РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с нарушением интеллекта.

Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с нарушением интеллекта.
Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с нарушением интеллекта.

«умственно отсталый ребёнок принципиально
способен к культурному развитию,
принципиально может выработать
в себе высшие психические функции,
но фактически оказывается часто культурно
недоразвитым и лишённым этих высших функций»
Л. С. Выготский 

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний и умений, что впоследствии обеспечит эффективность их применения(8.68). Воспитание положительных черт характера является важнейшей социально-педагогической задачей, ибо то, как они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и к окружающей предметной действительности. 

Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. И именно неуместность, несвоевременность эмоциональных проявлений затрудняют установление контакта между индивидом и социумом(8).
У детей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчетливостью. Воздействие подобного неумения справиться со своими чувствами могут быть самыми различными: от неудачного осуществления намерений до ухудшения состояния здоровья. Такие дети испытывают неудачи с адаптацией в социуме, отсюда возникает проблема специфики развития и коррекции эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наряду со специфическим развитием психики у детей с И.Н.происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы(1.7). Подобная незрелость эмоций и чувств обусловлена особенностями его потребностей и мотивов. Все аспекты эмоциональной сферы формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья, ограничение диапазона переживаний - они испытывают только неудовольствие, или удовольствие, сами переживания примитивны и полюсны.

В понятной ребенку ситуации он способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека. Тем более, дети проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким(8.104). Таким образом, может показаться, что эмоциональная сфера детей с Н.И. не нуждается в дополнительной коррекции. Но недоразвитие личности проявляется наиболее ярко, когда перед ребенком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности, связанные с волевыми усилиями.(5. с.140) У таких детей слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. В основном, деятельность и поведение детей с Н.И. зависит от воздействия ситуативных побуждений и внешних раздражителей. Симптомами нарушения эмоционально- волевой сферы являются неусидчивость, раздражительность, повышенная возбудимость, длительность выхода из аффективного состояния.

Ярко выраженное наличие примитивных потребностей у детей ведет к отсутствию тонких оттенков переживаний. Наряду с этим такие проявления эмоций как приветливость, доверчивость, оживленность отличаются поверхностью и непрочностью. Дети либо легко переключаются с одного переживания на другое, либо подолгу обнаруживают настроения, не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утерю детских интересов и привязанностей. (7. с 61). Дети с И.Н. проявляют несамостоятельность в деятельности, в поведении и играх копируют действия других детей, не в состоянии критично оценивать ситуацию. У некоторых детей наблюдается легкость и поверхностная оценка серьезных жизненных событий, часто встречаются эмоции и чувства, не соответствующие воздействиям внешних факторам.(8.104)

Интеллектуальная недостаточность приводит к тому, что у детей с опозданием и с трудом формируются чувство долга, совесть, ответственность, самоотверженность и другие, так называемые высшие чувства. Преобладающие и господствующие у детей переживания, постепенно накапливаясь, образуют те или иные оттенки свойств характера: раздражительность, угрюмость, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие.

Развитие эмоций и чувств детей с Н.И. в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия . Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяет детям контролировать свои эмоциональные проявления.

На успешное развитие эмоциональной и социальной сферы детей с Н.И. влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от от содержания и структуры этой деятельности(1.37). Одной из наиболее эффективной формы работы с детьми с Н.И. является театрализованная деятельность.

В театрализованной игре ребенок принимает на себя различные роли и в игровых условиях воспроизводит деятельность героев и отношения между ними, познает смысл человеческой деятельности ,начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Через образы и действия дети учатся выражать свои мысли и эмоции. Герои в их исполнении могут быть добрыми и злыми, веселыми , нежными, смешными. Образы проигрываются, изучаются, запоминаются. Театрализованная игра помогает сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем может определить потребность ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы детей с Н.И. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, т.е. от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Для того, чтобы театрализованная деятельность являлась мощным развивающим средством эмоциональной сферы и творческой активности необходимы определенные условия. Задача педагога всячески поощрять исполнительское творчество, развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Одним из основных условий вовлечения детей с Н.И. в театрализованную деятельность- эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое- либо произведение, а затем выражает свои чувства на площадке.

Детская художественная литература является источником самых разнообразных эмоций. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, доступно сообщаемые и усваиваемые. Восприятие рассказа, сказки, ярких образных персонажей, их действия в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывают у детей непосредственный отклик. У детей могут возникнуть такие чувства и эмоции, как сочувствие к пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе объединяются оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением, формируется соответствующее нравственное эмоциональное отношение к действующим лицам .(9. с.136)

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно объясняться, дополняя речь соответствующими жестами, мимикой, выражением лица. Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым позволяя решать вопросы развития социальных навыков у детей с Н.И.

Театр это синтетический вид деятельности, соединяющей в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство, один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей с Н.И. , он позволяет решить актуальные проблемы, связанные с развитием и созданием положительного эмоционального настроя, развитие у детей эмпатии. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии, что необходимо для организации совместной деятельности детей. Основой эмпатии является умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Таким образом, тщательно спланируемая и правильно организованная театрализованная деятельность способствует развитию у детей следующих умений и навыков: адекватное восприятие действительности и самого себя, адаптивность поведения в соответствии с ролевым ожиданием других, признание собственных ошибок, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение, выплеск гнева в приемлемой форме, а не в физической агрессии, сочувствие другим (своим сверстникам, взрослым и живому миру), сотрудничество, чувство единства, умение действовать согласованно, работать самостоятельно, в группах.

Использованная литература:
  1. Забрамная С. Д . Психолого - педагогическая диагностика умственно отсталых детей. -2-е изд., перераб.-М.: Просвещение : Владос, 1995.-112 с. 
  2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.: ил. 
  3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- 3-е издание.- М.: Знание, 1989.-256 с. 
  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с. 
  5. Петрова В. Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников-2 изд., стереотип.-М.: «Академия» 2004.-160 с. 
  6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с. 
  7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. 3-е изд.— М.: Просвещение 1986.-192 с. 
  8. Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – 187 с. 
  9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности.-М., 2004.
Сутормина Ирина Николаевна29.03.2013 21840 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar