РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя

Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя
Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя 

В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований? Как сделать работу классного руководителя целенаправленной и эффективной?

Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном стало воспитание у вверенных мне школьников активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы классного руководства.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?

Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях. Здесь я руководствуюсь мыслью известного педагога, доктора педагогических наук Анатолия Викторовича Мудрика, который сказал, что «Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений».

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
  • активная жизненная позиция;
  • нравственность;
  • творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося моего класса.
Активность, как жизненная позиция формируется тогда, когда у ребенка есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни учащегося. По словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому содержанием моей работы стало совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.

Таким образом, свою систему воспитания активной гражданской позиции школьников, я могу сформулировать как «Активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося».

В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений.

1. Познавательная деятельность

Познавательная деятельность остается центральной на протяжении всего школьного возраста. В данном направлении моей заботой становится не только воспитание добросовестного отношения к учебе во время уроков, но и поддержка самостоятельной творческой познавательной деятельности детей.
Ребята нашего класса приняли участие в работе школьного научного общества, подготовив лекцию для учащихся начальной школы «Тайны земли Кольской». Другим интересным и полезным для детей мероприятием стало создание презентации «Легенды и сказания Кавказа». Активное участие в подготовке презентации принимали и родители класса, показывая детям пример заинтересованности и любви к культуре нашей многонациональной страны.

2. Добровольчество (Волонтерство)

Важным направление деятельности по формированию активной гражданской позиции считаю участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние годы волонтерство в России набирает силу, становится нормой общественной активности. Дети с удовольствием принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества.
Учащиеся нашего класса принимали участие в концертах в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Для ребят этого отделения мы также собирали канцелярские товары. Некоторые учащиеся класса принимали участие в работе «Школы волонтеров», организованной центральной детской библиотекой г.Оленегорска.

3. Здоровый образ жизни

Самым активным направлением в нашем классе стала деятельность, связанная с воспитанием потребности в здоровом образе жизни.
Мы активно участвовали в конкурсе «Класс, свободный от курения», в акции «Здоровым быть модно», создали фильм «Вред от курения», а наш видео-ролик социальной рекламы «Здоровым быть модно» занял II место в области. В данном направлении нам также во многом помогают родители.

4. Развитие способностей

Как уже говорилось выше, в своей работе я всецело поддерживаю развитие индивидуальных способностей и интересов детей. Занятия детей в кружках и секциях различной направленности, успехи и достижения одноклассников становятся гордостью всего класса. Несколько учащихся нашего класса приняли участие в областном конкурсе вокального мастерства «Серебряное соло». Успех одних детей стимулирует и других найти себе занятие по душе, преуспеть и тоже стать «героем класса».

Впереди у нас еще несколько активных, насыщенных классными событиями лет. Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное становление детей моего класса. При этом считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять учащихся на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел действенный опыт гражданской активности.

Литература:
  1. Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992. 
  2. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1; Часть 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 
  3. Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 
  4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. 
  5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005.
Бревнова Таьяна Ивановна28.02.2013 74190 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar