посадок и сбору плодов яблоня занимает почетное первое место среди всех фруктов. Яблоневые сады покрывают около 5 миллионов гектаров.

8. Сектор “Технология”.

Учитель: На уроках технологии вы будете учиться работать. Например, девочки научатся красиво шить, вышивать, вязать, вкусно готовить блюда.

Вопрос:

Какие блюда можно приготовить из яблок?

Ответ:

Различные салаты, компоты, кисели, соусы и т.д.

Рассказ учителя.

Учитывая целебные свойства яблок, их используют в свежем и вареном виде, готовят из них пюре, уксус, компоты, варенья, мармелад, различные десерты и выпечку. Один из десертов готовится так: свежее, хорошо вызревшее яблоко измельчают на терке и добавляют к этому пюре немного сахара и розовой воды для улучшения вкуса и дают детям ввиду легкого переваривания. Но не следует забывать и о пользе свежего яблочного сока.

9. Сектор “Литература”.

Учитель: Что изучает литература? На уроках литературы изучают произведения поэтов и писателей, где рассуждают о том, как человек должен жить.

Вопрос:

В какой известной сказке героиня, откусив яблоко, погрузилась в сон?

Ответ:

А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
 

Подведение итогов игры.

Учитель: В старших классах вы будете изучать множество разных наук. К каждому из них нужно относиться с большим интересом. Тогда вы будете много знать и станете образованным человеком.

Во время музыкальных пауз можно организовать разные конкурсы:

  1. Танец “Яблочко”. Кто кого перетанцует?
  2. Песни о яблоках. Кто кого перепоет?
  3. Конкурс на лучшую рекламу яблока.
  4. Конкурс на интересную частушку о яблоках.

Литература.

  1. Интернет-газета РБ “БАШвесть”
  2. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  3. Статья из сайта www.homearchive.ru.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены