РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие, деятельность, творчество

Развитие, деятельность, творчество
Развитие, деятельность, творчество 

учитель высшей квалификационной категории 
учитель физики 
Козаченко Елена Олеговна

Основная цель обучения – развитие учащегося.

Под развитием ребенка в широком смысле слова понимают психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким. Если эту проблему рассматривать с точки зрения взаимоотношения обучения и развития, под развитием обычно понимают умственное развитие.

Суть проблемы заключается в том, в какой мере умственное развитие ребенка зависит от обучения, а в какой степени от естественного развития его организма, от его созревания. Проблема соотношения обучения и развития и есть важнейшая методологическая проблема дидактики. Л.С.Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки. [5]

Думающий учитель всегда опирается на взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущую роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленную и систематическую работу над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых. Содержание этих принципов раскрыто в трудах Л.В. Занкова. Но дидактические принципы являются только частью системы. Нельзя забывать и о других составляющих: целях, задачах обучения, содержании образования, типических свойствах методической системы, значения успеваемости обучения и развития школьников.

Задачей обучения - предоставление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства.
Эта система хороша тем, что даёт учителю теорию и технологию развития личности ребёнка, его познавательных способностей.
Ещё Аристотель заметил, что успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели.

Важнейшими чертами современного обучения является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации.

Синтезируя программу и идеи развивающего обучения, в своей педагогической деятельности основной упор при раннем обучении физике я стараюсь делать на положительный эмоциональный эффект самостоятельного открытия новых сторон окружающего мира. Опыт работы показывает, что у детей сохраняется более высокий уровень интереса к изучению физики, чем при традиционной программе. Ученики готовы к более глубокому изучению базового курса, хорошо восстанавливая знания и умения, полученные ранее. В результате стандарт физического образования выполняется на более высоком уровне.

Наша задача, задача учителей закладывает основные знания и навыки, учит мыслить и претворять свои идеи и идеи, учащихся в реальность. Мы, учителя, должны прививать интерес к предмету, это относиться не только к изучению физики, но и остальных предметов.

Любой метод обучения предполагает цель его применения, деятельность по его осуществлению, средства для выполнения деятельности, которые могут быть предметными или интеллектуальными, знания об объекте деятельности, непременное достижение поставленной цели. Для достижения возникшей у ученика цели он осуществляет деятельность с помощью свойственных ему средств (предметных или интеллектуальных) над предъявленным ему содержанием. В ходе этой деятельности ученик усваивает изучаемое содержание и тем самым изменяется как личность – у него больше знаний в той же области, более совершённые навыки и умения, новые знания и новые умения, более глубокий интерес к учению, сдвиг в способности и т.д. [2]

Творческое развитие личности – это гуманизация её духовного мира на базе взаимосвязанного развития духовных потребностей и способностей. Воспитание творческой личности как цель образования вытекает из самой природы детства, отрочества и юности. Рождается новая психология ребенка, которая характеризуется следующими чертами: интенсивным развитием аналитического мышления; высочайшей эмоциональной восприимчивостью к добру и злу; критической оценочной деятельностью ко всем явлениям окружающего мира; саморегуляцией поведения, которое заменяет внешнее регулирование поведение взрослыми; высокой адаптивностью к изменениям внешнего мира на основе творческого многовариативного поведения и творческой деятельности» способностью самостоятельно разрешать внутренние конфликты между жизненными планами и своими силами по их реализации. 

Прежде чем развивать творческие способности учащихся учитель сам обязан и должен быть готов к этому. На сегодняшний день существует очень много педагогических методик, которыми учитель может пользоваться, однако следует отметить что педагог не может пользоваться методами Шаталова, Ильина, Лысенковой как готовой моделью, так как чужой опыт нельзя трансформировать в целом, можно лишь на базе его создать свой , индивидуальный, т.е постоянное состояние педагога – это творческий поиск, поиск своих , личных форм , методов, способов обучения и воспитание с учетом всех ценностей, созданных педагогической наукой. 

Учителями не рождаются. И даже такие качества, как любовь к детям и к учительскому труду, можно воспитывать, за исключением, разумеется, тех случаев, когда молодого человека привлекает другая профессия. Вспомним мудрые слова А.С. Макаренко: «Мастерство воспитателя не является каким – либо особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить» [1].

Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
Знания всегда продукт тех или иных познавательных действий, и управление процессом усвоения знаний возможно только через управление познавательной деятельностью обучаемых. Своеобразие отношений знаний и деятельности состоит в том, что, с одной стороны, характер познавательной деятельности решающим образом влияет на качество знаний, с другой – необходимая познавательная деятельность в большинстве случаев сама должна строиться или совершенствоваться в ходе усвоения знаний. [3]. 

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. [6].

Учет запросов и потребностей школьников, большее разнообразие форм и средств работы позволяют учителю видеть, изучать и направлять познавательные интересы учащихся благодаря возможности проводить дифференцированную и индивидуализированную работу с ними.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

История развития внеурочной работы по физике и технике, изменения её содержания и форм свидетельствуют о том, что этот вид школьной и внешкольной деятельности всегда отражал основные тенденции развития общества, уровень развития науки, и техники и производства. Он был направлен на выполнение актуальных задач образования и воспитания подрастающего поколения. [4].
Известно из психологии, любая деятельность (в том числе и учебная, а тем более внеурочная) порождается возникшими потребностями, определенными мотивами и протекает в заданных условиях. Следовательно, чтобы со стороны ребенка возникло желание учиться, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие его к гностической цели, то есть к познанию окружающего мира и в частности к овладению определенными знаниями и навыками.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

В данный момент мы работаем с учащимися над темой «Развитие космоса». Целью является выявление и поддержка творческих учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Каждый из них работает над темой, которая им нравиться. В каждой работе используется современные информационные технологии. Основной аспект направлен на развитие и познания космоса, воспитание патриотического отношения к развитию российского космоса, ракетостроению. Приведу примеры работ учащихся 6 «А» класса, победители открытых городских научно-технических чтений, посвященных Всемирному Дню Авиации и космонавтики: работа Рогова Романа «Проблемы космических межпланетных путешествий и освоения космоса», Козаченко Татьяна «История развития русского космоса».Данные учащиеся являются победителями II Всероссийского конкурса «Байконур – Земля – Вселенная».За что были награждены поездкой в город Байконур для награждения; работа Погорелова Ильи «Ступени освоения космоса Российской космонавтикой», участник II Всероссийского конкурса «Байконур – Земля-Вселенная», лауреат четвертой международной конференции, проходившей в 2007 году в городе Калуге, выпущен двух томник, носящий название «Мы дети космоса», куда входит статья Погорелова Ильи (руководитель Козаченко Е.О.)

В данной статье я хотела бы рассказать об одной из работ Погорелова Ильи «Ступени освоения космоса Российской космонавтикой».
Свою работу он посвятил достижениям отечественной космической отрасли, сделавшим нашу страну навсегда первой на основных этапах освоения Космоса. В первое космическое десятилетие почти каждый запуск в Космос сопровождался словом «первый» и большая часть этого первенства принадлежит России. Первый спутник, первый полет человека в Космос, первый выход человека в открытый Космос, первые полеты автоматических станций к Луне, Венере, Марсу. Таких примеров много. Его работа представляет собой пирамиду, состоящую из основания и 21ступени, каждая из которых посвящена конкретному событию. Ступени пирамиды символически отражают ступени освоения Космоса на пути человечества к осуществлению его сокровенной и возвышенной мечты: приблизиться к звездам, проникнуть в тайны Вселенной. Устремленная вверх с ракетой на вершине, пирамида символизирует дерзновенные устремления человека в Космос, мечту о покорении пространства и времени.

События представлены в пирамиде в хронологическом порядке снизу вверх. Исключение составляет верхняя ступень, посвященная основанию космодрома «Байконур». Это стартовая ступень запусков отечественных космических аппаратов.
Высота пирамиды 75 см. Высота каждой ступени 3 см. Размер нижней ступени 25 х25 см, верхней ступени 4х4 см.
Боковые поверхности каждой ступени оформлены с помощью программы Adobe Photoshop с использованием цифрового фотоаппарата.
Ракета на вершине пирамиды выполнена методом литья из легкоплавкого сплава. В центре пирамиды проходит стержень, закрепленный в её основании. Пирамида разборная. Между первой и второй ступенями находится подсветка, работающая от сети.

Материалы: древесина твердой породы, металлический стержень, легкоплавкий сплав, бумага, лак.
Казалось работа выполнена, но мы пошли дальше. Мы провели небольшой социологический опрос учащихся с 6-го по 11-й класс, т.е. разработали вопросы для тестирования, чтобы определить знают ли современные школьники историю развития русского космоса.( Привожу таблицу, которая была предоставлена учащимся. После того как учащимися было выполнено тестирование им были предложены ответы на вопросы.

Вопросы 

  1. Первая автоматическая космическая станция, совершившая в 1966 мягкую посадку на …….? (название небесного тела). 
  2. Имя конструктора первых отечественных космических ракет? 
  3. Первая в мире женщина- космонавт, вышедшая в открытый космос? 
  4. Назовите челнок? 
  5. Космонавт Г. Титов впервые в мире в1961 г. сделал из космоса снимки чего? 
  6. Поверхность какого небесного тела изображена на фото?
  7. Название станции? (Работает на орбите Земли).
  8. Первая в мире женщина- космонавт?
  9. Что доставила на Землю советская «луночерпалка» «Луна- 16»?
  10. Макет какого устройства изображён на рисунке? (название).
  11. Русский учёный, основоположник теоретической космонавтики?
  12. Легендарная советская космическая станция, запущена в 1986г.
  13. Космонавт А. Леонов впервые в мире совершил выход в открытый ………… (?) 
  14. Снимки какой стороны луны сделал первый лунный фотограф, советская станция Луна- 3? (1959г.)
  15. Какая часть земного рельефа изображена на фото? 
  16. Какой аппарат доставил на Венеру советский вымпел? (название). 
  17. На какое небесное тело был доставлен первый вымпел жителей Земли? (До сих пор лежит в Море Дождей).
  18. Название космического аппарата? Запущен 4 октября 1957г.

Ответы 

  1. Луна 
  2. С.П. Королёв 
  3. С. Савицкая 
  4. Буран 
  5. Земли 
  6. Луна
  7. МКС
  8. В. Терешкова
  9. Лунный грунт
  10. Луноход- 1
  11. К.Э. Циолковский
  12. «Мир»   
  13. Космос
  14. Обратной 
  15. Горы (Памир)
  16. Венера- 3
  17. Луна
  18. Первый искусственный спутник Земли («ИС-1») 

Поехали!

Вопрос 

  1. Назовите имена первых собак- космонавтов, вернувшихся на Землю. 
  2. В 1966 г. советская станция совершила первый в истории перелёт на другую планету? (Какую?) 
  3. Лётчик – космонавт, наш земляк, почетный гражданин г. Армавира. Кто изображён на фото? 
  4. Сколько лет станция «Мир» пробыла на орбите? 
  5. На какой ракете- носителе полетел Гагарин? (название).
Ответ 

  1. Белка, Стрелка. 
  2. Венера 
  3. Горбатко, Ю.Гагарин 
  4. 15 
  5. «Восток»

Анализ работы привожу в виде таблицы.

Каждый человек может пройти мимо чего – то ему неинтересного (на первый взгляд), а если копнуть поглубже (если есть время, желание понять, насколько предмет действительно его не интересует), то вполне может показаться, что это и есть дело, чуть ли всей его жизни, вспомним хотя бы Макса фон Лауэ, военнослужащего, который решил посещать лекции по физике; или Луи де Бройля, бакалавра истории, которого под влиянием старшего брата захватили вопросы квантовой теории; или Макса Борна, который по его собственным словам не знал, какую стезю выбрать, но состоявшаяся случайная встреча с Джеймсом Франком определила ход событий и вот – физический факультет. Воля случая…И быть может кто знает, возможно из тех детей с которыми сейчас я работаю в будущем составят цвет Российской нации.

Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.

Литература
  1. Занков Л.В.Беседа с читателями (Вопросы обучения в нач. классах.) Изд.2-е, перераб.М., «Просвещение»,1075.с.169 
  2. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., «Знания»,1976.с.16-17( общая стр.64). 
  3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд- во МГУ,1975,с.320. 
  4. Теория и методика обучения физики в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений/С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.-с.223-224. 
  5. Унт И. Э.Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.с.9-10 
  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике .- М.,1971.- с.24
Козаченко Елена Олеговна11.03.2013 13330 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar