РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Семья и школа. Пути взаимодействия.

Семья и школа. Пути взаимодействия. Семья – это общество в миниатюре, 
от целостности которого зависит безопасность 
всего человеческого общества. 
Ф. Адлер 


В последнее время многие родители стали все больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на детский сад, школу, подменяя вакуум общения ложной любовью, страхом за ребенка, желанием посытнее накормить, лучше одеть… А ведь именно в семье ребенок получает все исходные жизненные установки. 

Как помочь родителям? Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласования в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? 
На эти и другие вопросы я попытаюсь дать ответы в своей статье. 

Когда появилось слово «семья»? 
Когда-то о нём не слыхала Земля… 
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: 
Сейчас я тебе семь вопросов задам- 
Кто деток родит мне, богиня моя? 
И Ева тихонько ответила: «Я». 
Кто их воспитает, царица моя? 
И Ева покорно ответила: «Я». 
Кто платье сошьёт, постирает бельё, 
Меня приласкает, украсит жильё? 
«Я, я - тихо молвила Ева, - я, я»,- 
Сказала она чудесных семь «Я». 
Вот так на земле появилась Семья. 

Всё начинается с… семьи. Пусть простит нас известный поэт за то, что мы изменили чудесные строки. Но когда дело касается воспитания, то как раз семья и является той почвой, на которой вырастет… А что вырастет - сорняк или чудесная роза, зависит от родителей. Только от них. И ещё совсем немного от школы. Но если это «немного» использовать на все сто процентов, то ребёнку можно во многом помочь определиться как личности. 

Очень хорошо, когда учитель и воспитатель понимают, как важно привлечь к школе родителей. Сильный союз Учитель – Ребёнок – Родители поможет правильно организовать воспитательный и учебный процесс. 

Сейчас остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы. Школе часто бросают горький упрёк, что она не удовлетворяет запросы государства. Несомненно, учреждение образования даёт многое, но все исходные жизненные установки человек получает в семье. Сила воздействия родителей на ребёнка огромна. Всё, заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может освободиться от них на всю жизнь. 

Многие родители стали всё больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на детский сад, школу, подменяя вакуум общения ложной любовью, страхом за ребёнка, желанием посытнее накормить, лучше одеть. И растут дети подчас сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, черствыми, завистливыми, ленивыми, а иногда и жестокими, черпая дома эту бездуховность и расхождение слов с делом, наблюдая черствость родителей по отношению друг к другу. 

А ведь именно отец и мать закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. 

Как же помочь родителям? Как наилучшим образом приобщить их к делам и заботам школы? Как добиться согласования в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? 

Главной целью воспитательной работы в данном направлении, я считаю, организацию социально-педагогической деятельности по повышению и развитию воспитательного потенциала семьи, созданию благоприятной семейной атмосферы для полноценного личностного развития ребёнка. 

Я знаю, что большинство родителей испытывают затруднения в вопросах воспитания детей, поэтому перед педагогами становится ряд задач по организации взаимодействия семьи и школы в данном направлении: 
  • обеспечить единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребёнка. 
  • изучить воспитательные возможности семей для дальнейшей дифференцированной работы. 
  • повышать педагогическую культуру семей. 
  • организовать совместную работу учителей и родителей по созданию гуманной педагогической среды для каждого ребёнка, отводя ведущую роль школе в данном вопросе. 
  • координировать усилия семьи и школы в вопросах воспитания. 
Взаимодействие школы и семьи обусловливается их функциями. Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует». В данном взаимодействии непаритетные взаимоотношения: школа - институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют зачастую начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства. 

Основными принципами моей деятельности являются: 
  • доверие; 
  • сотрудничество; 
  • позиция соучастия; 
  • понимание; 
  • диалог как основа общения; 
  • конфиденциальность. 
Учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. 

Устанавливая контакты, в своей работе использую рекомендации по этике взаимоотношений с родителями: 
  • Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика. 
  • Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе. 
  • Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания. 
  • Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях. 
  • Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах. 
  • Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита. 
  • Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования. 
  • Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины. 
  • Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой. 
Чтобы воспитывать ребёнка нужно его знать. 

Знакомство с будущими первоклассниками начинаю с подготовительной группы детского сада. В школе разработана программа «Преемственность дошкольного и начального образования», следуя ей, проводим совместные круглые столы с воспитателями детского сада «Солнышко», на которых, определяем приемлемые методы и формы работы, а также изучаем готовность ребёнка к школе. Осуществляем взаимопосещение занятий в подготовительной группе и уроков в 1 классе. Планируем и проводим совместные мероприятия к праздникам: «Рыцарский турнир», «Зов джунглей», «Мисс Дюймовочка» и др. 

Сотрудничество с родителями будущих первоклассников я начинаю с определения этапов работы: 
  • Знакомство начинаю с посещения семей. Родители встречают по-разному и относятся настороженно. Каждая мать и отец испытывают страх за своего ребёнка, когда он переступает порог школы. Как его там примут? Не обидят ли его дети? Будет ли учитель добрым и справедливым? Развеять эти тревоги, завоевать доверие родителей, сделать пребывание детей в школе радостным — задача первого этапа работы. Ибо каждое общение ребёнка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм. 
Анкетирование является неотъемлемой частью в работе с родителями. Предлагаем возможные варианты анкет: 

Анкета «Знакомство с родителями» 
  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок? 
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка? 
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребёнку? 
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 
  5. Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения? 
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка» 
  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 
  2. Как чувствует ваш ребёнок себя в ученическом коллективе? 
  3. Знаете ли вы друзей своего ребёнка в коллективе? Назовите их. 
  4. Создаёт ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка? 
  5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности? 
Анкета «Ваш ребёнок» 

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: 
  1. Какие положительные черты характера вашего ребенка вы можете назвать? 
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? 
  3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома? 
  4. Делится ли ребёнок с вами событиями школьной жизни, жизни класса? 
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые предлагаю выполнять детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагаю нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
 
И детям, и родителям раздаю листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять. 

Это может выглядеть так: 

Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
  • На первой совместной встрече «Родители – Дети – Учитель» предлагаю изготовление флажка – символа семьи. В изготовлении и презентации флажка участвуют все члены семьи. Каждая семья четко и громко представлялась, рассказывала об особенностях своего символа. Некоторые дети смущались из-за своего публичного выступления, впоследствии смущение прошло, и, что очень важно, на уроках ребята тоже стали отвечать свободнее. 
  • На следующем этапе провожу психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребёнка к школе с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребёнка к обучению. 
  • Следующий этап – чаепитие. В традиции народов России – хлебосольство и гостеприимство. Семьи эту традицию не нарушили, они готовили угощение и накрывали столы. Дети угощали своих самых близких и любимых людей – мам и пап – и в этом амплуа выглядели очень трогательно. 
В процессе работы использую самые различные приемы, стимулирующие активность и фантазию участников.

Упражнение «Каракули» мотивирует и совершенствует творческую деятельность. Рисунок является для детей выражением мечты, уходом от действительности, но в то же время и ее отражением. И дети, и родители творили с большой долей юмора. 
На одном занятии участникам было предложено сделать коллаж «Здоровый образ жизни». Каждая семья имеет свои представления о здоровье. Для одних это спорт, движение; для других – правильное питание и обилие витаминов. Яркие и красочные коллажи участников украсили пустующую стену столовой. Родители и дети рассказывали о своих представлениях о здоровом образе жизни. Рассказы, рисунки, коллажи – все это вызывало всеобщий восторг. У детей появлялось чувство уверенности, доверия к окружающим, радости общения, гордости за свою семью. Чем глубже отношения в семье, чем больше взаимопонимания, тем комфортнее чувствует себя ребенок, тем быстрее адаптируется в новой обстановке. 

Как отмечают психологи, в формировании личности большая роль принадлежит механизму рефлексии (осознание своих достоинств, состояний). Рефлексивность позволяет нам (воспитателю, учителю, родителям и др.) анализировать свои действия, корректировать их, совершенствовать культуру самопознания, что особенно важно для родителей. Не случайно древнегреческие мудрецы на храме Аполлона в Дельфах увековечили тезис "Познай самого себя", который может стать прекрасным ориентиром в жизни для каждого человека. Современные же родители, как показывает анализ практики, в большинстве своем непоколебимы в верности "своим" принципам воспитания, в ненадобности собственного обучения. 

Для педагога, постоянно заботящегося о развитии воспитательной системы класса, субъектами которой являются как дети, так и взрослые, очень важно уметь управлять рефлексией, побуждать к ней каждого (ребенка, родителя, самого себя). 
К рефлексивной деятельности родителей надо постоянно побуждать вопросом, намеком, конкретным предложением и т.п., например: "Вы всей семьей обсудили, что так будет лучше или сами приняли решение?", "Я бы на вашем месте подумала, правильно ли это", "Вместе с отцом спокойно взвесьте дома все "за" и "против" такого решения", "Считаю, что вы поступаете опрометчиво. Подумайте" и др. 

Каждый из педагогов анализирует и свою деятельность, размышляет о своих достоинствах и недостатках. Очень важно, к каким выводам родители и воспитатели приходят сообща, что за этим следует, как этот самоанализ "работает" на развитие воспитательной системы, на благо ребенку, семье и педагогу лично. 
Воспитание детей — сложный процесс, требующий обязательного тесного контакта учителя и семьи. Часто мы замечаем, что мамины и наши представления о ребёнке отличаются. Почему? Да потому что мама наблюдает его в привычной обстановке, изолированно от посторонних. А мы видим его среди детей. Как убедить маму в том, что она допускает ошибки в воспитании, что её ребёнок эгоистичен и неаккуратен? Только показав его со стороны. 

Приглашаю родителей на уроки, на наши прогулки, на экскурсии. И только потом обсуждаю поведение ребёнка в индивидуальной беседе, предлагая родителям практические советы: 
  • Остерегаться духовной разобщенности с детьми. Как правило, отрицательные свойства детского характера, непослушание, неприятие родителей являются результатом неправильных взаимоотношений в семье. Чтобы ребенок слушался родителей, необходимо, чтобы он уважал их, а не только боялся. Чувство уважения сильнее страха перед наказанием. 
  • Стремиться к установлению в семье демократических отношений, опирающихся не на авторитет власти, а на богатство жизненного опыта, на нравственное превосходство. 
  • Соблюдать единство требований. Несогласие взрослых создает для ребенка сложную ситуацию: кого слушать? Ребенок вынужден приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к родителям. 
  • Учитывать: ребенку легче понять, что от него требуется и научиться чему-то новому, если родители действуют сообща. 
  • Поддерживать авторитет друг друга. Помнить о том, что завоевать его трудно, а потерять легко. Не оскорблять, не унижать достоинство друг друга, тем более в присутствии ребенка. 
  • Поощрять желание ребенка стать лучше, не ограничиваться внешней регламентацией - предъявлением требований. 
  • Помнить о том, что дети всегда испытывают острую потребность в общении с родителями, в их ласке, требуют к себе внимательного и уважительного отношения. Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчужденность. 
  • Учитывать перемены, происходящие в ребенке. Уметь вовремя изменить тональность обращения к нему. 
  • Проявлять гибкость, критически оценивать личный опыт семейного воспитания, не допускать давления стереотипов собственного детства. 
О привлечении же родителей к творческому содружеству хочется сказать особо. Прежде всего, родители всегда должны знать, в каких делах, кроме учебы, когда (на той или иной неделе) будут участвовать дети (через объявление в "Уголке для родителей"; через детей, которым всегда поручается сообщить членам семьи, чем будут заниматься в ближайшее время: кого собираются порадовать, какую полезную работу выполнят и т.п.; из напоминания учителя об участии членов семьи в предстоящем деле, занятии и т.п.). Таким образом, у родителей формируется установка на предстоящую деятельность детей или совместную с ними; готовность ее принять, оценить на основе своего участия или рассказов детей. 

Огромную помощь родители могут оказать детям и в планировании деятельности. С этой целью практикую поручения детям типа: "Посоветуйтесь с мамами и папами, братьями и сестрами, как лучше провести "Праздник бабушек", "Спросите у родителей, какое участие в нем они могут принять", "Узнайте у пап, какие виды кормушек можно сделать для птиц, какую помощь папа может оказать", "Посоветуйтесь с мамами, какой наряд сможете подготовить к балу Золушек" и др. 

Чем чаще будет привлекаться непосредственно или опосредованно к этой работе семья, тем крепче будет связь с ней, которая постепенно перерастет во взаимодействие, основанное на поддержке и взаимовыручке. 

Однообразие форм всегда порождает серость и скуку, снижает силу воздействия на детей, отторгает и их, и родителей от участия в деятельности. Поэтому содержание деятельности, ее формы должны выступать в единстве, соответствовать возрасту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат - приносить пользу и радость людям, быть эффективными. 

Как показывает опыт, очень важно, чтобы дети не только слушали, наблюдали, но и сами принимали активное участие в происходящей жизни класса. В моей работе этому способствовали КТД ("Мой четвероногий друг", "Народные потешки, народные забавы", "Хозяюшка", "Опасно - безопасно", "Читающая семья", "На радость людям", "SOS - мусор!", "Мои обязанности дома", "Листопад" и др.), которые успешно сочетались с играми, беседами, путешествиями, тренингами и др. 
КТД всегда отличается своей необычностью, что вызывает неподдельную и острую детскую увлеченность этой формой работы. Она интересна и для родителей: привлекает их нетрадиционной организацией, новизной содержания, возможностью принять участие не только детям, но и старшим. 

В своей практике я использую следующие формы работы с родителями: 

День открытых дверей – это праздник, на который приглашаются все члены семьи. Проводится в начале и в конце учебного года. Данная форма работы хорошо известна, широко применяемая. 

Одна из важных задач "Открытых дверей" - создать у детей и родителей праздничное настроение (по поводу начала нового учебного года, его окончания; по поводу того, что все, как дети, так и взрослые, поднялись в жизни на ступеньку выше благодаря совместным усилиям в полезной деятельности и др.). 

Родительское собрание – это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний разнообразна: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей, проводятся конференции, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др. Формы родительских собраний разнообразны: «круглый стол», тематическая дискуссия самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами, вечера вопросов и ответов и др. 

Проводя родительские собрания, я всегда стараюсь найти хорошие слова в адрес каждого ученика. Не может быть, чтобы в маленьком человеке не нашлось добрых чувств и поступков. Видимо поэтому у меня нет проблем с проведением родительских собраний. Я не читаю на собраниях докладов, но каждый раз поднимаю проблемы воспитания, ссылаясь на поступки, высказывания ребят класса. 

На первых родительских собраниях актуален вопрос: Как сдружить этих разных людей, подключить их к воспитанию всех детей? 

Стала поднимать общие проблемы, чаще обращаться за советом, использовать разнообразную палитру форм родительских собраний, которые помогали активизировать мыслительную, практическую, рефлексивную деятельность родителей, что очень важно для совершенствования семейного воспитания, его коррекции. Иногда на собраниях использую письменную связь. 
Предлагаю один из способов. Перед каждым из родителей положен сложенный лист бумаги, внутри которого написаны благодарность ребёнку за что-либо, рекомендации и др., например: «Детские трудности Вовы уходят в прошлое. Он — серьёзный ученик. Наблюдался временный спад в работе, но сейчас снова всё хорошо. Его терпеливо поднятая рука на каждом уроке «разбудит совесть любого ученика». Успевает сделать на уроке всё, вовремя переключается на новый вид работы. При Вашей терпеливой помощи дела будут идти очень хорошо». Или « Серёжа — жизнерадостный, правдивый ребёнок, не лишённый воображения. Не любит, когда с ним обращаются, как с маленьким, стремится самоутвердиться. Очень тонко чувствует отношение окружающих к себе и сразу же на это реагирует. В играх с детьми стремится строго соблюдать правила. Самолюбив, любит похвалу, оценки — это даёт ему новый толчок в развитии». 

«Давайте будем доставлять детям радость общения с ними» — эту фразу я говорю родителям на собрании после того, как из бесед со многими из них и с детьми устанавливаю, как мало времени они проводят вместе. И принимаю решение: попробовать жить жизнью детей, чтобы уметь воспитывать их. Ведь в общении придут взаимопонимание, общие интересы, радость, дружба. И самое важное — духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает только через дверцы своих эмоций. 

Важно знать, что только совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порождает сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Сотрудничество - главное условие создания содружества, группы людей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др. 

Для содружества прежде всего характерны: 
  • систематическое стремление его членов к достижению намеченных целей и задач, решение которых направлено на благо ребенка; 
  • разнообразие форм взаимодействия, которые при определенных условиях становятся традиционными; 
  • саморазвитие, самосовершенствование каждого из участников в результате позитивного влияния друг на друга; 
  • готовность к взаимопомощи; 
  • постоянное движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в отдельности. 
Несомненно, без заинтересованности всех участников воспитательного процесса невозможно добиться единства, целостности школьно-семейного воспитания, достичь эффективности воспитательной системы. Чтобы родители детей были субъектами этой системы, многое в жизни класса я делаю с семьей сообща. Это позволяет мне решать множество воспитательных задач: 
  • установить дружеские отношения сотрудничества, передавать опыт творческой деятельности; 
  • от старших к младшим передавать умения и навыки в разнообразных видах деятельности; 
  • нормализовать семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет позитивного сотрудничества; формировать позитивное отношение к материальным и духовным ценностям; 
  • родителям лучше узнавать своих детей, а учителю - родителей; 
  • повышать профессионализм родителей; 
  • достигать большего охвата учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей. 
Диагностика 

Для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся использую методику «Незаконченные предложения». Проанализировав ответы родителей и учащихся, использую результаты для подготовки и проведения внеклассных мероприятий. 

Предложения для учащихся: 
  • Школа для меня — это… 
  • Класс, в котором я учусь, — это… 
  • Учителя для меня — это люди, которые… 
  • Мои одноклассники — это… 
  • Уроки для меня — это… 
  • Предметы, которые мне нравятся, — это… 
  • Предметы, которые мне не нравятся, — это… 
Предложения для родителей: 
  • Школа, в которой учится мой ребёнок, — это… 
  • Класс, в котором учится мой ребёнок, — это… 
  • Одноклассники моего ребёнка — это… 
  • Выполнение домашних заданий для моего ребёнка — это… 
  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку, — это… 
  • Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, - это… 
Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать вопросы проективной методики. 

Вопросы для учащихся: 
  • Я радуюсь, когда… 
  • Я огорчаюсь, когда… 
  • Я плачу, когда… 
  • Я злюсь, когда… 
  • Мне нравится, когда… 
  • Мне не нравится, когда… 
  • Если у меня хорошие новости, то я… 
  • Если у меня плохие новости, то я… 
Вопросы родителям: 
  • Я радуюсь, когда мой ребёнок… 
  • Я огорчаюсь, когда мой ребёнок… 
  • Мне нравится, когда мой ребёнок… 
  • Мне не нравится, когда мой ребёнок… 
  • Я не верю, когда говорят, что мой ребёнок… 
  • Если у моего ребёнка хорошие новости, то… 
На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми. 

В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. 

Тест «Я - родитель, я – приятель?!» 

1. Ваш ребёнок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу Дом-2. Как Вы поступите? 

а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе,
б) просите подождать, пока фильм закончится,
в) не обращаете внимание на просьбу ребёнка.

2. Вы видите в своих детях: 

а) людей равных себе,
б) людей копирующих вас в молодости,
в) маленьких взрослых.

3. Какую причёску Вы предпочитаете? 

а) которая больше всего подходит вам,
б) которая отвечает последней моде,
в) которая копирует стиль ребёнка.

4. Немного о возрасте родителей. 

а) знают ли дети Ваш возраст,
б) Вы подчёркиваете возрастную черту между родителями и детьми,
в) постоянно требуете признания детей понимания того, что Вы старше.

5. Ваш сын – подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите? 

а) посчитаете это личным делом ребёнка,
б) станете подшучивать над его поступком,
в) признаетесь, что это стильно.

6. Ваш ребёнок празднует день рождения: 

а) Вы вместе с ним за одним столом,
б) оставляете ребят одних,
в) обслуживаете детей за столом.

Для диагностики самостоятельности ребёнка можно предложить родителям выполнить следующие задания – определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка. 

Ваш ребёнок делает самостоятельно Только по вашему требованию, с вашей помощью, с вашего разрешения 

Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно: 
  • собирается в школу, 
  • делает уроки, 
  • убирает квартиру по собственной инициативе, 
  • приглашает друзей к себе домой, 
  • определяет время возвращения после прогулки, 
  • принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни, 
  • оценивает объективно себя и поступки, 
  • помогает в воспитании младших. 
Данная диагностика даёт возможность родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системой. Многие родители начинают осознавать, что в семье растёт ребёнок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявления им какой бы то ни было самостоятельности. 

Семейная гостиная 

Это форма общения родителей друг с другом, со своим ребёнком и его друзьями: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы: «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек и др. 

Основные результаты работы: 
  • Повысилась самооценка детей, они стали более коммуникабельными и спокойными. Улучшилась их успеваемость. 
  • Родители стали дружелюбнее относиться к школе. 
  • Улучшились отношения между детьми и внутри класса. 
  • Педагоги школы проявили желание разработать программу «Семья и школа вместе» в начальной школе и подготовить варианты программ совместного сотрудничества с родителями. 
  • Программа «Семья и школа вместе» – перспективная технология и должна получить массовое внедрение как здоровьесберегающая. 
Семья – это островок детства, любви, тепла. Лишь семья создаёт идеальные условия для развития и становления личности ребёнка. 

Литература 
1. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы)/ Н. И. Дереклеева; под ред. И. С. Артюховой. – М., 2005.
2. Заводова, Т. Е., Лежнева, Ю. А. Семейное воспитание/ Т. Е. Заводова, Ю. А. Лежнева. – Мн., 2006.
3. Осипова, М. П., Бутрим, Г. А. Работа с родителями/ М. П. Осипова, Г. А. Бутрим. – Мн., 2003.
4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям/ В. А. Сухомлинский. – Мн., 1982.
5. Спутник классного руководителя (1 – 4 классы) / Н.А. Максименко – Волгоград, 2007.
6. Справочник завуча по начальной школе / Н.А. Завьялова – Волгоград, 2006.
7. Родительские собрания ( 1-4 классы ) / Н.И. Дереклеева – Москва, 2005.
8. Родительские собрания ( 1 – 4 классы ) / Л.И. Саляхова – Москва, 2007.
Клизе Лидия Николаевна28.10.2013 41290 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar