РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родительское собрание "Как развить внимание младшего школьника"

Образование

Цель: освоение приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.
  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
  4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
  5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания второклассников.
  6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

Гений — это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители!

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей.

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

2. Проблемная ситуация

Чтобы узнать о чем пойдет речь, мы с вами выполним следующее задание:

Упражнение

При внешней простоте это довольно сложное упражнение. На доске вы видите слова, ваша задача называть цвет букв, именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

  • Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
  • Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
  • Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.

Что помогло вам в определении цветного текста слов? Какой процесс? (внимание)

Долго ли вы были внимательны?

В исследовании, проведенном психологом В.С. Юркевичем учеников спрашивали, «как они понимают слова «быть внимательным». Типичные ответы: «Это значит тихо сидеть», «Это значит не баловаться», «Быть внимательным – это значит сидеть прямо и глядеть на учительницу».

Какой можно сделать вывод?

Как вы считаете необходимо ли, развивать внимание младших школьников?

Сегодня мы поговорим о том, «Как развить внимание младшего школьника?»

Мы сегодня с вами обсудим следующие вопросы

  • Что же такое внимание?
  • Причины невнимательности младшего школьника (1-2 предложения)
  • Как развить внимание младшего школьника?

Для того что бы разрешить данную проблему, я предлагаю вам «Свою игру»

Вам предстоит разделиться на две команды.

По моему сигналу, команда выбирает самостоятельно номинацию и уровень вопроса. Дается время на обдумывание, далее капитан команды предлагает решение, при этом другие участники могут высказывать свое мнение.

За правильно выполненное задание команда получает соответствующий жетон.

Номинация ЗНАК ВОПРОСА

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

10

– Уважаемые родители, знаете ли вы, кто такой внимательный человек?
– А как вы думаете, обязательно ли нужно быть внимательным?

20

Что такое внимание? (Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете или явлении)

– А что значит сосредоточенность человека? (Внимание тесно связано с интересами и потребностями человека. Чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, что в данный момент ему необходимо)

Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нём. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. Внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Чем более значим объект, тем напряжённее идёт работа сознания.

Известны ли вам основные виды внимания. (произвольное непроизвольное)

Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим себе, что сейчас открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

30

- Назовите основные свойства внимания?

Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределение - рассредоточение внимания одновременно на несколько предметов или видов деятельности.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

НОМИНАЦИЯ ВАШЕ МНЕНИЕ

10

- В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше: учебной, трудовой, игровой?
- Приведите пример ситуации, когда ребенок проявляет невнимательность.

20

Назовите причины невнимательности младшего школьника?

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  • Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
  • Ухудшение состояния здоровья, наличие травм, хронические заболевания ухо-горло-нос
  • Физическое и умственное переутомление
  • Нарушение режима занятий и отдыха
  • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
  • Недостатки воспитания , например, гиперопека, когда ребёнок перестаёт реагировать на постоянные указания.

30

Назовите основные признаки невнимательности младшего школьника.

Следующие проявления должны насторожить родителей, так как именно они свидетельствуют о невнимательности:

  • ребенок не способен сосредоточиться на какой-либо конкретной задаче;
  • о постоянно забывает или теряет свои игрушки, школьные принадлежности и т.д.;
  • наблюдается упорное избегание любых видов деятельности, требующих усидчивости и сосредоточения;
  • не успевает в школе из-за того, что постоянно совершает ошибки, не завершает до конца задания даже небольшого объема;
  • любую работу ребенок выполняет гораздо медленнее своих сверстников;
  • постоянно отвлекается, склонен к мечтательности;
  • перескакивает с одной задачи на другую, не завершив ее до конца.

НОМИНАЦИЯ Скорая помощь

Обе команды предлагают свои способы развития внимания младшего школьника

Как развить внимание младшего школьника?

Соблюдать режим дня, следить за здоровьем ребенка, не перегружать психику ребенка (ограничить просмотр телевизора, отказаться от компьютерных игр и снизить активность перед сном). Развивать основные свойства внимания помогут мозаики, пазлы, конструкторы с мелкими деталями, перерисовывание геометрических узоров, картинки “Найди отличие”, “Путаницы”, то есть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками.

Сейчас мы с вами выполним одно из таких упражнений.

Упражнение «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

КАРТОЧКИ С ИГРАМИ

Вы сами убедились, что работа в этом направлении необходима и в первую очередь просим помощи от вас.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

  • Какой вывод по результатам нашей работы мы с Вами сделаем?
  • В чем значимость развития внимания младшего школьника?

Хорошо развитое внимание будет способствовать успешному обучению ваших детей

Решение родительского собрания.

Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

  1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
  3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского.
“Внимание – это именно та дверь перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего Мира. Только наше понимание и терпение помогут обогатить внутренний мир ребенка, развивать его и совершенствовать"

Рефлексия

- Было ли для вас собрание продуктивным?

Вижу насколько плодотворно мы с вами поработали, и совместная деятельность сегодня, надеюсь принесла вам пользу.

Продолжите фразу … Для того, чтобы мой ребенок стал внимательным необходимо …..

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены