РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа классного руководителя с "детьми группы риска"

Работа классного руководителя с "детьми группы риска"
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы. 

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности: 
  • слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. 

Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса. 

Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом. 

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: 
  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: 
  • выявление детей группы риска; 
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 
  • воплощение программы в жизнь; 
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: 
  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
  • заинтересованность; 
  • содействие; 
  • доверие. 

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: 

1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: 
  • личные дела учащихся; 
  • результаты медицинского обследования; 
  • психолого-педагогические характеристики; 
  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 
  • результаты диагностирования педагога-психолога; 
  • жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; 
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 
2 этап - Выявление учащихся группы риска: 
  • составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 
  • выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; 
  • составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; 
  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; 
  • классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: 
  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); 
  • воспитание нравственно-правовой убежденности; 
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; 
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; 
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; 
  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); 
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата; 
  • способствование заполнению пробелов в знаниях. 
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: 
  • взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 
  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 
  • помощь в преодолении учебных затруднений; 
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; 
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 
  • защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения. 
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий; 
  • классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). 
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 
  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение 
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации. 

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; 
  • классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 
  • участие учащегося в общественной жизни класса; 
  • приемлемые (позитивные) качества личности; 
  • взаимоотношения со сверстниками; 
  • досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); 
  • каково влияние семьи; 
  • имеют ли место конфликты в классе и их причины; 
  • эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности). 
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни. 

На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему. 
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. 
  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 
  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 
  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки. 

Используемые источники: 
1. Чванова Надежда Васильевна «Дети группы риска» [http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/deti-gruppy-riska-1] 
2. Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска"/ http://xreferat.ru/71/5172-1-social-no-pedagogicheskaya-rabota-s-det-mi-gruppy-riska.html 
3. Литвинова Надежда Алексеевна «Программа социально педагогической поддержки детей «группы риска» МОУ Саракташская СОШ №2 Г. Оренбург 
4. http://100pudov.com.ua/subject/62/25865/?page=3 
5. Шатова Ольга Александровна Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для классных руководителей /http://festival.1september.ru/articles/620887/ 
6. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы «Ребенок на улице», Выпуск 1, - Москва, 1999 
7. Грачева Светлана Вячеславна Дети "группы риска" http://festival.1september.ru/articles/624644/ 
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. 
9. Дроздов С.Ю. Особенности гиперактивных детей http://www.menobr.ru/materials/370/5461/#q1 
10. Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» http://chronicles.moy.su/publ/organizacija_individualnogo_soprovozhdenija_detej_gruppy_riska/1-1-0-53 
11. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. 2012 г. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 
12. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Методические рекомендации/ Савинова И.Ю., Ковешникова А.М. «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Ханты – Мансийск 
13. Суриковой Н.В Центр образования № 1861 «Загорье». Анкета «Определение детей группы риска» http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1420-anketa-qopredelenie-detej-gruppy-riskaq
Адамбаева Людмила Анатольевна19.11.2013 316330 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar