РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Толерантность среди сельских и городских школ

Толерантность среди сельских и городских школ

В последнее время усилилось противостояние Запада и Востока, выражающееся в многочисленных конфликтах, уличных беспорядках, политических акциях. Мы считаем, что этому способствует и клерикализация общества. С одной стороны, это радикальные исламистские партии и движения в восточных странах, с другой – усиление роли РПЦ в жизни российского общества. Как те, так и другие считают, что любое действие граждан «оскорбляющее чувства верующих», направлено против страны и нации. Мы видим это на последних примерах, как в восточных странах, так и в России.

Смысл существования стран при этом сводится к содержанию и обслуживанию религиозных институтов. Такая идеология приводит к полному неприятию понятия «толерантность», разделению граждан по взглядам и мировоззрениям, взаимоозлобленности народов. Она приводит к тому, что понятие патриотизма размывается, заменяясь на разделение народов по вероисповеданию.

Нами проведен педагогический эксперимент среди учащихся старших классов по выяснению их отношения к толерантности в обществе.

Целями констатирующего эксперимента были:

  1. Выяснение понимания дефиниции «толерантность», признания универсальных прав и индивидуальности человека,
  2. Определение социального поведения школьников к людям другой этнической принадлежности, в частности, выходцам из Ближнего Востока и Средней Азии, отношения к маргинализации социально незащищенных групп,
  3. Отношение школьников к межнациональным конфликтам,
  4. Определение уровня информированности и знаний о восточной цивилизации, культуре, науке, в частности, физике.

Анкета состояла из 16 как прямых, так и косвенных вопросов с выборочным ответом и открытыми вопросами, на которые учащиеся должны были в свободной форме сформулировать ответы. Вопросы анкеты были направлены на решение главных задач исследования, касались мотивов, мнений и оценок. Респондентами были учащиеся 9-11 классов.

Для анкетирования мы выбрали два типа школ: городскую - с устоявшимися традициями, сильным учительским коллективом, находящуюся в центральной части города Уфы, МОБУ СОШ №45 г. Уфы с углубленным изучением отдельных предметов и сельскую, которая находится в районном центре села Благовар Благоварского района. Выбор определился тем, что городские и сельские дети имеют разный менталитет и уровень воспитания. Они находятся в различной социальной среде, которая влияет на их поступки, отношение к людям и себе, и что немаловажно – в различии влияния родителей городской и сельской семей с более патриархальными традициями, которые также формируют особенности поведения у подростков. В МОБУ СОШ 45 действует республиканская комплексная программа "Поликультурное воспитание в многонациональной городской школе" начиная с 2004 года.

Село Благовар является многонациональным и поликультурным. В районе проживают люди более 30 национальностей. По национальному составу в районе преобладают башкиры – 48,4%, татары составляют 23,1%, русские – 19,8%, украинцы – 3,9%, немцы – 2,4%.

Вопросы анкеты были скомпонованы в произвольном порядке, а не по целям, что позволяет, по нашему мнению, более объективно их оценить.

Приведем примеры вопросов и ответов для выяснения цели:

1. Как Вы считаете, националист – это тот, кто:

  • считает представителей своей национальности лучше всех других людей;
  • досконально знает свою национальную культуру;
  • пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;
  • затрудняюсь ответить.

2. Мигранты и беженцы – это в первую очередь:

  • люди, готовые на все ради переезда;
  • преступники, скрывающиеся в бегах;
  • люди, вынужденные по политическим или экономическим причинам покинуть свое постоянное место жительства;
  • попрошайки на улицах;
  • затрудняюсь ответить.

3. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме/ городе живут люди другой национальности или религии:

  • это плохо;
  • это хорошо;
  • мне все равно;
  • затрудняюсь ответить.

Анкетирование показало, что ученики правильно понимают значение слова «толерантность» - от 90 до 95%. Каждый из них лично редко подвергался насилию по национальному, имущественному или другим признакам, лишь 8% городских учащихся и 4% сельских подвергались насилию. Однако, 45% сельских и 20% городских учеников были свидетелями проявления нетерпимости, унижения достоинства человека и общественной агрессии на практике, в том числе и экстремистского фашистского толка и исламского – 54% и, соответственно, 8% городских ребят и 16% и 16% - сельских. И, наконец, знают о них из СМИ 50% городских и 25% сельских школьников. Интересными были результаты анкетирования относительно отношения подростков к выходцам с Востока, к цивилизации Востока. Сельские ребята проявили больше уважения к ее цивилизации и культуре. От 40 до 50% всех респондентов признают уникальность ее исторической культуры, 20% городских ребят считают, что сейчас на Востоке нет развитой цивилизации и науки, есть ответы, утверждающие, что с Востока идет враждебная нам культура, а мигранты, являются попрошайками.

Понятию толерантности противостоит национализм. В России согласно государственной идеологии он имеет ярко выраженный негативный оттенок и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Национализм заявляет о необходимости открытой борьбы против мультикультурализма и насаждения общечеловеческих ценностей, которые размывают межнациональные различия. Национализм как явление свойственно обществу в период становления нации, национализм всегда создаёт объект своего поклонения — нацию, а нация в свою очередь является сообществом, имеющая общую этничность, историю, культуру.

Ученики понимают национализм согласно общепринятому в российском обществе смыслу, 70% сельских и 54% городских школьников. Разброс ответов на вопрос «Что объединяет нацию?» очень широк, и мы его не приводим. В ее характеристику включали общую религию, язык, обычаи и т.п. Подростки, в основном, индифферентны к национализму, и только четверть всех респондентов хотела бы при случае иногда принять участие в действиях против национализма, включаться в борьбу против нее. Так же школьникам безразлично, представители какой нации и кто живет около них (соответственно ответили 66% сельских и 87% городских школьников).

Большую тревогу вызывает полное незнание учениками истории естественных наук других наций, в частности, мы проверяли их информированность по культуре и науке Востока. Они не знают ни создателей науки, ни ее современного состояния, ни персоналий. Например, на самый, казалось бы легкий вопрос, «Кто является создателем алгебры?» только около 40% всех учеников выбрали Аль-Хорезми, 41% назвали Пифагора или Архимеда, были даже выбраны Ньютон, Омар Хайям и Авиценна. Мы дали перечисление ученых-физиков разных времен, в том числе и современных на предмет знания их принадлежности к Ближнему или Среднему Востоку. Ответ практически нулевой. На вопрос: «Каких поэтов, мыслителей и ученых, (математиков, физиков, астрономов) средневекового Востока, вы знаете?» - 70% сельских и 90% городских учащихся ответили, что никого. Среди единичных ответов были Будда, Конфуций, Менделеев.

Анализ ответов свидетельствует, что ученикам не свойственны враждебность, неприятие чужих, агрессивность. Их не интересуют политические платформы, разделяющие народ на нации, религии, этнические большинство или меньшинство. Они толерантны ко всему, что их окружает естественно, несмотря на национальные раздоры и противоречия в обществе на всякой почве.

В этом отношении подрастающее поколение в нашем регионе является благодатным материалом для воспитания мультикультурализма на основе знания истории и культуры своей страны, воспитания базовых ценностей человечества. В данном случае под мультикультурализмом мы понимаем идеологию и политику, направленную на развитие и сохранение в стране и мире культурных различий и общечеловеческих ценностей. Основным звеном объединения народов являются общие взгляды и то, что накапливалось веками совместно. Между культурами связывающим звеном, мы считаем, является наука, так как в науке нет разделения на субкультуры.

Однако, у учеников низок интерес к национальной культуре других народов и к ним самим, в частности. На вопрос с открытым ответом: «Какие факторы, по-вашему, связывает нашу культуру с культурой Ближнего Востока?» 80% учеников не ответили. Это свидетельствует, что уровень подготовленности учеников к ответу низок. Среди единичных ответов были такие «участие в войне», «вера», «многонациональность», «географическая близость» и даже «строительство коммунизма».
Констатирующий эксперимент включал в себе и беседы с учениками по выяснению этих целей. Они дали такой же результат.

Включение в обучение физике вклада восточных ученых, взаимосвязь их работ с европейской по хронологии, содержанию, методологии будет являться частью мультикультурного образования на уроках физики. Об актуальности мультикультурного образования, формирования толерантности в системе образования говорили ученые на IV Международной научно-практической конференции (22-23.09.2011.) «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века». Критерии отбора содержания мы связываем с необходимостью формирования научного мировоззрения, знаний особенностей европейской и восточной науки и культуры, что будет способствовать сохранению и развитию культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации. Учащиеся должны также уметь проводить анализ и оценку взаимодействующих наук и культур.

Хаматов Ильдар Дамирович23.05.2014 9630 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar