РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя

Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя Опыт работы учителя математики МОУ СОШ № 3
Бакунец Татьяны Васильевны
I квалификационная категория


«Среди людей немеркнущих профессий, 
На вечность предъявляющих права, 
Учителям, как вдохновенным песням, 
Жить на земле - пока земля жива!!!» 

Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающий смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря… Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы, повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз всё начинает заново. Очевидно, и в этом частица нашей сути - чтобы поверить, надо самому поверить. И лишь убеждаясь, убеждаем. Своей неповторимостью и в то же время причастностью ко всему тому, что высвечено подлинно человеческим. Не сразу к нему приходим. Бывают, мучительны сомнения, кажутся непреодолимыми неудачи. И всё-таки, коль есть они, значит, жив, человек, потому что одолевает его беспокойство, так ли он живёт, От того и сомнения. Но прислушаемся к тому, что тревожит. 

Удивительный это дом - школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. В этом доме радость и слёзы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно - познание нового и таинство учения. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно когда-то назвал школу «сладкой каторгой». 

Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. И очень важно, кто в это время будет рядом с учеником – добрый, человечный, понимающий ребенка не только умом, но и сердцем. Я всегда помнила: Учитель – это человек только с добрым сердцем. И поэтому стараюсь учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать. Надо слушать свое сердце. А самое главное – надо смотреться в глаза ребенка. Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру в себя. Когда-то прочитав Кодекс доброго учителя, я всегда старалась соответствовать ему.

Кодекс доброго учителя
  1. Не бойся, добротой ребенка не испортить. 
  2. Смотрись в глаза ребенка, чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение, радость и разделите их с ним. 
  3. Пожалей ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко, и найди нужные слова. 
  4. Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности. 
  5. Никогда не кричи на ребенка. 
  6. Не бойся показать детям жизнь. Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый свет, забытые и одинокие. 
  7. Создавай мир, покой, уют, согласие в классном коллективе. 
  8. И помни, что невозможно воспитывать у детей доброту, если ты, учитель, каждое мгновение не будешь чувствовать человека. 
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять. Взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по кругу. 

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! 

Стремительно меняется время. Меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он создает условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию. Я считаю, что в каждом классе должно быть тепло и уютно, должна приветствоваться инициатива и правдивость. 

Должно быть, сотрудничество классного руководителя и учащихся. И поэтому работу в классе строю на принципах:
  • Безусловное принятие каждого ученика. Его сильных и слабых сторон. 
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся. 
  • Терпение и терпимость в достижение результативности педагогического воздействия. 
  • Диалогичность и открытость в общение с учащимися. 
  • Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия. 
  • Использовать чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися. 
  • Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения. 
  • Умение признавать свои ошибки. 
Начиная работать с классным коллективом, я рассказываю ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Предлагаю ребятам оценить, как жилось в нашем классе в прошлом учебном году, чтобы в новом учебном году нам всем стало легче, а дела получались бы еще интересней. А также задаю учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.
  1. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс? 
  2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным? 
  3. Какие традиции уже есть в классе? 
  4. Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе. 
  5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными? 
У многих классных руководителей накоплен целый комплекс своих подходов, особых «ключиков», с помощью которых они помогают ребенку утвердиться в коллективе, поверить в себя, избежать конфликтов в семье и школе. Работа эта необъятна, а вопросы, которые ставит жизнь, бывают и простые, и сложные, а порой и тупиковые, на которые нельзя ответить однозначно.
Я, как классный руководитель, не ставлю для себя задачу дать исчерпывающие ответы на все проблемы, а только пытаюсь помочь разобраться в различных ситуациях. 

Организовать ребят в начале учебного года, настроить на коллективное творчество мне помогает «игровое» общение, а обсуждение проблем я провожу за «круглым столом». 

В связи с тем, что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций, применяю в своей практике тестирование и различные психологические аутотренинги. 

В наше время необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию детей, но эта сфера не терпит авторитарного подхода – в ней недопустимы слова «должен», «обязан» - несмотря на то, что в ее основе лежат права и обязанности каждого гражданина. Любовь к Родине, потребность защищать Отечество, быть патриотом исходят из вековой истории народа, его обычаев и традиций. Эти чувства воспитываются на героических примерах и на примере конкретной личности. 

За здоровый образ жизни надо не бороться, а скорее призывать. Я считаю, что не стоит забивать умы ребят страшной информацией, лучше попытаться ее «высмеять» в сценках, игровых диалогах. Очень часто наши классные мероприятия проходят в форме забавных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогают оживить обыденную жизнь, внести в нее больше смеха и радости. 

Детский коллектив, в котором я являюсь классным руководителем – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества, поэтому сложный и многогранный процесс воспитания осуществляю при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. И имеют четыре направления:
  1. традиции и история; 
  2. нравственно-эстетическое; 
  3. патриотическое; 
  4. здоровье и семья. 
Основные направления воспитательной работы исчерпывают содержание цели и направлены на реализацию способности школьника, быть объектом своей жизни, находить достойные способы строить своё поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я».
В течение учебного года воспитательная работа проводится по этим направлениям.
Традиции и история

Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. Создавать условия для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Развитие интереса к внеклассной деятельности. Учителю необходимо самому продумать и предложить основные мероприятия, которые являются традиционными, связанными с календарными датами или знаменательными событиями. Мои шестиклассники с огромным удовольствием принимают участие в праздновании памятных дат календаря: праздника Первого Звонка, Дня Учителя, Нового года, Дня Защитника Отечества, Международного женского дня и др. По наследству, с начальной школы, передался интерес организовывать театрализованные представления. Хочется отметить, что участвуют в них все желающие, и, если кому-то не досталось роли, переписываем сценарий. И каждый раз участников становиться больше. « Красная Шапочка», «Школьный Ералаш», новогодний КВН, конкурсы талантов – мероприятия, которые оставили о себе самые хорошие впечатления.

Нравственно-эстетическое воспитание

При работе в этом направлении, считаю своей целью передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Помочь осознать нравственные нормы и правила. Передо мной, как перед классным руководителем, стоят задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. 

С помощью простейших упражнений аутотренинга помогаю учащимся научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения, на примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности пытаюсь развивать у детей потребность в высоких нравственных качествах. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Учу ребят быть честными в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. В этом направлении в классе проводились беседы, классные часы, ролевые игры. Вот некоторые из них: беседа « Знаю ли я себя?», беседа с элементами игрового тестирования «Какой я?», беседа с элементами обсуждения «Радость человеческого общения», собрание детей и родителей с привлечением педагога-психолога «Дети и родители, узнать себя хотите ли?», ток – шоу «Мы и культура», ролевая игра «Суд над наркоманией». Ребята принимают активное участие в этих творческих играх, развивают свои коммуникативные способности. При анализе характеристик ведут замеры, расчеты. А также отвечают на вопросы из разных областей знания, проявляя находчивость и сообразительность. Эти занятия - один из небольших шагов по пути формирования дружного класса.

Патриотическое воспитание 

Важную роль в социальной политике современной школы играет патриотическое воспитание. Актуальность этой проблемы очевидна. Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи – основа сплочения нации, возрождение духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу. Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, поселка, города, области, региона. Проводятся Уроки мужества, встречи с Ветеранами Отечественной войны, воинами – интернационалистами. Ребята участвуют в операции «Милосердие». 

Работая в данном направлении, также ставлю для себя следующие цели: вызывать у детей чувство уважения к русской культуре, знакомить ребят с русскими обычаями и традициями. Через знание и понимание истории культуры России стараюсь пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству. 

Патриотов воспитываю на примерах героической борьбы, подвигов, жизни талантливых россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания. Рассказывая о подвигах героев на уроках мужества и в период месячника героико-патриотического воспитания, подвожу учащихся к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Здоровье и семья 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Поэтому я использую различные педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. Стараюсь максимально сблизить интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях и конкурсах, спартакиадах. Считаю обязательным собирать, и собираю банк данных о семьях учащихся, изучаю взаимоотношения детей и родителей. Систематически в классе проводятся беседы на темы о здоровом образе жизни: «Твой режим дня», «Вредные привычки», «Курить – здоровью вредить» и др. Для нашего класса становиться традицией весной и осенью проводить Дни здоровья. Именно в походах, как нигде лучше, раскрываются различные способности ребят. Кто-то может развести быстро костер, кто-то вкуснее сварит кашу или испечет картошку, а у этого - талант спеть походную песню. Такие мероприятия стимулируют саморазвитие и совершенствование личности ребенка.

В результате проведенной воспитательной работы за 2006 – 2007 учебный год учащиеся 6 класса являются победителями в номинации «Самый лучший класс». На линейке в конце учебного года ребята были награждены памятными подарками и почетными грамотами.

Организация воспитательного процесса

Определение содержания воспитания на основе диагностических поставленных целей.

Общечеловеческие ценности:
  • Человек, его жизнь и здоровье; 
  • Земля, природа; 
  • Отечество; 
  • Семья, труд; 
  • Знания, культура; 
  • Мир, гуманизм. 
Формирование отношений у учащихся:

К Родине, к истории, к труду, к учению, к искусству, литературе, досугу, свободному времени, к человеку, к коллективу, к людям, к самому себе, к миру, к войне.

Активные формы воспитания:
  • « Волшебный стул»; 
  • « Презентация мира»; 
  • Пять минут с искусством. 
  • Защита проекта (проект-мечта); 
  • Театр-экспромт; 
  • Час тихого чтения; 
  • Свободный разговор; 
  • Смешинка: 
  • Конверт дружеских вопросов; 
  • Когда говорят предметы; 
  • Калейдоскоп; 
  • Приглашение; 
  • Пять минут до…; 
  • « Я нашел на дороге…» 
Целевые программы воспитательной работы:
  • Традиция и история; 
  • Творчество и индивидуальность; 
  • Культура и общение; 
  • Здоровье и семья. 
Средства воспитания:
  • Труд, общение, слово, учение, искусство, спорт, игра, элементы социальной среды. 
  • Правила технологии воспитательного процесса: 
  • Определение объективных целей и задач воспитания; 
  • Создание необходимых условий; 
  • Выработка алгоритма достижения результатов; 
  • Инструктирование и оказание помощи. 
Методы воспитания:
  • Требования, перспектива, поощрения и наказания, общественное мнение, рефлексия. 
Приемы:
  • Доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение и др. 
Результаты воспитания:
  • Уровень воспитанности учащегося; 
  • Сформированность интегративных качеств личности; 
  • Уровень педагогической культуры, педагогического мастерства воспитателей. 
В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который нас приведет к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.
Бакунец Татьяна Васильевна19.12.2013 31250 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar