РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание здоровьесберегающей среды в музыкальной школе

Создание здоровьесберегающей среды в музыкальной школе

В последнее время в педагогике тема т. наз. «здоровьесберегающих технологий» стала очень актуальной. Что я могу добавить к многочисленным идеям и предложениям, исходя из своего 30-летнего опыта общения с детьми? И стоит ли? Ведь ответы на эти важные вопросы лежат на стыке таких, серьезных наук, как педагогика и медицина. И если преподавание – это моя профессия, - какое право я имею высказывать свое мнение по поводу вопросов, касающихся святая-святых - здоровья доверенных мне детей, не имея даже среднего медицинского образования?

Отвечу. Во-первых: все мы взрослые люди, а это значит – все мы в ответе за наших детей. Второе: медицина нашего времени ориентирована, в первую очередь, на лечение болезней, а не на пропаганду здорового образа жизни. В-третьих: на мой взгляд, ей и не под силу одной, нашей доблестной Медицине, справиться с такой поистине глобальной проблемой- проблемой здоровья детей. Кто-то должен хорошо помочь…

Отсюда вытекает новая проблема – уровень культуры в вопросах профилактики здоровья преподавателя и самих родителей. И от нее никуда не деться. Нет тут обходных путей. И личный пример и тех и других – как ни «прискорбно» об этом говорить. И если преподаватель в состоянии обучить ребенка и без вмешательства родителей, а в деле воспитания необходимым условием является то, чтобы родители хотя бы не мешали ему, - то в вопросе сохранения здоровья, родители и преподаватель должны обязательно быть по одну сторону баррикады.

Разговор о тесной связи педагогики и медицины хочу начать с таких статистических данных: практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» - в, так называемом, третьем состоянии. Много написано о том, как непросто ребенку обучаться в школе. И никто с этим спорить не станет. Гораздо меньше литературы о проблеме обучения ребенка сразу в двух школах. А ведь это отдельная проблема. Где найти резерв сил и здоровья? Я вижу два пути решения этой проблемы (два параллельных пути) Это - планирование и строгое выполнение плана (того же режима или распорядка дня). Задача преподавателя по специальности - постоянно вести разъяснительную работу и с учащимися и с их родителями о важности и значении строгого соблюдения режима дня. И второе – занятия музыкой превратить в образ жизни, в, т. наз., активный отдых, в любимое занятие.

Эффективно работающий преподаватель – это всегда и хороший психолог. А музыка – мощное психотерапевтическое средство. И у преподавателя по специальности есть такая уникальная возможность - помочь ребенку даже в минуты горя (а оно, как известно, случается не только у нас взрослых…) уйти не от музыки, а в музыку. К тому же уроки специальности – уже сами по себе - уникальная возможность индивидуального общения ребенка с взрослым человеком наедине на протяжении многих лет.

Режим дня – это распорядок суточной деятельности школьника. Правильный режим дня обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления и создает благоприятные условия для физического развития детей и подростков. Основными компонентами режима являются: ночной сон, прием пищи, гигиенические процедуры, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, общественно полезный труд, помощь семье, самообслуживание и отдых по собственному выбору (свободное время). Если все элементы режима проводятся строго последовательно и в одно и то же время – это способствует образованию устойчивых условных рефлексов. При этом каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний. Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физической нагрузок с отдыхом, рациональное питание и достаточное количество времени, проведенного на свежем воздухе.

Сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре больших полушарий мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточные для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Перед сном необходимо выполнить, так называемые, ритуалы сна. Это значит: проветрить комнату, постелить постель, сменить одежду, принять душ. В крайнем случае - умыться, вымыть руки, ноги, уши, почистить зубы и т.п. Все это не только полезно само по себе, но и настраивает на сон, способствует быстрому засыпанию. К тому же, привычка к чистоте и порядку влияет на общую культуру поведения человека. Большое значение имеют устройство, и содержание постели, организация рационального питания. Недопустимо переедание перед сном, употребление крепкого чая, кофе, мясной пищи. Ужинать следует не позднее, чем за 2 ч до сна. Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе. Во время сна до минимума должны быть сведены отрицательные влияния таких раздражителей, как яркий свет, громкий разговор и др.

Для растущего и постоянно изменяющегося организма чрезвычайно важно рациональное и сбалансированное питание. Оно должно обеспечивать поступление в организм таких пищевых веществ, которые составляют основу формирования новых клеток различных органов и тканей и возмещают энергетические затраты организма, Одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный его режим, т.к. при регулярном приеме пищи организму нет необходимости затрачивать энергию на адаптационные процессы. Существует шесть обязательных компонентов пищи: белки – «кирпичики» тела, жиры и углеводы – основные источники энергии, целая менделеевская таблица минеральных веществ, вода и витамины. Исходя из этого положения, необходимо помнить, что Чупа-чупс, кола и жевательная резинка, благоприобретенные на выданные родителями на школьный обед деньги, даже в совокупности, не способны обеспечить растущий организм необходимыми питательными веществами.

В режиме дня детей школьного возраста следует предусматривать достаточное время для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами. Сюда могут быть также отнесены переодевания после школы и прием пищи. Каждый из этих элементов режима требует немного времени, но в сумме на них затрачивается не менее 3часов в день. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять для детей младшего школьного возраста не менее 3 ч, старшего возраста – 2ч. В выходные и каникулярные дни школьники, соблюдая режим дня, больше времени проводят на открытом воздухе. Давая задание на каникулы, я всегда спрашиваю у малышей: «Что ты должен сделать за каникулы?» Ребята постарше знают мои требования, которые я предъявляю им четыре раза в год - за каникулы надо «выдышать» на улице весь воздух.

Максимальная продолжительность просмотра детьми телевизионных передач: 1-2часа в день и не более 2-3 раз в неделю. А нагрузка на глаза при работе на ПК существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы: чтении, просмотре телепередач. Двигательная активность школьников должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна), т.е.2-3часа. И если им не хватает, так называемых, «санкционированных» форм двигательной активности, то они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на каждом уроке. Проводила статистический опрос учащихся класса, в котором выяснилось, что регулярно утренней гимнастикой занимаются 25% учащихся, 50% проводят ее нерегулярно, а 25% вообще не занимаются ею. Спрашиваю у Тани: «Ты сегодня делала зарядку?» Таня удивленно и несколько обиженно: «Да…» Как же? Что за вопрос? Время уже обед, а зарядка - то утренняя. Спрашиваю у Миши: «А ты, Миша, делал сегодня зарядку?» Отвечает: «Какую такую зарядку?..» Говорю: «Утреннюю зарядку». А сама думаю: «А что если тут есть какая-то связь: Таня отличница по всем предметам, а у Миши пока еще не по всем предметам оценка четыре. Как говорил И.П.Павлов, не надо упускать ни малейшей возможности «ощутить мышечную радость». И если, по каким-либо причинам, нет возможности уделять время утренней зарядке, плаванию, бегу и т.п. среди недели, то не надо забывать про них хотя бы в воскресенье.

Учебные дисциплины можно условно разделить по степеням сложности. Первая степень сложности – дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов, категорий, а также запоминать большое количество фактического материала. Это математика, физика, история, изучение языков и др. Вторая степень сложности – предметы, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается: химия, специальная технология. Третья степень сложности – предметы, имеющие прикладной характер: материаловедение, организация и технология производства работ и др.

При нехитром анализе можно определить степень сложности обучения исполнительству на музыкальных инструментах. Это и умение оперировать абстрактными понятиями, и способность усваивать сущность законов построения музыкальной формы и гармонии. При изучении музыкальных терминов в первую очередь надо научиться отличать друг от друга такие категории, как сила звука и скорость темпа. И уже, конечно, уметь запоминать большое количество, так называемого, фактического материала – аппликатуры, нотного текста, динамических оттенков и прочих авторских указаний. А если еще ко всему этому добавить, что на уроке ставится такая вполне не абстрактная задача: «понять чувствами» или «понять мышцами»…

Не только физическое напряжение, но и умственный труд и даже покой требуют энергетических затрат. Утомление не следует рассматривать как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма. Утомление за день снимают свободный вечер и ночь, за рабочую неделю – выходные дни, за четверть и за год – каникулы. Признаки утомления, как правило, нестойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают. Если же восстановления сил не происходит и утомление накапливается, то возникает переутомление.

Существует 4 типа отдыха: в течение рабочего дня, после рабочего дня, рабочей недели и трудового года. В течение дня при зрительной работе рекомендуется гимнастика для глаз, при монотонной работе – посмотреть на спокойно плавающих в аквариуме рыбок, при работе мышц кисти – специальная гимнастика и массаж рук. Умелые лекторы используют для отдыха аудитории шутку, забавный пример. На перемене желательно выйти из помещения, подвигаться на свежем воздухе, а его тем временем проветрить. 

Создание родителями дома необходимых условий для занятий ребенка на инструменте - это приобретение пригодного для занятий инструмента, хорошее освещение и соответствующий по высоте полумягкий удобный стул. При покупке инструмента я говорю родителям, перефразировав слова известных классиков: «Хороший музыкальный инструмент не роскошь, а средство воспитания трудолюбия, усидчивости и терпения». А экономия на подставке для нот оборачивается нарушением зрения и искривлением позвоночника. Нарушение осанки, в свою очередь способно привести к изменению скелета, ухудшению деятельности органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. В.И.Даль в своем словаре приводит интересную пословицу: «Без осанки конь – корова».

Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые различные методы. Девочек обучали держать высоко голову, учиться сводить лопатки, «убирать живот». Бывшие гимназистки, которые, выработали в школьные годы удивительно стройную осанку, сохранили ее до глубокой старости. В рассказе Чехова «Красавицы» говорится о некрасивой женщине и из «признаков некрасивости» он ставит на первое место – сутулость. Программа исправления осанки состоит в том, что надо всегда ходить, стоять и, что самое трудное, сидеть прямо. Говоря об освещении надо сказать, что дневной свет стимулирует работу мозга. Но, как правило, ребенку при выполнении домашнего задания, к сожалению, приходится пользоваться искусственным освещением.

Термин школьные болезни за последние годы прочно вошел в школьный обиход. Это сколиоз, близорукость, нервно-психические расстройства, заболевания пищеварительной системы. Но не они являются «врагом №1 для детей». На первом месте стоит детский травматизм.

Женя (восемь лет). Очередной раз ошибается в одном и том же такте. Спрашиваю: «Женя, о чем ты сегодня все время думаешь?» Она с детской непосредственностью отвечает: «Я все время думаю, на какой свет я буду переходить дорогу…» Говорю: «А разве ты этого еще не знаешь?» Отвечает, тяжело вздохнув: «Знать-то я знаю, да вот только боюсь…» Не составило особого труда проводить ребенка через дорогу, и еще раз на месте объяснить, как «обращаться» со светофором. Родители в первом классе водили дочь в школу за руку, а во втором решили, что ребенок уже вырос.

Саше десять лет. На уроке рассказываю о кульминации в музыкальном произведении. Говорю: «Представь себе, что ты забрался на высокую – высокую гору. Посмотрел вниз,- а вокруг – красотища такая, что и не хочется спускаться. Так бы любовался и любовался! Ты можешь представить себе такую картину? Или, может быть, ты на самом деле все это видел?» Оказалось – да. Не далее как на прошлой неделе ему «посчастливилось» побывать... на крыше девятиэтажного дома. После «технического» перерыва, который потребовался во время урока для выяснения некоторых обстоятельств, «занесших» десятилетнего ребенка на крышу многоэтажки, пришлось пообещать, что ни мама, ни бабушка ничего не узнают об этих похождениях, взамен на то, что Александр каждый раз будет докладывать мне честно – от какого очередного соблазна ему удалось уйти. По той простой причине, что он уже совсем большой, и когда мама на работе, а бабушка уверена, что внук гуляет во дворе – Саша будет думать своей умной головой, что можно делать, а чего нельзя.

Повседневная речь многих людей, представителей различных слоев населения, густо замешенная на матерных выражениях, - очевидное свидетельство неблагополучия психологического и социального здоровья людей. Я считаю, недопустимо преподавателю «пропускать мимо ушей» даже грубые слова, «нечаянно» вырвавшиеся из уст ученика. Обычно в таких случаях я нарочито удивленно смотрю на ребенка и спрашиваю: «…А что, разве в русском языке уже не осталось хороших слов для выражения хороших мыслей и чувств?» После этого обычно следует выражение чувства вины и попытка оправдания. И со временем утверждаются новые правила коммуникации.

Зависимость – это самопорабощение человека своими влечениями. Зависимости делятся на две основные группы – химические (употребление психоактивных веществ) и социально-психологические (зависимости от ситуаций, других людей, различных сторон и образа жизни). Наиболее распространенные в наши дни зависимости – курение, алкоголизм, наркомания, попадание в деструктивные секты, увлечение азартными играми, сексуальные извращения. Думаю, преподавателю по специальности в детской музыкальной школе совсем не обязательно иметь полное представление обо всех существующих деструктивных сектах и обо всех имеющихся видах наркотиков – главное: преподаватель обязан иметь четко определенную собственную позицию по этим вопросам, и при случае в присутствии ученика открыто выразить свою точку зрения. А для этого учителю необходимо быть компетентным по многим жизненно важным вопросам.

Можно ли бросить курить? «Нет ничего проще, я уже 300 раз бросал» отвечает Марк Твен. «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой. Курение хорошо лишь для бездеятельных людей». Это говорит великий немецкий поэт И.-В.Гете, который бросил курить в 50 лет.

Мама привела двенадцатилетнего сына в музыкальную школу учиться играть на гитаре. Пришли со своей гитарой. Взяла в руки инструмент, чтобы настроить. От ребенка почувствовала такой сильный запах табака, что невозможно было ошибиться. Настраиваю инструмент и говорю мальчику: «У нас в школе существует хорошая традиция, как и у спортсменов – можешь у ребят, которые серьезно занимаются спортом спросить. Тот, кто учится играть на гитаре не должен курить». Мама мгновенно подпрыгнула на стуле, будто обращались именно к ней: «Мой сын не курит!» Больше они не пришли. И хотя это было время, когда непросто обстояло дело с набором учащихся, может и к лучшему, что больше не пришли? Непростая задача для преподавателя сделать выбор: то ли учить ребенка играть на гитаре, то ли мать – …хотя бы при сыне не врать. К тому же, речь-то ведь идет о здоровье ее же ребенка.

Много лет проучился Олег. Первый раз думала – показалось. К сожалению опасения вскоре подтвердились. Сказала: «Олег, нам надо поговорить с тобой. Ты, наверное, сам догадываешься на какую, не имеющую прямого отношения к музыке тему, я хочу с тобой поговорить». Сильно сконфузившись, отвечает: «Нет, не знаю». Говорю: «Хорошо. Объясню открытым текстом. На школьной гитаре играют все ребята нашего класса. И среди них есть совсем маленькие дети. Представь себе, приходит малыш домой, где никто не курит,- и вдруг обнаруживается, что у ребенка руки пропахли табаком. Интересно, не правда ли? Что остается мне? Уповать на то, что у родителей не хватит дедуктивных способностей связать этот факт …с занятиями музыкой? Более того – ты думаешь, я сейчас начну тебе «читать нравоучения» о том, как это стыдно и некрасиво – курить. Почему некрасиво? Многие известные люди даже на памятных снимках запечатлены с трубкой, с сигаретой. Стыдно? А посмотри, сколько взрослых людей вокруг тебя курят, нисколько не стесняясь при этом. Олег! Здоровье. Мораль тут ни при чем. Я не знаю, насколько ты уже взрослый, волевой и сильный человек, для того, чтобы разобраться самому в этом вопросе и сделать правильный выбор. Но: ты у меня проучился много лет. И, казалось бы, мое дело обучать тебя музыке. Какое мне дело до твоего здоровья? Но я тебе скажу точно: если через десять, пятнадцать лет мы встретимся с тобой, когда у тебя уже будет своя семья, шикарный автомобиль…(при этих словах Олег взглянул на меня с восторгом и сомнением) да, да! Можешь поверить мне на слово: все это у тебя будет, …если будет здоровье. А здоровье у тебя будет – если ты о нем будешь думать сам. И если при встрече ты просто, между прочим, скажешь: «Людмила Николаевна, а ведь я уже много лет не курю…» - счастливее меня учительницы на свете не будет! 

Послесловие: недавно Олег приходил в школу. Пока нет ни жены, ни авто, но и запаха табака…вроде, тоже нет!
Пришедшего гостя «принято» угощать вином. «Народные» традиции очень сильны. А в медицинской литературе пишут: алкоголь подавляет волю, в первую очередь действует на психику и на центральную нервную систему.

Папа Семена ушел из семьи. Алкоголиком себя он не считает. Временами выходит из запоя, «одаривает» сына вниманием: и опять на неопределенное время исчезает из «зоны доступа», доставляя тем самым НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ страдания собственному ребенку, у которого в свою очередь в это время почему-то(?) никак не идут дела по сольфеджио. Да и по специальности тоже: «никак». Сердце кровью, как говорят, обливается, хотя по «инструкции» этого и не должно быть. Папа давно снял с себя ответственность не только за «какое-то там еще» воспитание. Отцу нет никакого дела до того, сыт ли его ребенок в то время, когда он сам пьян. Не вырос ли из прошлогодних кроссовок (ведь дети, как известно, имеют свойство - расти). Все ли школьные принадлежности к новому учебному году приготовила заботливая «соцзащита», в рамках программы «Дорога в школу»? Или, по-прежнему, продолжает тупо требовать какие-то справки…

«Терпи, Семен. Постарайся понять: школа – это не тот социальный институт, который занимается воспитанием родителей. Терпи. И запомни: когда сам вырастешь - не делай так, как делает твой папа, который, конечно же, любит тебя. Ты же сам видишь, что нет у него ничего дороже тебя на этом свете. Только не заразись этой жестокостью. Прошу тебя».

Наркомания…Главное здесь, считаю, «Коп сулеме!» - как говорят казахи. Не надо говорить лишнего. Неграмотное проведение антинаркотической работы без учета возрастных особенностей учащихся нередко приводит к повышению интереса к наркотикам. Но ребенок должен знать мнение преподавателя по этому поводу. Преподаватель не должен оставаться «в стороне» от этого вопроса. Нельзя «отмахиваться», «открещиваться» от проблемы. Мы ближе всего к детям, возможно, имеем более высокое образование, чем родители ребенка, более опытны в воспитании детей, старше по возрасту, имеем больше возможности к доступу нужной информации и т.д.

А вообще, интересно отметить, что табак, алкоголь, наркотики, - столь разные на первый взгляд – суть одно и то же: это - добровольное нанесение вреда своему здоровью, в ожидании получить удовольствие путем воздействия на свою психику.
Самоубийства растут среди тех, кто терпит поражение, осознает полную тупиковость и безысходность всех привычных форм жизни и себя самого.

Вове (девять лет) объясняю прием игры восходящего технического легато. Была свидетелем, когда студенту музыкального училища было не под силу разобраться в непростой терминологии объяснения специфических приемов и понять, что же от него требуется. Вроде бы ничего мудреного и нет: требуется не толчок, не нажим, а именно удар пальчика по струне. Вова на удивление быстро освоил прием. После того, как я перевела на язык простых ассоциаций сложные музыкальные термины, Вова сделал еще правильнее: он придумал свои собственные, до боли…близкие ему ассоциации. И каждый раз, доходя до нужного такта, приговаривал вслух: «Так бьют ребенка…»

Где она - «почта доверия»? Ящик стоит в учительской на шкафу. Но ребенок еще очень мал, чтобы что-то предпринять для собственной защиты. А станет постарше, сумеет ли он найти того, кто смог бы защитить его? Да, к тому, же если он совершенно уверен, что достается ему «по заслугам»… Вспомнила сразу же, как переживала всего пол года назад, что разрушилась, казалось бы, вполне благополучная семья. А через некоторое время удивилась тому, что в отличие от других ребят его возраста, Вова не торопится на встречу к отцу, не говорит никогда о нем. А сравнить есть с чем. За последние тридцать лет статистика неполных семей в моем классе на удивление стабильна. К счастью или к душевной боли - она равна 50%.

Кириченко Вера Юрьевна02.10.2013 12930 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar