РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса

Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса

Лобова Ирина Викторовна,
заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ Аннинская СОШ №6
п.г.т. Анна Воронежской области

Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса

Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят хотя и на противоположных концах, но одной и той же лестницы — личного развития и усовершенствования; один на вершине ее, другой — в самом низу... Но и тот и другой равно работают — своим умом, учатся, хотя и каждый по-своему; они — делатели одного поля, хотя и на различных концах его.
П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования.

Важная характеристика субъекта деятельности — он и формируется, и развивается в ней — относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в взаимодополняемости, взаимоосуществляемости этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика.

Показательно, что идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П.Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития. «Творческого учителя и ученика связывает потребность самообразования и развития. Школьный же учитель, воображающий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной работы. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному усовершенствованию».Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них. «Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества»

Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста. Обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учителей более 80%, что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующего мужского воздействия.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.
Современные ученики – это отражение всех перемен, произошедших в нашей стране и мире за последние два десятилетия. 

Семнадцатилетние подростки очень сильно отличаются от тринадцатилетних. Не по возрасту, конечно, а по образу жизни и реалий, их окружавших. Современные учителя, в большинстве своем окончившие ВУЗы Советского Союза и воспитанные на идеалах того времени, с трудом перестаиваются под реалии сегодняшнего дня. А реалии таковы: большинство родителей абсолютно далеки от понимания собственных детей, они абсолютно доверяют их воспитание телевизору и компьютеру, следя в основном за тем, чтобы у ребенка «все» было – и смартфоны, и одежда, и еда, как у всех. Если есть деньги, можно не заморачиваться, нет денег – нечего заморачиваться. И примеров этому предостаточно. На собственные силы детей редко кто рассчитывает. Да, есть понимающие родители, которые приблизительно догадываются, что с ребенком происходит, что его потенциал и огромная энергетика требуют выхода, понимают, что надо что-то делать, чтобы направить его в нужное русло, но… им не хватает времени, сил, возможностей.

У современных школьников есть телефоны, компьютеры, смартфоны, ноутбуки, ультрабуки, приставки и другие гаджеты, чего нынешним восемнадцатилетним и не снилось в их возрасте. Но относятся они к ним, как к совершенно реальным и естественным вещам, без пиитета и придыхания. И занимаются еще и английским, и танцами, и музыкой, и спортом, и многими другими полезными, по их собственному мнению, вещами. А еще они (тринадцатилетние) читают книги, причем считают и твердо уверены в этом, что читать надо классику, что современные авторы зарабатывают деньги и верить не им, не современной рекламе, ни Интернету нельзя ни в коем случае. Очень честолюбивы в большинстве своем, хотят публичности, жаждут деятельности и успехов. Но ничего не принимают на веру, у них нет авторитетов, им все нужно аргументировать. И если это становится их собственной убежденностью, то они бурно будут этим заниматься. И для них, этих детей, нужен соответствующий учитель – креативный, как они, их понимающий, ведущий их вперед, к успеху и развитию. Иначе они все найдут себе ниши в компьютерных играх, в социальных сетях, на улице в подобных себе компаниях. И учителю и классному руководителю, психологу твердо каждому ученику нужно помочь найти подобающее «место» в классе, каждому свое, строго определенное, иначе соперничество и бесконечные выяснения отношений будут определяющими в их деятельности. Они четко должны знать, что один талантливее в одном, другой – в другом, третий – в третьем, но все талантливы и могут это проявлять как угодно. Конечно, если созданы условия соответствующие. А это сложный вопрос. Сельская или небольшая школа поселка, к сожалению, не могут удовлетворить запросов отдельных сильных учеников. Нет соответствующих их потребностям кружков, нет учителей, способных увлечь и повести таких детей. Молодые учителя в школу не идут, контингент 40-50-летних эмоционально изношен.

И если ученик очень амбициозен, у него есть способности, но он не находит им применения в силу разных причин, то конфликт со школой обеспечен. И недореализованность подобного ученика уводит его в иные сферы. Поэтому учителю просто необходимо, если он осознает свою профессиональную ответственность, самосовершенствоваться, саморазиваться, чтобы выпустить из школы Личность, способную адаптироваться в сегодняшних непростых реалиях.

Лобова Ирина Викторовна22.05.2013 44980 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar