РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гармоничен ли мир?

Гармоничен ли мир?

Гармоничен ли мир? Гармонична ли первая снежинка, падающая на еще не застывшую от холодного ноябрьского ветра землю? В чем гармония последнего желтого листа, облетающего с дерева? Гармония мира огромного космического или крохотного, отражающегося в капельке дождя? Гармония, которую может и должен постичь человек, живущий в этом мире. Как писал Михаил Пришвин: «… есть у человека возможность заглянуть миру в лицо: и вот это и есть все наше счастье - заглянуть миру в лицо» и если человек «есть сумма мира, сокращенный конспект его», то мы хотя бы можем пытаться подойти к разгадке этой великой тайны: что есть гармония в мире?

В истории мы постоянно видим, как сталкиваются жизнь и смерть между собой, борются, терпят взаимные поражения и вновь вступают в борьбу. Что уравновешивает их? Что уравновешивает свет и тьму? Что уравновешивает живую природу и неживую, человека и мир?

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

«Гармонии таинственная власть», - писал русский поэт Евгений Баратынский. Эти слова звучат красиво, заманчиво и загадочно. Как соотнести звездное небо и землю, тихую заводь и бурный водопад, палящее солнце и узор на замершем стекле? Что она такое – гармония мира?

Многие века с древнейших времен поэтов, художников, философов волновал этот вопрос. Гармония (от греческого – связь, согласие, стройность), рассматривалась как соразмерность частей целого, слияние различных компонентов в единое органическое целое.

Уже в античной мифологии мы видим четкие представления о мире, как о стройной системе ценностей. Когда из Хаоса (как противоположность гармонии) рождается Вселенная, все в ней созвучно и соразмерно: Гея (земля) и Кронос (небо) дают начало земной жизни, и в последующем античный мир представляется очень уравновешенной и гармоничной системой.

Мы с детства помним прекрасные греческие мифы о богах и героях, о надземном и подземном царстве, о прекрасном и уродливом, о власти музыки. Античные философы разработали теорию о «небесной гармонии», о «гармонии мира». Пифагорейская школа
Античный человек, чтобы жить в согласии с собой, чтобы постичь свою жизнь, должен был постичь гармонию космоса, мира. Это позволяло совершать великие подвиги, становиться равными Олимпийским (верховным) богам. Один из самых знаменитых героев античности - Одиссей вслушивается в Мир, природу, голоса богов, его знаменитые путешествия, на мой взгляд, это поиск самого себя, поиск своего равновесия в мире, созвучия с миром. Орфей живет в согласии с собой и миром, в гармонии внутреннего и внешнего, действительности и фантазии, может быть, поэтому он непревзойденно владеет Лирой (Лира в древней Греции символ космоса), может быть, поэтому именно Орфею предстояло познать две крайние грани мира: мир земной и мир подземный. Но даже ему не дано изменить законы мира. И герои, и боги живут согласно законам движения времени.

Как нам известно, Гегель считает, что гармония присуща миру на ранних этапах истории, особенно миру Древней Греции. Человечество на ранних этапах своего развития, постигая мир, пытается постигнуть его глубинный смысл, его законы, то, что движет миром, то, что восхищает и ужасает его. Человек постигает то, что все в мире взаимосвязано: день и ночь, смена времен года, высота гор и глубина океанов, добро и зло.

Очень глубоки и интересны учения восточных мыслителей, прежде всего отношение человека с миром, с окружающей его вселенной. Человек ощущал себя частью мира, одушевлял окружающий его мир. Восточное восприятие мира отличается уважением к окружающей вселенной, равноправие и гармонию человека в мире. В восточных религиях формируется такое мировосприятие: мир- это живой организм, в котором связанны все процессы, эти процессы не должны быть нарушены, во избежание несчастья. Человек постигает тайну гармонии и мира через размышления о своем месте в мире, соединяя свою силу с небом и землей, свое сияние с солнцем и луной, свою деятельность с временами года. По китайской традиции природные силы отождествлялись с разумом, целесообразностью, высшей справедливостью (то есть гармония). Так земледельцы неукоснительно соблюдали принцип: «что из земли взято, то в нее должно быть возвращено» (из «Книги перемен»), то есть человек не должен был изначально нарушать гармонию мира, пусть даже этот мир заключен в крохотном клочке земли!

В искусстве Китая одушевленные и неодушевленные предметы изображались равнозначно: в мире гармонично все: мир людей, мир животных, мир растений. А любимый образ – образ ученого, поэта или созерцателя, уединившегося в горах и пытающегося постигнуть гармонию мира.

Много мудрого и совершенного мы черпаем в культуре японцев: главное в их философии соотнесение жизни с природными циклами. Мир гармоничен и совершенен! Главное доказательство этого - природа. Природа понималась как загадочный источник жизни, щедрый даритель совершенного, в ней нет некрасивого, это то, чем нужно любоваться, ее нужно сохранять, у нее учиться. Может быть, поэтому значительная часть японской лирики - это стихи о природе. Хайку - это удивительное мастерство, через малую поэтическую форму показать удивительное совершенство, созвучие и согласие мира.

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь – вишневый цвет!
(Кито).

Очень интересно читать восточные сказки. Человек не царь, не победитель мира, а его маленькая частичка. Очень часто герои восточных сказок женятся или выходят замуж за животных, то есть, постигая другую жизнь, пытаются постигнуть источник природы, источник всего живого, источник мира.

Учения древних философов, древних религий и представление о мире многократно пересматривались, переосмысливались, но в самые жесткие переломные моменты истории Человек вновь и вновь ставил перед собой вопрос, что есть гармония мира? Особенно сложно в истории России этот вопрос стоял на рубеже девятнадцатого - двадцатого века. Растущее напряжение, потеря духовных ориентиров и ценностей, постоянное гнетущее ощущение конца мира, заставляет искать смысл жизни; и вновь мятущиеся поэты и художники идут по пути поиска «души мира». «Вселенная не есть Хаос разрозненных атомов, а представляет собой едино связанное целое, всеединство - это совершенный синтез истины, добра и красоты» (Владимир Соловьев).

Вся русская поэзия этого периода – это поиск гармонии, гармонии души, жизни и мира. Поэты «серебряного века» не называют себя пророками, то есть не берут на себя роль ясновидящих, прорицателей, они называют себя лишь «теургами», то есть проводниками, они те, кто должны рассказать о душе мира, о мировой гармонии.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре -
Я властелин.
(Константин Бальмонт).

Мир гармоничен, и человек способен познать эту гармонию. Познать гармонию, познав в себе Бога. Бог и есть гармония, то, что соединяет все.

Мы возвращаемся к мысли, что мир отражается в каждом человеке. Человек - это целый мир. И важно, крайне важно, услышать, соединить разрозненные явления мира, в большом - видеть малое, в каждой капле росы уметь разглядеть мир.

И цветы и, шмели, и трава и колосья
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
(Иван Бунин).

«Для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат» (Дмитрий Лихачев), но человек не имеет право разрушить хотя бы малую часть мира, а это сделать невероятно легко! Войны, революции, диктатуры, человеческая вражда, человеческая гордыня и просто тупое равнодушие ко всему. Это страшные тенденции современного общества, разрушающие созвучие и соразмерность. И как бы хотелось, что бы вслед за гениальным Буниным мы осознали для себя простые строчки: «Я вижу, слышу, счастлив – все во мне».

«Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни.» (Дмитрий Лихачев. Письма о добром.)

Умей разглядеть гармонию в первой падающей снежинке, последнем желтом листочке, еще трепещущем на холодном осеннем ветру, умей восхититься величием гор, красотой созревающего поля.

« Счастье сидеть на берегу океана и видеть, как солнце медленно опускается в океанские волны...» .

Русинова Валентина Петровна01.03.2014 8910 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar