РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка

Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка
Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.

Современные исследования подчеркивают, что именно семья удовлетворяет потребности ребенка в любви, семье, заботе. Обеспечивает чувство защищенности, формирует позитивную самооценку. Атмосфера общения в семье определяет основы контактности ребенка (как он будет общаться со сверстниками, со взрослыми и т.д). Семья является для ребенка первой школой нравственных чувств и навыков социального поведения. Основная воспитательная система, где закладываются личностные качества человека, нравственные, интеллектуальные, волевые, при этом семья является важным институтом социализации ребенка, помогающим устанавливать связь с окружающим миром.

Семейное воспитание должно строиться на основе любви, возможности для индивидуального подхода к ребенку. Высокая сила и стойкость воспитательных влияний со стороны отца и матери продолжаются на протяжении всего детства. Но возникает в семейном воспитании и ряд проблем: дефицит общения родителей с детьми, недостаток внимания, душевного тепла, недостаток совместной деятельности родителей и детей, реальное взаимодействие старших и младших, повышенная требовательность родителей к исполнению указаний, полное отсутствие требовательности, незнание закономерностей психческого развития ребенка, незнание методов воспитания.

Поэтому родители должны интересоваться и учиться быть родителями, т.к. семья является не социальной группой, а социальным институтом, который готовит детей к выполнению различных социальных ролей в их настоящей и будущей жизни.
Содержание этих ролей зависит от культуры общества и прав и обязанностей, которые человек в нем выполняет. Роли присваиваются в процессе социализации под влиянием ближайшего окружения, семьи. Дети, первоначально в качестве образца, получают модель отношения супругов в родительской среде, затем они проигрывают эти роли с младшими братьями. Подрастая, на основе модели родительской семьи дети создают систему отношений в своей семье. Трудности начинаются, когда модель родительской семьи носит противоречивый и конфликтный характер, когда каждый из супругов ориентирован на разную модель семейных отношений.

В психологии выделяют 4 типа родительской позиции:

  1. С установкой на авторитарность- родитель демонстрирует свою значимость, стремиться настоять на своих требованиях.Ребенок вырастая в такой семье,ждет что его в дальнейшей жизни всегда должен кто-то направлять.
  2. Установка на симбиотичность- стемление родителей жить интересами ребенка( чаще это делает мама). Такие мамы в дальнейшем не отделяют свою жизнь от жизни даже уже взрослого ребенка.
  3. Невмешательство, избегание общения с ребенком. Такие родители предоставляют ребенку полную свободу, не вмешиваются в его дела и проблемы.
  4. С установкой на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком. Эта позиция наиболее оптимальна. Родители стремятся учесть позицию ребенка, рассматривают его как личность.
Быть родителями очень непросто, многие молодые люди, прежде чем задуматься о рождении ребенка, должны подготовиться к воспитанию.
В этой статье я хочу дать краткий курс молодых родителей, чтобы они поняли, какими знаниями должны обладать при воспитании своих детей, мне бы хотелось, чтобы родители ознакомились с возрастной периодизацией отечественного психолога Д.Б.Эльконина

Ведущей деятельностью ребенка от 3 до 7 лет является сюжетно-ролевая игра. К сожалению, в современном мире данный вид игры заменяется многими родителями на компьютерные игры, просмотр телевизора и т.д, и это очень большая, я бы сказала, серьезная ошибка многих родителей.

Игра ребенка носит социальный характер. Ребенок овладевает игрой, включившись в мир играющих людей, и задачей взрослого становится своевременное «оснащение» детей соответствующими умениями. Исходя из вышесказанного, мы можем выделить принципы формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольника:

  1. Взрослому следует играть вместе с детьми.
  2. На протяжении всего дошкольного возраста взрослый, играя с детьми, должен строить игру таким образом, чтобы дети открывали и усваивали новые способы игры. Взрослому необходимо встать в позицию игрового партнера.
  3. В процессе формирования игровой деятельности необходимо ориентировать ребенка на взаимодействие с партнером, сверстником, для этого надо его научить способам согласованных действий с партнером.
Взрослый сам должен демонстрировать заинтересованность в игре - эмоционально пояснять и объяснять игровые действия, стимулировать к этому ребенка. 

Каждый освоенный способ ребенок будет переносить в самостоятельную игру, и так постоянно игра включает в себя все способы построения сюжета. Руководство игрой должно включать в себя следующие компоненты:

  1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей.
  2. Обучающие игры
  3. Организация предметно-игровой среды
  4. Общение взрослого сдетьми в процессе игры
Ребенку присуща потребность в новых впечатлениях, знаниях; он черпает их из повседневной жизни, из семьи, художественной литературы, экскурсий и т. д. Без участия взрослого окружающая среда не всегда может быть источником положительного опыта. Взрослый должен принимать активную роль в этом процессе, одних знаний недостаточно, необходимо вызвать у детей интерес, эмоциональное отношение к окружающему и тогда у ребенка возрастает потребность воспроизвести практическую деятельность взрослого в игре. Взрослым необходимо организовывать повседневную жизнь детей так, чтобы у них возникла потребность в общении с другими людьми, дети на собственном опыте будут учиться как важно налаживать контакты с окружающим миром.

Марина Тайфиковна Михайлова17.03.2013 18010 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar