РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание учащихся начальных классов

Нравственное воспитание учащихся начальных классов

Современный период в российской истории и образовании-время смены ценностных ориентиров. В 90-г прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность. В российском обществе стал ощущаться недостаток принципов и правил жизни, согласия в вопросах социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» в свете новых стандартов, на основе ежегодных посланий президента страны Федеральному собранию была принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция легла в основу «Программы нравственного воспитания» в нашей Республике Татарстан. Исходя из целей Программы Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с требованиями общества и государства в нашей школе в 2007г. была разработана новая воспитательная программа. На основе уже работавших в школе проектов программы «Ассоциированные школы Юнеско» педагогическим коллективом школы были предложены два направления воспитательной программы, одно из которых предназначалось для внедрения в начальной школе, другое – в среднем и старшем звеньях обучения. В основу программы легли специфика школы как школы с углублённым изучением немецкого языка, партнёрские связи с городами Германии и Австрии, ориентация воспитания в рамках проекта ПАШ на пропаганду прав человека, толерантного отношения к другим культурам, воспитание школьников в духе патриотизма и культуры мира и ненасилия.

Приключения Песочного Человечка (героя немецких сказок) – название воспитательной программы в начальной школе. Параллель 1-х классов работает над проектом «Знакомство с Песочным Человечком, 2 –е классы изучают сказки народов России и немецкоговорящих стран, делясь накопленным опытом со сказочным героем. 3 классы знакомятся с праздниками, 4 классы рассказывают Песочному Человечку о всевозможных рекордах. Детям очень нравится Песочный Человечек. Они с удовольствием приглашают его на уроки, на праздники, шлют ему письма, в которых делятся с ним своими достижениями и успехами, а также читают его письма с различными советами.

Моя задача построить работу в классе так, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Остановлюсь лишь на самых, на мой взгляд, актуальных формах работы по нравственному воспитанию. Одной из возрастных особенностей восприятия младших школьников является склонность к игре. В условиях игры ребёнок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более, чем где-либо, требуется от ученика умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают своё осуждение нарушителю. Если ребёнок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребёнок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра, помимо своего мощного воспитательного воздействия, помогает сплотить, сблизить детей, поэтому на первых уроках физкультуры я обучаю детей таким коллективным играм как «Ручеёк» (сейчас дети не умеют в неё играть), «Раздувайся пузырь», «Шла коза по лесу» и другие. Особенно хочется сказать об игре «Тропинка над пропастью». Дети становятся в ряд, обняв друг друга за плечи. Под ногами у них узкая тропинка. Поочередно каждый проходит по тропинке. Чтобы не упасть, ученик вынужден опираться на плечи своих товарищей. Эта игра очень сплачивает детей, учит видеть в своих одноклассниках поддержку, воспитывает чувство товарищества.

Большое значение имеют классные часы. Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Поэтому создавать классный час должен классный руководитель с детьми.

Я провожу классные часы, посвященные решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело. Причем, если в 1 или 2 классах инициатором выступает классный руководитель, то в 3 и 4 – дети. Они сами находят решение той или иной проблемы, делают выводы.

Наверное, вам знакома эта притча, познакомив с которой ребят на классном часе, можно решить ряд проблем, связанных с воспитанием нравственности.

Притча о Добре и Зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Ребята ,а какого волка вы кормите и чем ?

Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок»

Красота, величие, богатое историческое наследие нашего края трогает и вдохновляет умы и сердца многих гостей и жителей Татарстана. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми. Успешное решение возможно только при наличии любви, знаний и понимании истории края. Огромную помощь здесь оказывают экскурсии. Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Так мы посетили музеи: Национальный, ИЗО, совершили автобусную поездку в Болгары, посетили Раифский монастырь, Волжско-Камский заповедник, а также побывали в городе Городец Нижегородской области.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Это экскурсии по Волге с высадкой в Кызыл-Байраке, Студенцах,экскурсия на страусиную ферму.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне -развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.

Ткаченко Светлана Николаевна15.04.2013 33000 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar