РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья В структуре Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната создано новое подразделение: Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Связь учитель-ученик осуществляется с помощью компьютерного оборудования, предоставляемого государством, и современных информационных и компьютерных технологий, что позволяет учащимся с ограниченными возможностями получать качественные знания, не выходя из собственного дома. При этом учителя находятся на расстоянии, отстоящим, порой, на сотни километров. Учащиеся и педагоги видят и слышат друг друга, могут быстро обменяться материалами. Электронные технологии расширяют возможности обучения, но ничто не может сравниться с живым человеческим общением. Для этого периодически устраиваются внеклассные мероприятия и праздники в стенах лицея, куда из разных уголков области съезжаются ребята со своими родителями и другими родственниками. Одно из последних мероприятий носило название «Моя малая Родина — Белгородчина». 

В подготовительный период были объявлены и проведены конкурсы, в рамках которых, учащиеся представили на суд свои сочинения, презентации, фотографии на темы: «Святые места моей земли», «Природа моего края», «Хочу рассказать о своем земляке», «Люблю тебя, мой край родной», «Синие дали» (фотографии). Являясь свидетелем того, как проходило мероприятие в группе старшеклассников, могу поведать, что в соответствии с планом его проведения авторами были зачитаны лучшие конкурсные работы, а затем по станциям, представляющим Белгородскую землю в разных областях: география, история, природные и человеческие богатства, святыни, атрибуты государственности — юноши и девушки совершили виртуальное путешествие. У каждого из присутстствующих была возможность рассказать о себе и высказать свою любовь к тому месту, где живёт. А за чаепитием можно вживую пообщать со сверстниками, чего так не хватает этим детям. 

Но не о немощах детей с ограниченными возможностями данная статья и не для того написана, чтобы вызвать жалость к ним. Для посторонних наблюдателей, чьих семей не коснулась подобная беда, невозможно понять истинную суть явления. Мнения о данной категории современного общества различны, даже противоположны и зависят от нравственного нашего состояния. 

Думается, самыми достоверными для иллюстрации мнения могут быть именно личные впечатления. Впервые довелось ужаснуться в отрочестве, когда в больнице к нам в палату поместили отказника, настоящий «обрубок»: на месте конечностей — кнопочки размером с горошину. Позднее, когда я сама уже была мамой, с удивлением наблюдала, как другая мама заботилась о своей дочери, которая в восемнадцать лет была ростом с трёхлетнего ребёнка. Приходилось слышать о множестве неразрешимых проблем, начиная с того, что обслуживать её приходилось, как младенца, все годы жизни и, кончая тем, как неловко находиться под любопытными взорами, например, при поездке с инвалидом в электричке. Мне казались тогда бессмысленными все жертвы. 

Младший сын отличник, красавец, гордость родителей, словно в компенсацию дарованный за смирение. Трудно писать о своей дремучей безнравственности, но каково было слышать матери мой вопрос о том, почему ребёнка-инвалида не оставили на попечение государства? Ведь, чтобы получить назначение пенсии, вся семья выполняла надомную работу, необходимый объём которой превышал возможности девушки-дитяти. Немало людей имеют духовно-нравственное состояние, подобное моему тогдашнему. 

Самое большее, что дало мне время к тому моменту, как я стала работать в ЦДО с детьми-инвалидами, — это жалость и сочувствие. Легко ли учителям? Бывает очень трудно в силу специфики работы с такой сложной категорией учеников. Сейчас могу уверенно ответить людям, задающимся вопросами: «Почему так много стало страдания в жизни? Для чего Бог допускает столь массовое в последнее время появление нездоровых младенцев? Для чего подобная несправедливость?» Думается мне: «Для духовного оздоровления общества». 

Как учителю мне довелось видеть, к великому огорчению, у благополучных учащихся и равнодушие к учёбе, и гордое заносчивое безосновательное самомнение, и ропот и жалобы на трудности, и желание по любому малейшему недомоганию себя пожалеть, взять отдых. Многие до времени утратили детскость, стали прагматиками, порой озлобленными, даже циничными. По отношению к учителям и родителям, то есть «отцам», наблюдается потребительское отношение: родители обязаны содержать, не требуя выполнения никаких обязанностей, учителя должны ставить оценки не по результатам труда, а те, на какие претендует слепое самомнение. Причины тому: вседозволенность, безнаказанность, попустительство, безответственность. Мы, «отцы», не имеем права упрекать наших детей, мы их так воспитали, наша вина. 

Среди учеников ЦДО отсутствуют озлобленные на окружающих, нет жалующихся на недомогание, никто не проявляет неприязни. Это все смиренные, терпеливые, отзывчивые, любвеобильные, доброжелательные дети. Кому-то даётся всё легко, а он зарывает талант в землю, хватает вершки и тем доволен, что на плаву, не хуже серой массы, живёт «как все». Наши ученики настолько привыкли терпеть боль и страдание, всяческие неудобства, дефицит общения, отсутствие надежды на перемену и жесткий медицинский приговор, что выработали волю терпеть нестерпимое, не роптать на судьбу, не винить никого. Не доводилось видеть в учениках и намёка на что-либо общее с озлобленным, ненавидящим весь окружающий мир, изощрённо развращенным и коварным Вадимом, героем одноименного произведения М.Ю.Лермонтова. Изувеченный и обездоленный с детства, он бунтует, но из-за того, что нет надежды что-либо изменить, люто завидует всем счастливчикам и готов мстить за себя. Можно быть нищим и одновременно благородным, можно быть обездоленным и приносить пользу. 

Мои ученики подают к этому надежду. Есть такие примеры: c высочайшей температурой, с пневмонией, с сильными болями некоторые присутствуют на уроке и, даже если учитель задаёт вопрос о самочувствии, уверяют, что всё в порядке. На расстоянии, видя ребёнка на экране монитора, нельзя распознать причину вялости или несобранности и принять их за леность. Мера ответственности наших учеников, подчас, бывает такова: один из них сидел на занятии, пока не клюнул носом в стол, заснул в изнеможении (от мамы узнала, что температура у него была в то время под сорок), часто не могут успешно отвечать из-за боли или иных проблем, но никогда не спишут свою неуспешность на недомогание, свои ограниченные возможности. Физические и нравственные страдания укрепляют дух, очищают душу от страстей, подобно тому, как золото в горниле избавляется от примесей. Великий Русский писатель и философ Ф.М.Достоевский исследовал в своих произведения тему нравственного очищения преступной души через страдания, муки совести и описал преображение человека: поворот его от эгоизма и гордости к любви и самопожертвованию. Родион Раскольников перерождается и обновляется, поступая по словам Сони Мармеладовой: «Страдание принять и искупить себя, вот что надо!» Уверена, эти дети не предадут за чичевичную похлёбку, только сильные духом способны побеждать. 

У каждого из нас есть возможность проявить милосердие и одновременно получить уроки долготерпения, смирения, в хорошем смысле этого слова, и посмотреть на себя, как бы со стороны, сравнивая свою «несчастную» жизнь с жизнью-подвигом. Они страдают ради смягчения общих нравов. А если ваш опыт не совпадёт с тем, что здесь изложено, не верьте себе, вглядитесь, и вы поймёте, что некоторым несуразностям в поведении объяснение не в наглости, неуважении к вам и не в лени, а в особых, не поддающихся воле болезненных состояниях, которых никому бы не знать. 

Подтверждением мысли, что не рождаются на земле люди бесполезные, а только по собственной воле и нерадению могут таковыми стать, хочется привести в пример историю жизни русского инконописца Григория Журавлёва , который родился подобным тому «обрубку», о котором я рассказывала вначале. Появился он на свет в 1858 году. На причитания родственников, на сетования, что в крестьянской семье бесполезный «рот», который надо всю жизнь кормить, дядя несчастного однажды услышал: «Он ещё и тебя будет кормить»,- что и случилось. У Григория развился при сверхчеловеческом усердии и терпении дар к иконописи. Кисть он держал зубами. Такой одухотворённости, как в иконах его письма, не было у здоровых его собратьев-иконописцев или изографов, как назывались они на Руси. Не только члены императорской семьи, пригласив самарского изографа, оценили достоинство мастера, но и до православной Сербии дошли его образа.

На фотографии: ученик 8-го класса Антон Дубянский
Елена Алексеевна Куликова07.12.2013 31652 О воспитании...
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Спасибо!
avatar
0
2

Считаю, что поднята серьёзная проблема. Для детей-инвалидов нужно создавать реабилитационные центры и широко освещать проблемы особенных детей.
avatar