РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социализирующая роль поэзии о школе в детском чтении

Социализирующая роль поэзии о школе в детском чтении

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Социализация ребенка в школе будет протекать в зависимости от того как он подготовлен к ней.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку, без ущерба для здоровья, научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой, к новой, очень сложной учебной деятельности.
Социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – роль школьника, и одним из возможных источников успешной социализации ребенка можно считать детскую поэзию, в которой идет речь о школе, о друзьях-товарищах.

Зачем ребенку лирика, ведь она заставляет задуматься. А детство существует для радости и смеха, для того, чтобы играть прыгать, бегать и ни о чем не тревожиться…

Лирика детям необходима, причем та самая, которая приносит с собой не только безоглядное веселье, но и размышления, которые остаются в детских воспоминаниях. [2, с.3]

Память детства драгоценна для человека. То, что запомнилось с детства, не забывается всю жизнь. А запоминается крепко все необычайное, яркое, поразившее глаз и слух, доставившее радость или сильное огорчение, давшее толчок воображению. [5, с.62]

Первым русским лириком, который полностью воплотил свою личность в стихах, написанных специально для детей, был Самуил Яковлевич Маршак.

Его поэзия – новая ступень в самосознании ребенка. [3, с.60-61]

Он дал маленькому читателю не только возможность почувствовать себя ребенком, ощутить радость и полноценность детства, но и возможность осознать себя конкретным, этим ребенком. [3, с.79]

Детей 5-6 лет необходимо познакомить с «Веселой азбукой», «Веселым счетом» и «Веселым путешествие от А до Я», а еще – со стихами, которые психологически готовят его к школе.

Праздничным настроением проникнуто стихотворение «Первое сентября»:

Первое Сентября - Первый день
Календаря,-
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!

Повсюду в нашей стране дети спешат в школу; и я тоже! – с радостью подумает малыш.

Стихотворение «Друзья-товарищи»:

День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
даст ему счастливую надежду: у него в школе будет друг, а читая юмористические стихи «Книжка про книжки»:
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые…
и «Лодыри и кот»:
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

ребенок смеется над незадачливыми учениками и полагает, что сам-то уж никогда не будет таким…

В стихах Маршака школьная жизнь отражена широко и многократно: дружба ребят, учеба, досуг («Урок родного языка», «Белая страница», «Дважды два», «Отряд», «Красиво пишет первый ученик», «С первым классом», «Знаки препинания» и др.). Очень полезны для воспитания стихи, высмеивающие такие пороки, как лень, грубость, необязательность, суеверия («Про одного ученика и шесть единиц», «Жадина», «Приметы», «Ежели вы вежливы» и др.). Поэт внушает детям, что истинная культура – это уважение к людям, проявляющееся в поступках, больших и малых. [6, с.72-73]
Другим не менее известным поэтом, писавшим для детей, является Сергей Владимирович Михалков.

Мир поэзии Михалкова — это мир, в котором дети не гости. Естественность и простота интонаций поэта, его доброта в сочетании с мягким лиризмом воспитывают детей.

Так же как и С. Маршак в стихотворении «Про одного ученика и шесть единиц», Михалков в «Фоме» смеется над чертами характера героя, и это не только смешит школьника, но и внушает ему, до какого абсурда может дойти упрямство. Тем и близок лирический герой детских стихов Сергея Михалкова его читателям, что он — отнюдь не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников: это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»), и трусость («Прививка»), и халатность («Лифт и карандаш»). Поэт вместе с ребятами смеется над этими недостатками и побеждает «врага» на его собственной территории.

В «Кладе» мы видим пример нечестности, в «Находке» - честность, порядочность. Все эти воспитывающие моменты играют большую роль для детского миропонимания.

Так же у автора имеются стихотворения о школе, одним из популярных является «Школа»:

То было много лет назад.
Я тоже первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.

Автор рассказывает ребенку о том, как важна школа, что все проходят свой жизненный путь через нее. Как и у С.Маршака прослеживаются темы: дружба («Мы с приятелем», «Хорошие товарищи», «Мальчик с девочкой дружил…», «Мой друг», «Песенка друзей»), учеба («Чистописание», «Аркадий Гайдар»), досуг («Недотепа», «Прогулка», «Велосипедист», «Веселое звено»).

Каждый, кто внимательно наблюдает детей, знает о противоречивости их природы: с одной стороны, ребенок – эгоцентрик, но с другой стороны – он очень общителен и полон живого интереса и участия к окружающим. Известно и другое: ребенок жаждет самоутверждения и нет для него большой радости, чем чувствовать себя большим и сильным, но самоутверждаться он может по-разному: и на добрых делах, и, к сожалению, - на плохих. Что возьмет вверх, в очень большой степени зависит от воспитания. Поэзия Агнии Львовны Барто укрепляет в детях добрые начала и активно борется с пороками.

Барто умеет вызвать у ребенка чувства сострадания, сочувствия, деятельного добра. В стихотворении «Уехали» ребятишки, покидая, забыли щенка.

Защитника и покровителя особенно важно воспитывать в мальчиках. Быть настоящим мужчиной – значит быть сильным и великодушным - такова идея цикла стихов «Вовка – добрая душа».

Любовь к детям сочетается у Барто с разумной строгостью. С улыбкой поэтесса говорит о ребячьих слабостях, о маленькой плаксе («Девочка-ревушка»), о важной первокласснице («Я выросла»). Совсем другая интонация звучит в стихах, высмеивающих лень, жадность, грубость. Здесь нет и тени умиления. С негодованием поэтесса осуждает безобразное поведение Любы в трамвае:

Говорит она, толкая:
- Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.

Это, как и ряд других сатирических стихотворений («Катя», «Жадный Егор», «Сонечка», «Я лишний», «Медвежонок-невежа»), понятны уже дошкольнику. В своих стихах поэтесса резко осуждает такие нравственные пороки, как бездушие («Егор не любит грусти», «Надюша»), зависть («На школьном утреннике»), подхалимство («Если вы ему нужны»), лицемерие («За и против»), наглость («Вы встречали удальца»), тщеславие («Шуточка про Шурочку»), безделье и резонерство («Докладчик», «Советник»), корысть («Копейкин»), неделикатность («Друг напомнил мне вчера»), неуважение к старшим («Об одном старичке и пионерском значке»), моральное иждивенчество («Лешенька, Лешенька»), вздорность («Подними пилу»). [6, с.57-60]

А.Барто всегда уделяла большое внимание интернациональному воспитанию. Еще в юности она написала стихотворение «Братишка», которое внушает ребенку симпатию к людям всех рас. В современном воспитании эти стихи будут очень полезны, так как большинство школ скомплектовано из детей различных национальностей и отдельное место занимает этническое воспитание. Она побывала во многих странах и повсюду встречалась с ребятами. Свои впечатления она выразила в стихах, проникнутых симпатией к детям разных народов («На фестивале», «Весной в Париже», «Самба», «В ГДР», «Я была в стране Суоми» и др.). Радуя за дружбу людей разных наций, она гневно бичует национализм, расизм («Краснокожие», «Черный новичок»).

В стихах Барто мы находим отклик на самые злободневные вопросы школьной жизни, по ним мы можем проследить, как живут, чем заняты наши школьники («В школу», «Мы с Тамарой», «Болтунья», «Поручается Андрею» и др.).
Очень много у поэтессы стихотворений, являющихся просто картинками нашего быта, наполненными меткими наблюдениями, смешными деталями. Таковым является весь раздел «Все учатся». Именно здесь отношение автора к детям – внимательное и ласковое, огретое веселой улыбкой. Автор умеет поставить себя на место ребенка, проникнуться его переживаниями и сочувствовать им, усмехаясь про себя. Ну как не посочувствовать первокласснице, впервые осваивающей чернила!

Чтоб писать
Чернилами,
Собраться надо
С силами.
А разве не жизненна такая забавная деталь:
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
……………….

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой –
Слышу я из далека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.

Рассказывая, как «Сережа учит уроки», ежеминутно отвлекается на разные посторонние дела, а потом сердится, что «много задают», автор не морализуется, не делает никаких выводов – вывод напрашивается сам. А уж если стихотворение кончается сентенцией от автора, то это не «мораль», не скучное наставление, а юмористический вывод, который не может не вызвать улыбки. [5, с.357-358]

Быть современными стихам Агнии Барто больше всего помогало то, что возникали он в гуще ребячьей жизни: поэтесса регулярно бывала в школах, детских садах, пионерских лагерях, внимательно читала детские письма, адресованные ей, беседовала с детьми на читательских конференциях и просто приглядывалась и прислушивалась к ним в автобусе, во дворе и на улице. [4, с.240]

Маршак, а за ним Барто, Михалков и другие мастера, посвятившие свой талант детям, вооружили свою поэзию новыми ритмами, игровыми приемами, звонкой силой точно отработанного слова. Но это не было самоцелью. За улыбкой, шуткой, неожиданной рифмой, прибауткой и отточенной стихотворной формулой раскрывались важнейшие мысли, характеры, явления, чувства, без которых уже не представишь себе детства наших ребят. Вот об этом и надо помнить современным детским поэтам. [1, с.181]

Список литературы:

  1. Кассиль Л.А. Увидеть будущее: сб. статей о воспитании и детской литературе. М.: Педагогика, 1985
  2. Павлова Н.И. Лирика детства. М.: Детская литература, 1987
  3. Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом. М.: Детская литература, 1967
  4. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. М.: Детская литература, 1990
  5. Смирнова В.В. О детях и для детей. М.: 1963
  6. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. М.: Книга, 1987

 

Бастракова Ксения Владимировна08.08.2014 10640 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar