РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Цель воспитания и ее место в воспитательной системе"

"Цель воспитания и ее место в воспитательной системе"
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение 
«Средняя Общеобразовательная школа с. Бобровка Красноармейского района Саратовской области» 

"Цель воспитания и ее место в воспитательной системе" 


Выполнила учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Бобровка
Степина Галина Александровна


Цели и задачи воспитательной деятельности - отражают целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога. Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию.
Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный ожидаемый результат осуществляемой деятельности. 

В теории и практике различают три основных вида цели:

  1. идеальная цель – это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
  2. результатная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося, который планируется достичь за определенный промежуток времени;
  3. процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя, каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.
В качестве идеальной цели большинство педагогов избирают воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие не редко появляются призывы отказаться от такой цели – идеала, в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социальных и экономических условиях.

В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса.

При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

Цели должны быть конкретными, четко и ясно сформулированными, трудными, но реально достижимыми.

В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как компоненты цели, то есть при ее разделении на составляющие надо определить такие задачи воспитательной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.

Например: в качестве главного ориентира воспитательной системы можно избрать цель – формирование творческой личности учащегося, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой, а для ее реализации определить следующие задачи:

  1. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности личности каждого ребенка;
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  3. развивать познавательную активность учащихся;
  4. содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Процессуальные цели неразрывно связаны с результатами, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижения воспитанниками желаемого образа учащегося.

В планах работы классного руководителя встречаются цели и задачи этого вида, сформулированные таким образом:

  1. использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры;
  2. способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
  3. обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Воспитание – это событие, то есть совместная с воспитанником жизнь. Однако это так и не так: речь идет о воспитании, а стало быть, о целенаправленном воздействии на бытие, о разумном и профессиональном взаимодействии с ним, о специально организуемом педагогическом пространстве, о педагогическом процессе.

Процесс воспитания не всегда стартует с целеполагания: часто цель оформляется в ходе процесса через его содержание, жизненные ситуации, общение.

Возникает противоречие между всеобъемлющей жизнью и специально создаваемыми условиями для самораскрытия, самоутверждения, самореализации каждого нашего воспитанника.
Человек, особенно ребенок, нуждается в понимании, принятии, поддержке - в тех социально – педагогических условиях, при которых он сможет самоосуществиться и преодолеть негативные, разрушительные силы, имеющиеся не только в социуме, но и в нем самом.

Совершенство человеку лишь задано, но не дано. Речь идет о необходимости целенаправленной, систематической педагогической поддержки ребенка, которая осуществляется в процессе воспитания педагогами – профессионалами.

Процесс воспитания - это специально организуемый педагогический процесс, в котором реализуются социально – педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных ценностей.

Процесс воспитания - это организация осмысленной жизни в культуре, это реальные условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора лучшего себя как субъекта собственной жизни.

Воспитательный процесс предъявляет то, из чего следует выбирать, и помогает сделать правильный выбор.
Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.
Процесс воспитания имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов: цель - содержание – методы – средства – организационные формы.

Обратимся к изначальному компоненту процесса воспитания - цели.
Цель задает ориентацию всему процессу воспитания и определяет его специфику.

Если цель - человек, то и специфика процесса воспитания может быть представлена в терминах духовного бытия, таких как понимание, свобода, смысл жизни, ответственность, самореализация.

Относительно конкретного человека цель - это приход к истинному себе. В результате собственных усилий человек становится собою, реализует свое предназначение. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны ими.
Итак, цель всякого воспитания – человек: полнота его духовной жизни; проектирование и созидание собственной жизни и как субъекта социально – исторического процесса; осознание своей включенности в глобальные земные и космические, вселенские процессы.

Акт целеполагания в деятельности воспитателя достаточно сложен. Сложность целеполагания в воспитании еще и в том, что воспитатель работает на индивидуальные маршруты принятия и реализации индивидуальных целей, на индивидуальные темпы и содержание, на перевод общих целей в конкретные и индивидуальные цели воспитанников.

Степина Галина Александровна15.02.2013 23360 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar