РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в контексте этического воспитания младших школьников

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в контексте этического воспитания младших школьников

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в контексте этического воспитания младших школьников

Образование в начальной школе невозможно без обращения к ценностям и смыслам, которые, на наш взгляд, являются его ядром и основным компонентом. Эта мысль базируется на следующем логическом рассуждении. Ценностные представления о должном относительно своего «Я», нормах отношений с окружающим миром и людьми определяют приоритеты человека, которые, в свою очередь, формируют его смысложизненную стратегию, проявляющуюся в конкретных поступках. Необходимо подчеркнуть, что основа любого поступка – ценностно – смысловое решение, которое обладает «внутренними» функциями: самооценки, самоопределения, самопознания, саморегуляции. С их помощью человек выступает как субъект требований к самому себе, устанавливает, определяет и регулирует свою нравственную позицию, отношение к людям, культуре, образованию. Таким образом, ответ на вопрос «Как жить?» напрямую зависит от ответа на вопрос «Что ценить?»

В связи с этим можно привести слова Н. Новикова: «Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть; корыстолюбие заставляет его домогаться чужого, а честолюбие и ненависть лишают душевного покоя».

Значит, для того, чтобы сделать наших детей счастливыми, необходимо научить их тем нравственным основам, которые помогут им выстоять в современном обществе, научат строить гармоничные отношения с окружающими.

Осознавая значимость и необходимость обращения в образовательном процессе к ценностно – смысловой сфере личности, на практике мы столкнулись с проблемой- «долгожителем»: недооценкой педагогами необходимости осуществления интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в организации непрерывного этического воспитания младших школьников.
Актуальность решения данной проблемы обусловлена следующими факторами: внутренний мир ребенка формируется на основе его жизненного опыта, который приобретается и «взращивается» в целостном учебно – воспитательном процессе и, конечно же, в процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

  • опыт эмоционально – ценностного отношения к миру;
  • опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
  • опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в практической деятельности: учебе, творчестве, общении, социальном служении, благотворительности и т. д.
Для приобретения обучающимися такого широкого спектра жизненного опыта необходима педагогическая система, способствующая формированию ценностно – смысловых ориентаций личности. Содержательный аспект этой системы должен быть интегрирован в виде «сквозной» составляющей во все учебные дисциплины, дополнительное образование, внеурочную деятельность.

Для решения вышеназванной проблемы в нашей гимназии в рамках реализации модуля «Основы светской этики» был разработан учебно – методический комплекс «Этическая азбука. Тропинки к сердцу» для младших школьников, в основу которого положены концептуальные идеи этического воспитания А.И. Шемшуриной. Целью данного комплекса является создание условий для включения ученика в процесс осознания и переживания вечных истин как субъектно – значимых, устойчивых жизненных ориентиров.

Особенностью комплекса является то, в нем органично сплетается урочная и внеурочная деятельность. Обсуждение нравственной проблемы не ограничивается только этическими занятиями, а в результате деятельностного подхода осуществляется «проживание» учащимися конкретных жизненных ситуаций через этический диалог, написание авторской сказки, выполнение заданий по изобразительному искусству, и, наконец, создание и презентация коллективного творческого продукта – мультфильма.

Учебно – методический комплекс состоит из двух программ: программы внеурочной деятельности этической направленности «Тропинки к сердцу» и программы дополнительного образования художественной направленности «Прекрасное порождает доброе».  

В программе внеурочной деятельности «Тропинки к сердцу» выделено 15 тем, каждая из которых посвящена формированию и развитию определенного качества человека, влияющего на этику взаимоотношений с окружающими.

  • Толерантность
  • Радушие
  • Отзывчивость
  • Прощение
  • Искренность
  • Надежность
  • Коммуникабельность
  • Интеллигентность
  • Культура вежливости
  • Совесть
  • Единство
  • Радость
  • Доброта
  • Целеустремленность
  • Улыбка дружбы
Младший школьный возраст – это тот период, когда активно развивается эмоциональная сфера личности ребенка, начинает формироваться самооценка, критичность к себе и к окружающим. Однако прямые наставления, морализация отталкивают ребенка. Поэтому мы используем в своей работе сказки – народные, авторские, собственного сочинения. Особую роль играют сказки с досказками, которые очень нравятся детям, т.к. позволяют им в полной мере проявить свою фантазию, в иносказательной форме выразить собственное мнение, «прожить» жизнь героев. Ребёнок выбирает из сказок то значимое, что может понадобиться ему в мире – некие жизненные ситуации, модели поведения, способы решения проблем и т.д.

Каждое занятие начинается со сказки на определенную тему. Это своего рода завязка, толчок к рассуждению. Особенностью всех сказок является то, что их содержание всегда содержит нравственную дилемму, решить которую помогает этический диалог.
Приведем пример занятия на тему: «Толерантность»

Свет в классе приглушается, учитель зажигает свечу, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

- Однажды, много лет назад, на землю опустилась Сказка,
И оживилось все кругом, наполнилось теплом.
Открыла людям путь она в чудесные миры…
Там чудеса повсюду бродят, кто ищет, тот всегда находит,
Чудесный мир… всегда добро навеки побеждает зло,
Живет в том мире волшебство…. А вы туда попасть хотите?
Скорее двери отоприте… Встречайте Сказку! (Т. Мирончик)

Только что вылупившийся птенец не хотел выходить из дома. Все другие новорожденные утята выходили плескаться в реке, но этот утенок уродливый и темный, не отходил от матери. В конце концов, терпение у матери закончилось, и она заставила его присоединиться к остальным утятам. Но они сказали ему: «Ты не похож на нас, ты некрасивый. Уходи, пока цел, не мешай нам играть». Никто не хотел с ним водиться, никто не пытался его защитить. Бедный утенок не знал, что делать и куда спрятаться. Он ужасно стеснялся, потом, что был не такой, как все. Каждый новый день был хуже предыдущего. Братья и сестры говорили ему: «Хоть бы ты куда-нибудь делся».

- Объясните причины того, что никто не любил утенка. Случалось ли вам попадать в похожую историю? Что вы испытывали при этом?
- Какие чувства испытывал утенок?
- Как вы относитесь к поведению братьев и сестер утенка? Могли бы они поступить иначе?
- Что бы вы посоветовали утенку в сложившейся ситуации? Как вы думаете, какой выход найдет герой сказки?

В грусти и тоске уплыл утенок о родных мест, решив, что никто и никогда не будет дружить с таким уродом, как он. Однажды, он проплывал мимо дома, где жили женщина, кот и курица. Они-то и утешили бедного утенка, и он остался жить с ними.

- Какие качества помогли женщине, коту и курице принять и утешить утенка?
Но утенку все равно было грустно о т сознания того, что он не такой как все, что он никогда не будет таким же красивым, как пролетавшие мимо домика лебеди. Но вот наступила весна, запели птицы, зазеленела трава на лугу. Утенок отправился к реке и начал плавать. Вдруг какая-то птица заметила, что он настоящий красавец! Оказывается утенок, сам того не замечая, превратился в прекрасного лебедя! В тот же день он вернулся в родные края. Утята, которые раньше насмехались над ним, теперь смотрели на него с восхищением. Утенок был счастлив, но не стал задирать нос, ведь у него было….

- Как вы думаете, какими словами нужно закончить сказку? Чему научился утенок? Что помогло ему сформировать в себе эти качества?
- Какими качествами должны обладать люди, чтобы понимать и принимать другого человека, сдерживать всплеск недобрых чувств, чтобы не обрекать этого человека на страдания? Давайте заглянем в наш словарик:
Доброжелательность – умение выразить, проявить свое доброе отношение к другому.

Толерантность – способность принимать мир и живущих в нем людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, умение понимать и уважать их непохожесть.
- Кто из героев сказки обладал этими качествами?

- Проявлять эти качества очень трудно. Умение принимать людей такими, какие они есть, уважать их не за внешние данные, а за внутреннюю красоту дано не каждому. Но этому нужно учиться. Каждый привносит в этот мир что-то свое, и от этого он становится только лучше!

Логическим продолжением занятий по этике являются занятия в изостудии по программе «Прекрасное порождает доброе», на которых дети продолжают постигать нравственные истины, но уже другими, изобразительными, средствами.
Алгоритм построения занятий базируется на следующих положениях:
- познав и приняв себя в творческой деятельности, испытав радость и удовольствие, ребенок «подружится с собой»;
- создав красоту и покой в собственной душе, он станет способен к установлению доверительных отношений с окружающими людьми;
- осознав неповторимость и уникальность других людей, научится относиться к ним терпимо;
- анализируя свою творческую деятельность и поступки героев сказки с позиций высших ценностей человеческих отношений, научится жить в согласии с собой и миром.

Содержание программы построено таким образом, что ребенок шагает по определенной лестнице чувственного развития, шаг за шагом, рассматривая реальный мир, окружающий его, мир самого человека. Ценностный ряд программы: красота природы, животных, птиц, окружающего пространства, внешняя и внутренняя красота человека.

Сказке отводится одна из ведущих ролей. После ее прочтения педагог выводит обучающихся на этический диалог по нравственной проблеме, обозначенной в литературном произведении. Затем нравственные понятия, ценности, установки закрепляются через творческие задания по изобразительному искусству.

Приведем пример фрагмента занятия в изостудии на тему: «Толерантность»

Дети слушают сказку М. Скребцовой «Улыбка Бога».
- Какие качества помогают нам принимать и понимать другого человека, сдерживать всплеск недобрых эмоций?
- Нарисуй Цветок Мира. Подчеркни его красочность, яркие и звонкие цветовые соотношения. «Звонкий» цвет получится от смешения красной, синей и других цветов.
- Посмотрите, какие разные краски, а какой удивительно яркий и красивый цвет получился, когда мы их смешали.
- На какие мысли наводит вас это задание? (дружба разных красок делает мир красивым)
- Какие чувства вызывает?
- Давайте украсим нашим цветами класс в знак того, что мы и наши рисунки разные, но нас объединяет одно – доброе отношение друг к другу.

Следующим шагом в работе является создание собственной сказки на заданную тему, ведь создание нового – неотъемлемая часть детской жизни. Лучшие произведения обсуждаются, редактируются, а затем ложатся в основу сценария для создания мультфильма. Над его созданием трудятся все: кто-то рисует героев фильма, кто-то – занимается озвучиванием, кто-то обеспечивает техническую реализацию проекта. И вот наступает торжественный момент – презентация результатов собственного труда. В течение года нами создано 4 мультфильма по темам: «Толерантность» - «Кто самый главный», «Радушие» - «Веселая прогулка», «Отзывчивость» - «Как зебра потеряла полоски», «Порядочность» - «Какая птица главная».

Таким образом, интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования позволяет младшим школьникам несколько раз возвращаться к решению одной и той же нравственной проблемы, «проживать», пропускать через себя поступки героев, приобретать социально – нравственный опыт поведения в определенной жизненной ситуации.

Бабайлова Елена Владимировна10.05.2013 26780 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar