РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание школьников. Опыт и проблемы

Духовно-нравственное воспитание школьников. Опыт и проблемы Доклад учителя Поляковой О.Б.

«Прощай, - сказал Лис - Вот мой секрет, он очень прост:
зорко одно лишь сердце,
самого главного глазами не увидишь»
Сент-Экзюпери


В этих словах содержится ключ к секретам духовно-нравственного воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика. Об этом же говорит Л.Н. Толстой: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? С чего начать воспитательный процесс? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя. 

По утверждению психологов больше всего воздействует на ученика не то, что говорит учитель, а как он говорит; воздействует сама личность учителя, его характер на ученика. Примером может служить вдохновенный и творческий образ учителя в фильме «Доживём до понедельника», который сыграл талантливый актёр Вячеслав Тихонов. 

Теперь рассмотрим личность ученика в воспитательном процессе. Учитель должен постоянно помнить, что перед ним личность, полностью не раскрывшаяся, с которой надо установить гармоничные взаимоотношения. На уроке учитель создаёт доверительную, тёплую атмосферу. Именно в такой атмосфере и может осуществляться воспитательный процесс. 

По социально-психологическим исследованиям свыше 70% детей глубоко одиноки. О них не мечтали будущие родители, эти дети и сейчас не нужны своим родителям. И для большинства детей школа – единственное место, где они могут услышать доброе слово. Учитель должен понять ученика, морально поддержать, если нужно, направить. Учителю надо знать многое об ученике: какие взаимоотношения в семье, какие книги читает, какие фильмы смотрит, есть ли у него друзья. Общение учителя и ученика должно происходить в рамках интересов и потребностей ученика. 

Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства. А теперь рассмотрим различные средства воспитания, которые способствуют развитию этих духовных качеств. Воспитание включается в процесс обучения. 

На уроках биологии и географии мы знакомим с прекрасными видами разнообразными видами природных ландшафтов. Например, на уроке географии в 7 классе по теме «Природные зоны Земли» демонстрируются изображения: «Саванны», «Влажный тропический лес» и «Пустыня». 

Ученик знакомится с шедеврами мирового искусства, археологическими и культурными памятниками. На уроке «Голосеменные» по биологии в 6 классе мы знакомим ученика с картинами И.Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». В 7 классе на уроках по темам «Птицы», «Млекопитающие» мы знакомим ученика с росписями Рафаэля, на которых мы видим различных птиц и зверей (Лоджии Рафаэля в Ватикане). На уроках анатомии в 8 классе «Опорно-двигательная система» учитель рассказывает о значении физических упражнений, спорта для того, чтобы тело стало сильным, здоровым и красивым. В Древней Греции говорили: «в здоровом теле - здоровый дух». Чтобы воспитать чувство прекрасного, учитель на уроке обращается к искусству Древней Греции: демонстрирует скульптуры Дискобола Фидия, Афродиты, изображения олимпийских атлетов на греческих амфорах. На уроке географии в 8 классе по теме «Природное и культурное наследие России» учитель демонстрирует изображения шедевров Древнерусского зодчества: храм Покрова на Нерли, храмы Старой Ладоги, храм Василия Блаженного в Москве. 

На уроке химии в 9 классе по теме «Металлы», а также на уроке географии в 9 классе по теме «Санкт-Петербург – вторая столица России» учитель знакомит учеников с памятником Петру I «Медный всадник» скульптора Фальконе. 

Духовно-нравственному воспитанию может помочь также использование на уроках художественной литературы, особенно поэзии, т.к. её основным признаком является ярко выраженная эмоциональность. На уроках биологии в 7 классе по теме «Птицы» учитель зачитывает строки из стихотворений В.Луговского «Гуси»:

Над необъятной Русью
С озёрами на дне
Загоготали гуси
В зелёной вышине.

Д. Кедрина «Глухарь»:

Выдь на зорьке и
Ступай на Север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер
На сосне красуется глухарь.

На уроке географии в 8 классе по теме «Природные комплексы» можно зачитать строки из стихотворения П.А.Вяземского «Степью»

Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и вёрсты нипочём;
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Эти стихи воспитывают чувство любви к Родине, родной природе. 

На уроках биологии в 7 классе можно познакомить ученика с небольшими рассказами о животных Л.Н.Толстого «О муравьях», «Зайцы», «Орёл», рассказом Сладкова «Тетёрка», рассказами Бианки «Сорока Галя», «Зайчата». Эти рассказы воспитывают чувство сострадания и интерес к живой природе. 

Средствами воспитания также являются музыка и фильмы. 

В заключении надо сказать, что духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.
Полякова О. Б.26.12.2013 26730 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar