РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование нравственных качеств личности средствами православной педагогики.

Формирование нравственных качеств личности средствами православной педагогики.

Введение в курс средней школы предмета «Православная культура» я считаю колоссальным прорывом в сознании русских людей. Православная культура должна стать истинным сокровищем в жизни наших детей, надежным маяком на пути к долгожданному светлому будущему, которое так давно является заветной целью для России, но остается недосягаемым.
До сих пор введение этого предмета у некоторых людей вызывает недоумение и сомнение. Это люди, мировоззрение которых формировалось во времена атеизма. Есть такие и среди наших родителей, учащихся, а еще больше среди бабушек и дедушек, которые были членами пионерских и комсомольских организаций, коммунистами.

Ежедневные наблюдения за поведением, образом жизни детей убеждают, что немногие сверяют свою жизнь с Заповедями Христовыми, занимаются самосовершенствованием.

Духовная безопасность и духовно-нравственное здоровье, я считаю, несомненно, важны для человека, семьи, общества. Духовность - это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации и мотивации личности, начиная с увлечений и кончая волей к жизни. Духовность и человечность – практически синонимы. Между тем, духовное состояние значительной части населения нашей страны можно оценивать как невежество. Это происходит на фоне того, что нынешняя светская культура заметно ориентируется на «нео-язычество» отечественного и зарубежного происхождения, и ее уровень неуклонно снижается. Поэтому встала проблема охраны духовно-нравственного здоровья человека, семьи, общества, всех социальных институтов.

Мои размышления по этому поводу привели к выводу, что мировоззрение учащихся, находясь в стадии формирования и совершенствования, нуждается в духовной подпитке, коррекции духовности, т.е. в «строительном материале». И образ выпускника школы, взрослого человека во многом зависит от того, кто был с ним рядом в детские годы, чему учил, как влиял, достаточно ли грамотно умел это делать.

Поэтому главная задача учителя православной культуры, я считаю, стать верным и надежным проводником наших детей сквозь дебри неверия и безнравственности к истокам православной культуры. Ростки её, переживающей как бы второе рождение, еще очень молоды. Поиск истины заводит детей и подростков порой в дебри, из которых очень сложно выбраться самим, и тут, оказываются очень важны, образованность преподавателя, его эрудиция, такт, знание православной культуры, умение подобрать самые приемлемые формы и методы работы, поиск и использование новых образовательных технологий.

Фундаментальной задачей педагогики, я считаю, всегда было взаимодействие знаний и морали. Придерживаясь этой теории, Ян Амос Коменский пришел к выводу, что наиболее гармонично это взаимодействие нашло отражение в жизни Великого учителя Иисуса Христа. Полная любви жизнь Христа явила собой совершенное единство знаний и служения, демонстрируя установленный нравственный порядок жизни.

Коменский не стремился навязать своим учением принципы христианской веры. Он хотел, чтобы христианство стало для людей верой по выбору, делало возможным духовное совершенствование, самовыражение.

Именно эта идея, я считаю, должна лечь в основу изучения предмета «Православная культура». Никакое образование не может считаться завершенным без осмысления жизни и учения Христа, Десяти Заповедей и христианского закона, связанного с человеческой совестью и душой.

В условиях динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными родились современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности.

Авторы и разработчики УМК «Православная культура» Т.В.Рыжова, В.Д.Скоробогатов, О.Н. Кобец при выборе информационной технологии, используемой в комплексе, исходили, в первую очередь, из того, что информационные технологии должны органично включаться в привычную структуру урока, быть привлекательными для ученика, облегчать труд учителя и учебную деятельность обучающихся, при этом, не требуя отказа от традиционных приемов и методов.
Опираясь на свой, хоть и не большой опыт могу сказать, что УМК открыл учителю широкие возможности в совершенствовании форм и методов обучения, в обеспечении оперативного контроля и самоконтроля, дал учащимся широкие возможности для самообразования.

Больше всего я предпочитаю такую форму проведения урока, как лекция, иллюстрированная видеоматериалами всех имеющихся рубрик. На этом этапе я не допускаю, чтобы учащиеся были пассивными созерцателями, слушателями. Перед просмотром я даю задания для всего класса и индивидуальные. А после просмотра ребята могут составлять план увиденного (услышанного), делать записи в виде тезисов, отвечать на вопросы, давать развернутые ответы, заполнять таблицы и писать отзывы.

Ученики проявляют интерес к самостоятельному расширению знаний и берут диски для просмотра и работы с ними.
Особенно интересующиеся православной культурой ребята, принимают участие в олимпиадах и уже есть свои результаты. Сёмина Дарья стала призёром, а в следующем году и победителем муниципального тура всероссийской олимпиады по Основам православной культуры, ; Головченко Алина и Девятникова Ксения получили дипломы I степени по открытой всероссийской олимпиаде «Наше наследие», а также наша гимназия вошла в список школ России, за активное участие во всероссийском он-лайн конкурсе «Пасха православная». Эти победы побуждает интерес к православной культуре у других учащихся.

Своей главной задачей я считаю именно повышение мотивации к изучению православной культуры. Если у детей появится интерес к предмету, желание его изучать, то, естественно, следует ожидать и высокого качества знаний, и духовно-нравственного роста личности, и формирование нравственных качеств.

«Учитель, — писал Коменский, — должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним».

Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально.

Манохина Элеонора Николаевна28.03.2014 8660 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar