РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм гражданского воспитания»

«Игра-путешествие, как одна из эффективных форм гражданского воспитания» «Игра-путешествие, как одна из эффективных форм
гражданского воспитания»
Мелехова Мария Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37»
г. Лысьвы Пермского края


В соответствии с ФГОС дошкольного образования Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; 
  • формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); 
  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; 
Одной из форм образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению перечисленных задач является игра-путешествие. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, в процессе которой происходят качественные изменения в психике и сознании ребёнка, формируются те или иные качества личности, воспитывается отношение к окружающей действительности и социуму. 

Игра как метод гражданского воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания социального мира. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, С.Н. Николаева назвала игровой обучающей ситуацией (ИОС). Правда она раскрыла её суть и значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Как показывает практический опыт, данная форма является эффективной и в гражданском воспитании дошкольников. 

По определению С.Н. Николаевой, ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; 
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; 
  • в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; 
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; 
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. 
Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр. В ходе игры-прогулки по улице в качестве пешеходов дети закрепляют знание дорожных знаков, правил безопасного поведения на улице. Данные представления закрепляются в процессе игровых заданий, которые выполняют в специально организованной игровой обстановке: нарисованная на полу проезжая часть с игрушечными автомобилями, пешеходный переход из полосок бумаги, остановка, выстроенная с помощью обычных детских стульчиков, стойки с дорожными знаками. Важно заинтересовать детей предстоящей деятельностью, например, пригласить их в музей, до которого необходимо добраться пешком, соблюдая правила движения пешеходов. 

Путешествие по улицам родного города может происходить на воображаемом виде транспорта. Детям предоставляется возможность выбора. Обсудив плюсы и минусы всех видов предложенного транспорта, дети решают, что самый подходящий для передвижения по городу с большим количеством детей транспорт это автобус. В данной игре целесообразно использовать компьютерную презентацию с фотографиями достопримечательностей родного города. Дети, «виртуально посещая интересные места», в игровой форме получают новые знания о родном городе, чему способствует обязательная в игре роль экскурсовода, которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, узнают на фото уже знакомые, получают самые различные сведения о жизни города, учатся любить и гордиться им. Вовлечение детей в различные ситуации в сочетании с деятельностным подходом, например «уборка мусора» на берегу воображаемого пруда, способствует воспитанию у них ценностного отношения. 

Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Путешествие по родному городу» воспитатель исполняет роль экскурсовода, дети - роль экскурсантов (это главные роли). Сопутствующие роли - это шофер автобуса, на котором едут дети; кассир, который продает билеты. Если будут подготовлены атрибуты, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. 

Чтобы игра была полноценной и через неё возможно было реализовать поставленные дидактические задачи, педагогу необходимо тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с детьми, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Важно не только сообщать детям определённую информацию, но и вовлекать их в интересную увлекательную деятельность: например путешествуя по островам разных настроений дети учатся узнавать различные эмоциональные состояния, уважительно относится друг к другу, правильно вести себя по отношению к окружающим. «Освобождая» жителей сказочной страны от чар злого волшебника, который украл у них хорошее настроение, дети учатся договариваться, согласовывать свои действия. Это происходит в процессе выполнения таких игровых заданий как: проведи девочку с закрытыми глазами по воображаемому мосту, обходя препятствия; совместными усилиями превратить заколдованную закорючку в предмет; составить в парах предложение по картинкам, которое подскажет дорогу к замку злого волшебника. Такие задания способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений и сплочению детского коллектива. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию. 

Игра-путешествие может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Для решения задач гражданского воспитания также можно предложить детям игры путешествия по страницам конвенции прав ребёнка, в театр, в «Страну добрых поступков», в «Страну мальчиков и девочек» и другие. 

Таким образом, игра-путешествие позволяет организовать реальное «сейчасное» проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни в противовес сообщению определённой информации и обучению нормативным действиям. Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности.

Список литературы:
1. С.А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», М: «Academ»А,1988.
2. С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», М: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Мелехова Мария Александровна21.12.2013 15320 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar