РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальные проблемы современного общества и внутренний мир «трудных» детей в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции»

Автор: Нелькенбаум Виктория Михайловна, 
учитель русского языка и литературы 
МБОУ СОШ №118
Калининского района Городского округа 
город Уфа Республики Башкортостан

Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных — слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.

Повесть начинается с вопроса о том, что такое милосердие. «... В ответ на это половина класса заржала, а другая половина, у которой сохранились мозги, насторожилась.» Читая эти строки, предполагаешь, что речь в повести пойдет о банальном описании учебных будней класса коррекции: асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение дисциплины.

Данная повесть — это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие (Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку), которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным.

Автор затрагивает такие давно назревшие проблемы, о которых в нашем обществе принято молчать. Повесть «Класс коррекции» - это срез современного общества на примере современной школы. «Школа — всего лишь слепок общества в целом. Неужели вы не видите разделения на «классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые». Именно на этом фоне мы знакомимся с ребятами и их историями. Автор подробно, почти на протяжении всего рассказа поясняет читателю, как каждый из них попал в класс коррекции. Но умный, мыслящий читатель понимает, что эти дети, несмотря на условия жизни, обладают главными человеческими качествами: милосердием, добротой, чуткостью, и в произведении этот класс коррекции - только показатель социального статуса ученика.

Повесть начинается с того, что в класс приходит новый ученик, мальчик Юра с болезнью сердца и ДЦП. Вернее не приходит, а въезжает на инвалидной коляске. Он поражает всех своей открытостью, жаждой жизни и дружелюбием. Несмотря на опасения педагогов, его класс принимает сразу. Видимо, дети почувствовали, что он несет в себе «великий дар любви». Именно Юра окружил ребят заботой, человеческим теплом и добротой : «Мне Юрка объяснил, если я не буду материться, то на это место другие слова сами заползут».

Юра пригласил весь класс на вечеринку. И для почти всех она была первой в их жизни: «К концу дня ко мне подошла Витька (Митька, как всегда, маячил у нее за спиной) и спросила, стоит ли им с Митькой к Юрке идти или надо вежливо отказаться. Я понял, что Витька считает меня знатоком светского этикета, и даже немного заважничал. Потом сказал Витьке, что вполне можно пойти, только стоит отобрать у Митьки «Беломор», и не надо давать ему пить, если там вдруг окажется что-то спиртное». И подобные вопросы мучили всех учеников 7Е класса, состоящего из 19 человек. Тяжело и горько читать, как удивляет этих детей обычная обстановка квартиры среднего достатка: «Пашка, Ванька, Митька с Витькой, еще некоторые — они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама, я… Живьем, понимаешь? Их же в приличные дома не пускают».

Следующий герой, от лица которого ведется повествование, - Антон. Их с Юрой объединяли наиболее искренние и доверительные отношения. Именно они часто беседовали на тему выбора, выбора своей жизни и судьбы. Именно Антон в конце повести произносит слова о том, что несмотря на всю грязь и мерзость такой жизни, он и только имеет право определять свое будущее. У Антона тоже своя история... Он когда-то был вполне успешным учеником в школе, но некоторое время назад у него стали проявляться приступы необъяснимой агрессии, и врачи поставили диагноз гипервозбудимость.

Подобным образом сюда попали и другие ученик этого класса. Митька и Митька оставлены матерью и вынуждены еще следить за младшей сестренкой: «Вообще-то тетя Нина, Митьки, Милки и остальных мать, — женщина неплохая и очень добрая. Она им иногда и книжки читает, и стирает, и даже елку новогоднюю делает. А иногда — ее как выключает кто. Лежит и не делает ничего. Может, это болезнь какая, а может, у нее просто сил мало — не знаю. Она ведь не пьет, не курит и наркотики не любит очень. И гулящей ее тоже не назовешь. А детей у нее так много, потому… В общем, потому что она очень добрая и отказывать никому не умеет. Но и делать с этими детьми тоже ничего не делает. Как Митькиного отца посадили, так и живет… непонятно как. Иногда уходит куда-то. Потом возвращается. Вот и теперь ...».

Еще одна героиня очень красивая девочка Стеша, она совершенно отрешена от мира, и такой сделали ее собственные родители: «Они приехали, и началась обычная, к сожалению, война взрослых амбиций. О девочке все как бы и позабыли, поливали друг друга помоями в ее присутствии, задаривали подарками и прочее… В общем, отец окончательно сошел с ума, заперся со Стешей в квартире и отстреливался через дверь. Даже кого-то ранил, по-моему. Потом была психиатрическая машина, ОМОН, ломали дверь, отца вязали, в общем, кошмар… Когда спохватились, оказалось, что девочки в квартире нет. Решили — убежала. Искали по всему городу. Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила. Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. А Стеша… Стеша стала такой, какой вы ее знаете. Скажу вам честно: если бы не ее удивительная красота и не энергия отца, ее бы уже давно… ну, в общем, в гимназии она не осталась бы…».

У остальных героев (Маринки, Паши) ситуация, возможно, немного лучше: комната в «общаге» на четверых и вещи из секонд-хенда. Но они, впрочем как и все, вынуждены подрабатывать, кто как может: «Почти все наши где-то подрабатывают. Если это, конечно, можно так назвать. У Пантелея свой «бизнес». Ванька с братьями иномарки «раздевают», а потом сбывают добычу на Варшавском рынке. Витька, когда в семье жрать совсем нечего, тоже вспоминает старое, хотя Митька перед ней и на коленях стоял, и колотил ее… Таракан с Игорем на проспекте с тряпкой суетятся, но там конкуренция, и синяков получается больше, чем бабок. Пашка на рынке что-то таскает, Маринка как-то сезон проработала «Красной шапочкой», но потом всех остальных «сказочников» взяли и посадили. Она, кажется, испугалась и завязала. Я, конечно, тоже работаю — за мать по утрам газеты разношу. Но деньги-то она получает, так что мне это… Вот если бы курьером устроиться, но там паспорт нужен…»

Повесть «Класс коррекции» - произведение, безусловно, социальное, изображающее наше общество без прикрас. Но есть в нем и элементы фантастики. Это образ Волшебной страны, в которой исполняются все желания и мечты: хромой может ходить, прыгать и бегать, обычный скромный мальчик становится рыцарем, спасающим прекрасную принцессу. Попадают в этот мир ребята благодаря своей фантазии, и только там они счастливы. « Ну, если в общем, то там исполняются желания…

— Ага, понял, — мне стало весело, как бывает весной, солнце светит и капель капает. — То есть чего же это я хотел на самом деле?
— Не знаю, тебе виднее, — Юра пожал плечами. — Наверное, приключений. Но чтоб смешные, как в комедиях…
— Ага, а ты, конечно, хочешь…
— Да, я хочу ходить, бегать и все такое, — спокойно подтвердил Юра. — Поэтому там я и бегаю.
— Здорово. А что же, любой туда может попасть?
— Я, наверное, могу провести любого. А сам по себе… Не знаю, кто и почему туда попадает. Я вот попал…»

Мы считаем, что автор создает образ выдуманной страны, так как понимает: в реальном мире решить все подобные проблемы невозможно и не все герои способны на смелость, которую проявил Антон Игличь. . Этим она признает свое бессилие перед реальностью. Один человек не может сделать счастливым всех детей, избавить их от нужды, голода, одиночества, обогреть и дать семью. Но все вместе люди, считает Мурашова, могут изменить мир к лучшему и сделать счастливыми детей. Читая подобные произведения, снова и снова понимаешь, что жизнь детей целиком зависит от ответственности взрослых. Герои этой повести — это давно уже взрослые люди, которые пропустили период детства из-за родителей. Страшно подумать, что у них не бывает новогодних подарков, веселых праздников, прогулок с родителями в парке и много другого. Нужно иначе воспитывать «новых» взрослых, чтобы их дети были счастливы.

Спасение Стеши — ключевой эпизод в повести. Ее похитили старшеклассники из успешного класса «А» с совершенно очевидными намерениями. Понимая, что против кучки «асоциальных» подростков будут и школа, и милиция, Антон все же собрал одноклассников и организовал поиски девушки. Он взял тот самый меч, который в Волшебной стране ему предлагал Юра. На наш взгляд, меч в повести является символом выбора своего будущего. Антон понял, что кроме повторения судьбы своих родителей и ухода в выдуманное пространство, есть еще один путь — путь свободного, самостоятельного выбора своего будущего.
И несмотря на тяжелый финал повести, читая который наворачиваются слезы, все же понимаешь, что писательница с читателями предельно честна и откровенна. Она затрагивает самые трудные темы, умеет показать проблему с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции: наше общество больно, и здоровыми его могут сделать только счастливые, чистые душой, добрые дети — будущее страны. Поэтому в финале повести один маленький, беззащитный человечек, Милка, обретает любящую семью в лице юриных родителей. Это звучит как авторская надежда на лучшее для героев повести и всех детей вообще.

На основе вышеизложенных рассуждений мы выделили следующие проблемы, поставленные автором в повести, и разделили их на две основные группы:

  1. семья;
  2. общество.
Семья:
  1. проблема безответственности взрослых;
  2. проблема запущенных, трудных детей;
  3. проблема вынужденного раннего взросления таких детей;
  4. проблема обесценивания роли семьи прежде всего для взрослых.
  5. проблема выбора собственного будущего.
Общество:
  1. проблема воспитания человека в обществе;
  2. проблема социального неравенства, которое сильнее всего проявляется в детских коллективах;
  3. проблема вседозволенности сильных мира сего
  4. проблема социальной помощи нуждающимся и т.д.
На основе работы над произведением и затронутых в повести проблем мы сделали следующие выводы:
  1. писательница обнажает социальные пороки общества на примере ситуаций и жизненных историй героев;
  2. жизненные ситуации и истории героев — это результат безответственности и инфантильности взрослых;
  3. семья как ячейка общества, призванная растить и воспитывать детей, стремительно теряет свою значимость;
  4. автор вводит образ волшебного мира как символ детства и счастья, как один из путей жизни для своих героев;
  5. параллельный выдуманный мир — это ключевой образ, символ детства, счастья и чистоты, раскрывающий глубинный смысл произведения: перед ученикам класса коррекции на самом деле не один путь, ведущий в тупик, а целых три: повторение судьбы родителей, жизнь в вымышленном пространстве и самостоятельный, свободный выбор своего будущего.
  6. Мурашова не считает, что волшебный мир — это выход. Так говорит и главный герой повести Юра Мальков. Писательница видит решение многих проблем только в новом поколении счастливых и здоровых детей, которых должны воспитать и вырастить ответственные, честные, благородные родители.
  7. проблемы детей, попавших в трудные жизненные обстоятельства, в нашем обществе следует решать в масштабе государства и целого мира.
Милосердны ли мы? Умеем ли мы сочувствовать и сопереживать? Видим ли чужое горе? Эти вопросы обязательно встанут перед тем, кто прочитает повесть «Класс коррекции».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены