РАЗРАБОТКИ
|
Цель воспитания и ее место в воспитательной системеВыполнила учитель начальных классов Цели и задачи воспитательной деятельности - отражают целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога. Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. В теории и практике различают три основных вида цели:
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя, каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности. В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса. При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития. Цели должны быть конкретными, четко и ясно сформулированными, трудными, но реально достижимыми. В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как компоненты цели, то есть при ее разделении на составляющие надо определить такие задачи воспитательной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели. Например: в качестве главного ориентира воспитательной системы можно избрать цель – формирование творческой личности учащегося, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой, а для ее реализации определить следующие задачи:
Процессуальные цели неразрывно связаны с результатами, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижения воспитанниками желаемого образа учащегося. В планах работы классного руководителя встречаются цели и задачи этого вида, сформулированные таким образом:
Воспитание – это событие, то есть совместная с воспитанником жизнь. Однако это так и не так: речь идет о воспитании, а стало быть, о целенаправленном воздействии на бытие, о разумном и профессиональном взаимодействии с ним, о специально организуемом педагогическом пространстве, о педагогическом процессе. Процесс воспитания не всегда стартует с целеполагания: часто цель оформляется в ходе процесса через его содержание, жизненные ситуации, общение. Возникает противоречие между всеобъемлющей жизнью и специально создаваемыми условиями для самораскрытия, самоутверждения, самореализации каждого нашего воспитанника. Совершенство человеку лишь задано, но не дано. Речь идет о необходимости целенаправленной, систематической педагогической поддержки ребенка, которая осуществляется в процессе воспитания педагогами – профессионалами. Процесс воспитания - это специально организуемый педагогический процесс, в котором реализуются социально – педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных ценностей. Процесс воспитания - это организация осмысленной жизни в культуре, это реальные условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора лучшего себя как субъекта собственной жизни. Воспитательный процесс предъявляет то, из чего следует выбирать, и помогает сделать правильный выбор. Обратимся к изначальному компоненту процесса воспитания - цели. Если цель - человек, то и специфика процесса воспитания может быть представлена в терминах духовного бытия, таких как понимание, свобода, смысл жизни, ответственность, самореализация. Относительно конкретного человека цель - это приход к истинному себе. В результате собственных усилий человек становится собою, реализует свое предназначение. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны ими. Акт целеполагания в деятельности воспитателя достаточно сложен. Сложность целеполагания в воспитании еще и в том, что воспитатель работает на индивидуальные маршруты принятия и реализации индивидуальных целей, на индивидуальные темпы и содержание, на перевод общих целей в конкретные и индивидуальные цели воспитанников.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Владимир Путин встретился с Министром просвещения Сергеем Кравцовым Популярные разработки
Презентация к уроку алгебры "Линейное уравнение с двумя переменными" 7 класс Шаблоны для создания презентаций «Тетрадь на спирали». Часть 43 Презентация к урокам алгебры "Сложение и умножение числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Свойства числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Погрешность и точность приближения" 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихся Использование активных методов обучения в образовательном процессе |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены