РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа клуба «Правовед» школы №476 города Санкт-Петербурга по профилактике наркомании.

Работа клуба «Правовед» школы №476 города Санкт-Петербурга по профилактике наркомании.

Песочина Инна Анатольевна
учитель обществознания, социальный педагог школы №476 

1.Динамика состояния наркоситуации в Колпинском районе.

В настоящее время школа, пожалуй, единственное место, где особенно ярко, как сквозь увеличительное стекло, проявляются проблемы, скопившиеся в нашем обществе. На современном этапе развития Российского общества наиболее актуальным становится формирование у молодого поколения законопослушного поведения, убеждений в необходимости неукоснительного соблюдения законов.

По итогам 1 полугодия 2012 г. общее число преступлений, совершенных несовершеннолетними в Санкт-Петербурге сократилось на 18,9%. Эта тенденция существует и в Колпинском районе. Однако статистика говорит о том, наркотики прочно входят в среду подростков. В общей массе преступлений, 15% составляют преступления линии незаконного оборота наркотиков. Более чем в 2 раза возросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения.. За 6 месяцев 2012г. в отделы полиции нашего города доставлено 103 подростка за преступление с наркотиками. В настоящее время препараты, оказывающие наркотическое, психотропное, одурманивающее действие вполне доступны для детей и молодежи. Способы их употребления широко обсуждаются в Интернете. Появилась возможность приобретения препаратов через Интернет. Зачастую приобретение наркотиков может проходить и в стенах образовательного учреждения.

Проведенные наркологическим центром социологические исследования в 2009–2011 годах показали полную картину существующих проблем по наркотической и алкогольной зависимости жителей Колпинского района, особенно среди молодежи.

Количество наркозависимых, проживающих на территории района и состоящих на профилактическом учете, по оперативным данным отдела внутренних дел по Колпинскому району незначительно снижается на протяжении 2007 -2011 годов.

В текущем году на учете состоит 2500 наркозависимых жителей района. Отмечается увеличение числа поставленных на учет несовершеннолетних граждан, в том числе на диспансерный учет с диагнозом «наркомания» : 2009 –25 чел., 2010 – 27 чел., 20011 – 33 чел. Подавляющее большинство из этого числа составляют юноши. Наиболее используемые вещества – гашиш и оксибутират натрия.

2. Анализ социального портрета школы №476

Не обошла эта беда стороной и 476 школу Колпинского района города Санкт-Петербурга.

ГБОУ школа №476 расположена в районе старой рабочей окраины города Колпино. Основной жилой массив составляют ветхие дома, коммуналки, общежития. Этим обусловливается специфика контингента учащихся: большую долю составляют малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, беженцы. За последние годы возросло число неблагополучных семей.
Анализ социального портрета школы, который составляется ежегодно, привел к неутешительным выводам: социальное благополучие снижается.

Большая роль в преодолении этой проблемы отводится вовлечению несовершеннолетних во внеклассную деятельность. Можно констатировать, что занятость отвлекает детей от ненормативного поведения и способствует стабилизации их положения в социуме.

Большую роль в первичной и вторичной профилактике играет организация досуговой деятельности во второй половине дня. Анализ анкетирования, проведенного среди учащихся и их родителей, показал, что охват учащихся, состоящих на всех видах учета, этой деятельностью еще недостаточно велик.

Это объясняется рядом причин:

  • отдаленностью досуговых центров от школы,
  • недостаточной информированностью несовершеннолетних и их родителей,
  • нехваткой бесплатных кружков и секций.

Основная нагрузка в ликвидации данного пробела в нашей школе ложится на клуб «Правовед».

3. Деятельность клуба «Правовед» по профилактике наркозависимости.

Информационно - аналитическое направление

  • социологические исследования в области распространения вредных привычек в школе №476;
  • создание и пополнение методической библиотеки, аудио и видеотеки по проблеме вредных привычек;
  • выпуск буклетов, листовок и других информационных материалов.

Профилактическое направление

Общешкольные акции – «Минздрав предупреждает!», «Нарко – стоп!».

Межвозрастное преподавание – каждый старшеклассник выбирает двоих учеников из младших классов, которых он должен познакомить с алгоритмом поведения, позволяющим избежать приобщения к одурманиванию и формировать ЗОЖ.

Формы деятельности

  • психологические тренинги;
  • соревнования, конкурсы
  • экскурсии
  • дискуссии;
  • упражнения на взаимодействие в группах;
  • игры деловые, ролевые, познавательные, интеллектуальные;
  • игры для снятия напряжения, поднятия настроения;
  • игры, пробуждающие фантазию, развивающие навыки коллективной работы;
  • лекции-диалоги.
  • курирование, сопровождение, шефство

Результаты социологических исследований.

Анализ социологического исследования, проведенного среди учащихся школы №476, позволил определить новое направление в реализации программных мероприятий, связанных с формированием потребности в здоровом образе жизни и личной ответственности у детей и подростков.

Среди причин риска наркомании наряду с социо-психологическими особенностями подросткового возраста решающее значение приобретают факторы непосредственного окружения. Неблагоприятные отношения в семье, ссоры с родителями, непонимание со стороны учителей могут стать для подростка сильным эмоциональным стрессом и привести к желанию «расслабиться» с помощью наркотиков.

Данные исследования показали, что в школе №476 большинство подростков оценивают свои семьи, как дружные (65%). Конфликтные ситуации бывают в каждой семье. По оценкам подростков первое место занимают конфликты из-за учебы (45%), на втором – из-за недостаточной помощи по дому (31%), на третьем – из-за друзей (20%). Но чем меньше взаимопонимания в семье, тем больше конфликтов возникает из-за девиантного поведения подростков. Потребности у детей разные. Но чем дружнее семья, тем чаще подростки считают свою семью, живущей в полном достатке. Кроме материального положения семьи, не менее важный фактор – отношения внутри нее.

Следует обратить внимание на то, что в школе значительная часть детей (каждый десятый) живет в неполной семье. Почти 15% живет с кем-то из неродных родителей. Таким образом, четверть семей в районе несут в себе последствия той или иной социально-психологической травмы, связанной с отсутствием одного из родителей.

Существенной проблемой является то, что родители, не в должной мере оценивают опасность возможного приобщения ребенка к употреблению наркотиков. Только в каждой пятой семье дети узнают о вреде наркотиков от родителей. Недостаточное внимание к воспитанию детей может привести к употреблению или возможности употребления детьми наркотиков.

Почти две трети школьников (59%) имеет много друзей, 46% – старше себя. Подростков, у которых нет ни одного друга (1,5%), можно отнести к группе риска, так как каждый пятый школьник (21%) отметил, что желание первой пробы может возникнуть у человека одинокого, никому не доверяющего.

Из наиболее важных проблем, которые волнуют школьников больше всего, является алкоголизм (они чаще сталкиваются с этим явлением).

Частое потребление пива и других слабоалкогольных напитков приводит к первичной наркотизации. Поэтому необходимо своевременно совершенствовать механизм приобщения подростков и молодежи к здоровому образу жизни, совершенствовать способы отвлечения детей от негативного влияния семьи. Для этого очень важно продолжать развивать инфраструктуру досуга, использовать эффективные формы организованной работы с подростками, обеспечивающие цивилизованные формы повседневного общения. А так же информировать подростков об опасности вредных привычек.

План проведения общешкольных акций.

«Минздрав предупреждает!»

1-11классы - Единый классный час «Эти вредные привычки»
4 классы – игра «Путешествие в страну Зеленого змея»
5 классы – игра по станциям «Мир без наркотиков»
8 классы – конкурс буклетов «Как стать сильным и привлекательным» (для юношей), «Как стать красивой и привлекательной» (для девушек)
9-11 классы – круглый стол «Если друг оказался вдруг..»
9-11 классы -конкурс презентаций «Мир взрослых соблазнов»
5-11 классы - спортивный турнир "Спорт против наркотиков"

«Нарко-стоп!»

2 классы – профилактическая игра «Остров сотрудничества» 1 тур
3 классы – профилактическая игра «Остров сотрудничества» 2 тур
4 классы – игра по станциям «Школа здоровья»
5 классы – конкурс рисунков «Исправь свое настроение САМ»
6 классы – игра по станциям «Хочешь быть здоровым – будь им!»
7 классы – брейн-ринг «Зона риска»
8 класс – ролевая игра «Будьте здоровы!»
9 класс – игра «Хозяин судьбы»
10 классы – игра «Причуды истории»
11 класс – урок вопросов и ответов «В плену иллюзий»
9-11 классы – просмотр видеофильмов «Наркомания – знак беды»

Все эти мероприятия проводятся членами клуба «Правовед» в более младших классах.
Сценарии отдельных мероприятий в рамках акции «Нарко-стоп»

4. Ожидаемый результат

Показателями эффективности этой работы в школе будет:

  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ учащимися школы;
  • сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни (увеличение количества спортивных секций и участников в них);
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек.
  • включение подростков в активную борьбу против вредных привычек.
  • снижение уровня подростковой преступности;

Результаты представлены в динамике активности участия в различных школьных детских объединениях, а так же в том факте, что ученики школы №476 не совершали преступлений уже 2 года.

5. Литература

  1. Батаршев А.В. Тестирование. М. 2001.
  2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. СПб., 1999.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.
  4. Данилин А. Как спасти детей от наркотиков М. 2001.
  5. Егоров А.Ю. Основы наркологии. СПб 2001.
  6. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М. 1999.
  7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб. 2001.
  8. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков. М. 2002.
  9. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М. 2000.
  10. Шипицина Л.М. Школа без наркотиков. СПб.2001.
  11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М. 2001.
Песочина Инна Анатольевна30.03.2014 12780 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar