РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая направленность ценностей русской народной культуры на развитие личности младшего школьника

Педагогическая направленность ценностей русской народной культуры на развитие личности младшего школьника

Педагогическая направленность ценностей русской народной культуры на развитие личности младшего школьника
Процесс развития личности очень сложный, длительный и противоречивый. Изменения в организме человека происходят в течение всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир в детском возрасте. 

Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность : развитие школьника определяется внутренними и внешними условиями. Внутренние условия- физиологические и психологические свойства человеческого организма. Внешние условия-это окружение школьника, среда ,в которой он живет и развивается. Развиваясь младший школьник становиться личностью.

Чтобы увидеть, как ценности русской народной культуры влияют на развитие личности младшего школьника, нужно приобщить школьников к этим ценностям, обеспечить педагогическое функционирование последних. Назовем жанры русского фольклора, доступные и эффективные ,на наш взгляд, в начальной школе.

Во-первых, сказка. Она является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы.

Во многих сказках воспевают удачливость, находчивость, взаимопомощь. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность. Сказка позволяет сформировать у ребенка представление о том ,что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.

Перевоплощаясь в сказочных героев ,следуя за ними, школьники получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, веру в силу любви добра.

Педагогу необходимо донести до учащихся следующие : для того, чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы ,чтобы относились к тебе другие; помогать нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей.

В русских сказках родная земля для героя - самое святое на свете. Благодаря сказке дети учатся любви к Родине.

Во-вторых, русская народная песня - она занимала особое место в жизни русского человека. Пели всегда : ив горе ,и в радости . Много песен обрядовых. Песня рассказывает о природе, о любви к Родине, о том, как тяжело на чужой сторонушке; порицает лень; воспевает трудовую деятельность.

В-третьих, в пословицах и поговорках, в которых сконцентрирована народная мудрость. Они представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение ,взаимоотношение людей. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе.

Кажется, нет такой стороны человеческих отношений и качеств, которые бы не осветили пословицы:

  • Ребенок, что воск: что хочешь, то и слепишь.

Пословицы отмечают важность и личного примера родителей:

  • Сам шатун - детки пошаточки.

А как образны описания человеческих характеров:

  • Так по плечам и ходит (о нахальном)
  • У него в боку дыру вертят, а он: ха-ха (о легкомысленном)

Пословица - это народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. Они воспитывают в ребенке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимания труда, как основы жизни. Пословицы играют огромную роль в естественном приобщение к ценностям русской народной культуры.

В-четвертых, через загадку. Главное её предназначение заключается в том, чтобы развить фантазию ребенка, научить его мыслить творчески. Чаще всего в загадках фигурируют животные, окружающие ребенка предметы, явления прирды. Они способствуют развитию памяти ребенка, быстроты умственных реакций.

В-пятых, важное место в воспитании младших школьников занимают народные праздники, так объединяют в себе почти все элементы воспитания : песню, сказку, загадку, пословицу, поговорку и др.

Все летние народные праздники сопровождались хороводами. Ребенок получал уроки общения и взаимодействия с людьми в хороводе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе приобщения детей к русским народным праздникам воспитываются любовь к Родине, природе, миролюбие, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, правдолюбие, а это и есть основополагающие ценности русской народной культуры, которые относятся к устойчиво ментально-этническим воспитательным ценностям.

Их педагогическая направленность заключается в том, что они формируют в ребенке ценностное отношение к природе, обществу и к самому себе, воспитывает выдержку, трудолюбие, способность к самоопределению в жизни, настойчивость, терпение, умение доводить дело до конца, развивает интеллект, эмоциональность, нравственность, эстетическое восприятие мира.

Все перечисленное направлено на развитие целостной личности младшего школьника, вступающего в жизнь с нравственно и социально положительными установками и идеалами, почерпнутыми из традиций национальной культуры.

Бондаренко Елена Сергеевна11.04.2014 10110 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar