РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Одаренные дети: теория и практика развития.

Одаренные дети: теория и практика развития.

"Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод"
В. А. Сухомлинский.


Одаренные дети, как маленькие инопланетяне, которых нам планета «Интеллект» как чудо временами шлет на землю.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки к таким достижениям) в том или ином виде деятельности
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости.

Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

Общие принципы обучения к основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
  • Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения - специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

  1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
  3. Очно-заочные школы;
  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Основные формы работы с одаренными детьми:

  • тестирование «Кенгуру-выпускникам»;
  • кружковая работа;
  • элективные курсы;
  • курсы предпрофильной подготовки;
  • научные общества учащихся;
  • научно-практические конференции
  • предметная неделя;
  • Всероссийская олимпиада школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы);
  • очно - заочные олимпиады;
  • Международный конкурс-игра «Кенгуру-математика для всех»;

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В последние годы в школах начало развиваться и внедряться тьютерство, индивидуальные учебные планы. Тьютер - как педагог сопровождает ребенка, оказывает ему моральную и педагогическую поддержку. Это, пожалуй лучшее решение проблемы в массовой школе.

Я решила попробовать себя в качестве руководителя учебно-исследовательской работы. Мои старания увенчались успехом, и в 2013 г. учащийся 6-го класса Зямзин Алексей стал победителем. Однако, заинтересовавшись учебно-исследовательской деятельностью, я уже не могла остановиться и своим интересом заразила своих учеников. Я выработала собственные практические правила учебно-исследовательской работы, которые помогают мне увидеть и открыть в каждом ученике, который хочет заниматься исследовательской деятельностью — даже совсем не сильном в учебе, — способности к подобной деятельности.

Итак, правило первое — преодолеть неуверенность и страх ученика перед будущей работой. Большинство детей является одаренными в какой-либо области. И даже середнячки и троечники могут добиться успеха в исследовании заинтересовавшей их темы. Ученики хотели бы работать, но боятся неудачи, так как у них заниженная самооценка.

Правило второе — в выборе темы идти от интересов самого ученика. Те, кто занимается учебными исследованиями с детьми, знает, как безумно трудно иногда бывает выбрать и сформулировать тему будущей работы, чтобы она была интересной, малоисследованной, проблемной. Я всегда стараюсь узнать, что интересует самого ученика, прошу его самого если не сформулировать, то хотя бы обозначить тему или область будущего исследования. Если это не удается — предлагаю свои темы, варианты которых всегда есть у меня в копилке. Очень часто учащиеся с удовольствием выбирают себе одну из предложенных мной тем и выполняют успешную работу.

Правило третье — правильно выбрать и сформулировать тему будущей работы. Я всегда советую своим ученикам выбирать узкую, малоизученную тему.

Правило четвертое — ученик должен чувствовать интерес руководителя к своей работе.

Правило пятое — организованность и четкость, строгое соблюдение намеченных сроков. Очень важно составить график выполнения работы: это поможет избежать спешки, неразберихи, которые ухудшают качество работы.

Правило шестое — помочь учащемуся представить свою работу. Часто бывает так, что ученик может добросовестно и вдумчиво работать, выполняет прекрасное исследование, но испытывает страх перед публичным выступлением.

Седьмое правило — не стоит бояться потери учительского авторитета. Это, к сожалению, не так уж и редко встречающаяся проблема, когда учитель боится, что, занявшись углубленным исследованием в какой-либо области, ученик превзойдет его самого. Ученик, занимающийся исследованием, — «профессор» в своей области, и мне самой будет чему у него поучиться и что узнать.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”

Потапова Наталья Геннадьевна14.08.2014 10080 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar