РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование современных педагогических технологий в процессе воспитания

Вековая мечта лучших умов человечества – формирование творческой, всесторонне-развитой, конкурентно-способной личности. Но самым главным в своей работе считаю воспитание настоящего человека, человека с большой буквы.

Воспитанникам всегда говорю ключевую фразу: отличником ты можешь и не быть, но Человеком быть обязан. Контингент учащихся меняется, а эта истина вечна. А воспитание нужно осуществлять , используя технологию сотрудничества.

А принципы этой технологии определяют практические направления организации воспитания. Классный руководитель должен помнить о гуманистическом начале, т.е. нужно учитывать личность каждого ребёнка с его интересами и мотивами, потребностями и стремлениями, его внутренним миром. Учитель должен строить систему воспитания не под себя, а под воспитанников.

Личностный подход воспитательного процесса может быть успешно осуществлён только в том случае, если классный руководитель хорошо представляет себе личностные характеристики своих учеников.

Классный руководитель строит своё общение с детьми на основе взаимодействия, а предъявляемые требования разумны, понятны и справедливы. Требования одинаковы для всех. Педагог не имеет морального права делить учащихся на любимых и нелюбимых, удобных и неудобных, хороших или плохих. Он должен открывать в каждом ученике лучшее и не забывать направлять его деятельность на достижение успеха, используя это лучшее.

Принцип деятельности – это принцип практической реализации, формирующий активность и инициативу, ответственность и творчество каждого воспитанника при проведении продуманных учителем мероприятий. Классный руководитель в своей деятельности должен использовать во внеклассной работе моделируемые ситуации взрослой жизни.

Для более эффективной воспитательной работы следует использовать современные педагогические технологии. Чтобы дети не скучали, учитель должен «танцевать», быть таким же ребёнком. В этой шутке огромный смысл. Классный руководитель просто обязан работать творчески. Но начинать работу с классным коллективом нужно с создания этого коллектива. Огромное значение я придаю всегда сплочённости коллектива.

Я всегда завидовала тем классам, которые были дружными. Они с огромной радостью проводят вечера встреч, никогда не бросают друг друга в трудную минуту, вместе переживают радостные и волнительные моменты. И, не важно сколько лет прошло после окончания школы, а они с теплотой вспоминают свои школьные годы, своих «однокашников». А бывает и наоборот- после окончания школы у выпускников никогда больше не возникнет желания собраться вместе в своём уютном кабинете, вспомнить удачи и неудачи, смешные и глупые истории.

Это страшно и отображает работу классного руководителя. Значит, что-то в работе было не продумано, взаимоотношения участников общения не сложились. Два года назад мои «птенцы» разлетелись, но в течении этого времени много раз прилетали проведать, приходили просто посидеть в своём кабинете, спрашивали совета, рассказывали о своих проблемах. Они постоянно общаются друг с другом, проводят вместе выходные дни и праздники. Такими мы были все семь лет. И на мой вопрос о том, как долго они собираются так общаться, получила ответ: «Наверное, всю жизнь!». Это хороший показатель сплочённости коллектива, и я довольна своей работой. Именно поэтому, видя результат, начала работу в новом классе по «старому сценарию».

Традиционные внеклассные мероприятия укрепляют дружбу ребят в классе и вся наша работа проводится под девизом: «один за всех, и все за одного».

В конце учебного года в 5 классе провели праздник «Рождение класса», где вместе варили кашу и хлебали её из общего котла, именуя себя «однокашники».

Принимаем с детьми участие в волонтёрском движении, в акциях милосердия. Этим мы продолжаем традиции моих прежних воспитанников: осуществляем сбор вещей для детских домов, для социальной службы помощи малообеспеченным и нуждающимся семьям, оказываем помощь престарелым людям. Оказываем помощь первому учителю в работе с малышами.

Как и семь лет назад, вплотную начала работать над сплочённостью коллектива в неформальной обстановке. Так называемые «походы выходного дня»- походы и экскурсии на природу. Выходим на тематические беседы на Сиваш, в лесозащитные полосы, в агрокомплекс. Беседы

Если вы хотите чтобы через годы, преодолевая расстояния, ваши выпускники хотели открыть дверь в ваш кабинет и шагнуть в детство, нужно построить своё общение с детьми на следующих принципах в самом начале пути:

  • безусловное принятие каждого ребёнка, его сильных и слабых сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся
  • терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
  • диалогичность и открытость в общении с детьми;
  • отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
  • использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
  • умение управлять своим настроением;
  • не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
  • умение признавать ошибки;
  • выполнять данные обещания;
  • уметь хранить тайны;
  • рассказывать детям о принципах будущего общения с ними- взгляд в будущее;
  • рассказывать о бывших учениках, об отношениях в коллективе, о существовавших традициях и обычаях;
  • создавать в классе систему традиций и ценностей вместе с детьми.

Важной традицией в воспитательной работе нужно считать рефлексию или «обратную связь», дети пишут записки с замечаниями. Эта связь позволяет педагогу многое узнать о своих подопечных, быть требовательным к себе. Большую роль играют традиционные мероприятия в классе к которым дети готовятся , ждут и с удовольствием принимают участие: ярмарки, выставки, дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы, аукционы, день рождения класса, именины , общешкольные праздники. Это верный путь к сплочению коллектива.

Особое внимание хотелось бы уделить коллективно-творческим делам.

Эта замечательная методика, технология действительно готова творить чудеса. КТД позволяют детям реализовать свои интеллектуальные и творческие таланты, реализовать свои интересы и потребности. Одно дело принять участие в конкурсе лично, другое дело – показать, насколько эффективно работать вместе, творить коллективно. Работы эстетического характера позволяют развивать у учащихся образное мышление, проявляют яркую индивидуальность, способность критически мыслить. Для этой работы не нужно приобретать материал, мы используем ненужные вещи: искусственные цветы, поломанную бижутерию, ленточки и т.д. В работу также активно включаются родители, они творят вместе с детьми, предлагают темы творческих коллективных дел. Этот вид деятельности обеспечивает внеурочную занятость детей.

КТД дают возможность ученику:

  • реализовать и развивать свои способности;
  • приобретать навыки проектирования;
  • расширять свой кругозор;
  • проявлять организаторские способности;
  • формирование способности к анализу;
  • закреплять коммуникативные навыки.

Учителю:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские способности;
  • изучать классный коллектив;
  • управлять процессом развития личности;
  • развивать рефлексивные способности;
  • объединять учащихся, родителей, учителей.

В результате применения этой технологии формируется коллектив единомышленников, формируется личность, приобщение к культурному пространству.

Коллективное творческое дело имеет игровую инструментовку.

Игра- это свободная форма проявления деятельности детей, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, саморазвития, самовыражения. Это Нужно дать детям возможность самостоятельно творить, фантазировать, быть режиссёрами при проведении мероприятий. Ярким примером может быть час общения «Дорожно-транспортные ситуации».

Детям заранее предлагаю принести свои игрушки, с помощью которых можно обыграть ситуацию на дороге, а во время проведения мероприятия объединяю всех и прошу сыграть экспромтом, но при условии выступления каждого ученика. Сплочению коллектива способствует также проектная деятельность.

Человек приходит в этот мир не только для существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на Земле помогает сделать здоровье, физическое и духовное, являющееся главным достоянием человека. Поэтому первым и очень важным направлением моей воспитательной работы является здоровье. В прошлом году на заседании МО классных руководителей было решено ввести проектную деятельность.

Я без сомнения выбрала «За здоровый образ жизни». Дети приняли моё решение единогласно, но единственное , что меня беспокоило, это возможность Попковой Карины ходить с нами в походы, быть равноправным участником проекта. Дело в том, что она инвалид детства. Но после разговора с родителями и девочкой стало ясно, что это не проблема. Карина оказалась очень активной девочкой и всегда была в первых рядах участников. Да и мои мальчишки всегда оберегают и помогают девочкам. Это огромный плюс моим «мужчинам».

В рамках данного проекта проводим различные беседы, создаём презентации, принимаем участие во всех спортивных мероприятиях, уже подготовлены конкурсные работы для участия в республике. Достаточно часто делаем вылазки на природу для проведения трудовых акций

Приложение

ПРОЕКТ «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень

Жизнь теряет смысл, если она тратится только на поддержку существования и поэтому неслучайно воспитание физически и психически здорового человека – приоритетное задание современного образования.

Сегодня от признания личности, принятия её особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Очевидно , что общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека. В принципе , одно без другого невозможно. Без создания определённых социальных условий, без здоровой семьи, без самоуважения, без любви к ближнему решить эту проблемы невозможно. Все эти проблемы неразрывно связаны со здоровьем будущего поколения. Поэтому считаю, что у всех классных руководителей красной нитью воспитания в любой возрастной группе должно быть формирование здорового образа жизни.

Целью этого направления является осознание ребёнком, что его эмоциональное состояние, а значит и здоровье в значительной степени, если не целиком, - в его руках. Воспитанник должен усвоить, что у человека всегда есть выбор, что прежде всего каждый сам ответственен за свой образ жизни и своё здоровье. В школьные годы человек не задумывается о здоровье, ценности жизни и долголетия ( за период моей работы в школе я встретила всего лишь 3 исключения). Наша задача – формирование у детей бережного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как высшей духовной ценности на Земле.

Тема проектного коллективного дела называется «За здоровый образ жизни». Этот проект будет осуществляться в течение трёх лет с последующим закреплением.

Тема проекта: « ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Девиз проекта: «ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»

Цели проекта:

  • формировать основы знаний о здоровье человека;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • воспитывать у детей стремление к здоровому способу жизни и установки на приоритет здоровья перед болезнями;
  • формировать практические умения и навыки, направленные на укрепление здоровья;
  • развивать стремление к активному образу жизни, соблюдению режима дня, занятиям физической культуры, правильному питанию;
  • создать для учащихся «Банк полезной информации», памятки для родителей;
  • информировать детей о влиянии вредных привычек на организм;
  • приобщать родителей к воспитательным мероприятиям по пропаганде здорового образа жизни, вести разъяснительную работу с родительской общественностью;- организовать выпуск информационного листка «Будь здоров!».

Формы работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования в классе и между классами, спартакиады, марафоны, велокроссы, олимпиады;
  • индивидуальные консультации с учениками и родителями;
  • беседы о выдающихся спортсменах, достижениях украинских спортсменов на олимпиадах;
  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет и рефератов;
  • тематические родительские собрания и лектории;
  • походы выходного дня;
  • туристические походы, дни здоровья;
  • физкультминутки, интерактивные , подвижные игры на свежем воздухе;
  • ведение журнала «Наши достижения»;
  • беседы с медицинскими работниками;
  • выпуск фоторепортажей, стенгазет «Если хочешь быть здоров!»;
  • беседы по вопросам пола;
  • -конкурсы поговорок, пословиц и стихов о здоровом образе жизни;
  • театральные представления и кукольные постановки по темам: «Гигиена и здоровье», «Вредные привычки»;
  • сбор информации «банк полезной информации».
  • беседы об истории игр «Путешествие в мир игр» .

«Если вы хотите чтобы ваш ребёнок был умный, красивый пускай он бегает, кричит, падает».

Особое место в формировании активного образа жизни ребёнка относятся игры. Играть нужно всегда – это здорово! Все ребята любят играть. Организм подростка как и все его жизненно важные системы находятся в стадии формирования. Поэтому дети потребляют в полтора раза больше кислорода на 1 кг веса, и им необходимо в 2 раза больше движений, чем организму взрослого человека. Нужно больше проводить подвижных игр на свежем воздухе, походов, прогулок.

Моё общение с детьми началось с общего подарка для всех. Но прежде чем презентовать его, я рассказала детям историю изобретения этого великого чуда, имя которого – мяч, что древние медики считали игры с мячом лекарством от всех болезней. И попросила детей предположить, почему я им подарила именно мяч. Вот так мы вместе и определили тему нашего проекта, определили цели и задачи, выбрали формы работы. И начали мы наш путь с истории возникновения игр, знание которой поможет детям больше узнать и полюбить чудесный и радостный мир движений и здоровья. Нужно также помнить, что лучшей спортивной площадкой была и остаётся природа. В Швейцарии родился девиз:
«САМАЯ КОРОТКАЯ ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ – ЭТО ТРОПИНКА ДЛЯ ПРОГУЛОК».

Для нас этих тропинок очень много. В нашем классе нет места лени, мы ходим в любое время года, в любую погоду, потому что уверены, что для здоровья нет плохой погоды.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ УЧЁТНЫХ КАТЕГОРИЙ

В современных условиях школа ориентируется на «среднего» ученика. Что же касается творчески одаренных и способных учащихся, то негласно считается - они и сами пробьют дорогу. Тем самым все проблемы творчески одаренных и способных учащихся автоматически снимаются.

Как известно, всем детям даны генетические задатки , которые в дальнейшем требуют развития и переходят в ранг способностей. Я считаю, что все дети талантливы и способны творить. Каждый ребёнок имеет свою направленность таланта. Нам нужно своевременно найти ниточку, которая приведёт к открытию этого дара. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.

Одаренными называют:

  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
  • детей, хорошо обучающихся в школе

Классный руководитель для одаренного ребенка:

  • является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
  • верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

В моей системе работы выявление детей с признаками одаренности начинается с первых дней моего общения с детьми. В основе поиска талантливых детей лежит метод наблюдения, тестирование, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В ходе диагностических исследований, субъективных оценок родителей, анализа успеваемости учащихся, продуктов их деятельности создаю базу данных учащихся с признаками одаренности

Как показывает практика, наиболее эффективный метод работы с одаренным ребенком – это индивидуальные работы с акцентом на его самостоятельную работу .Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебной дисциплин. Важным считаю тесное общение с учителями – предметниками с целью более конкретного и своевременного выявления академической одарённости.

Непосредственное отношение к развитию личности и одаренности ребенка имеет семья. Анализ работы показал, что при взаимодействии с родителями одаренных детей более эффективным способом работы является индивидуальное консультирование .

Таким образом, я стараюсь в ходе учебно-воспитательного процесса создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент времени может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей; провожу отбор среди систем методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления и творчества.

В моём классе один ребёнок состоит на внутришкольном контроле уже два года. Причина постановки – замечен в воровстве ещё в начальной школе. В прошлом году дети отвергали Никиту. Кроме этого, он сам не хотел идти на контактный диалог даже со мной.

Воспитанием ребёнка занимается мама, так как отец ушёл из семьи. Мама в свои школьные годы тоже была замкнута, друзей не было, конфликтна. Но кроме этого, я в беседе с ребёнком после того, как он совершил противоправные действия по отношению к однокласснице (припрятал мобильный телефон), поняла , что мама одобрила поступок сына. Когда мальчик решил отдать телефон, она приказала не делать это. И я увеличила плотность общения с мамой, бабушками и дедушкой.

В каникулярное время постоянно находимся на связи как с родственниками так и с подопечным. Никита стал более открытым, общительным с ребятами и со мной.

Мальчик исполнителен, хорошо рисует. Занимает в ученическом самоуправлении важную роль - аналитик по участию учеников в конкурсных программах. Проявил инициативу по выпуску газеты «Здоровье». Во всех мероприятиях класса и школы принял активное участие. Мама стала намного чаще приходить в школу, оказывать помощь при проведении акций, ярмарок, конкурсных программ и КТД.

В прошлом учебном году у Никиты были незначительные замечания и я думаю, что в этом году мой ребёнок будет снят с учёта.

Ежегодно ведётся документация по ВШК. Это «Дневник наблюдений», проведение включающий разделы работы с подопечным, ежедневные наблюдения, работа с родителями, занятость в каникулярное время, посещение кружков. Большое значение придаю планированию индивидуальной работы с мальчиком.

Проведение индивидуальных бесед с мальчиком:

  1. «Мои друзья»
  2. «Поведение на улице и дома»
  3. «Соблюдение правил внутреннего распорядка школы»
  4. «Взаимоотношения в семье»
  5. «Волшебные слова в общении с людьми»
  6. «Чужое - не моё»
  7. «Отношение к учёбе»
  8. «Посещение занятий»
  9. «Нецензурная брань»
  10. «Мир увлечений»
  11. «Несовершеннолетние»
  12. «Нарушение и наказание»
  13. «Десять нельзя»
  14. «Поведение в обществе»
  15. «Будущее творишь сам»
  16. «Режим дня»
  17. «Коллективное творчество»
  18. «Уголовная ответственность»
  19. «Нецензурная брань»
  20. «Своё не отдавай, но и чужое не бери»
  21. «Ошибки можно и нужно исправлять»

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ

В школе должна быть обстановка, в которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач. Через своё участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся, и развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

В прошлом году мои воспитанники, как впрочем, и все дети, прибегали «на доклад» о происходящем в классе. Я предложила детям собраться на внеочередное заседание и решить, как мы будем создавать систему самоуправления. Хочу заметить, что важнейшим элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование работы. На этом заседании дети были настолько по- взрослому серьёзны, что и решения были приняты почти «депутатские».

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Каждый ученик в моём классе должность выбрал сам и вот уже в течении двух лет честно выполняет свои обязанности.
Самое главное- нужно видеть даже самый маленький успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ

Как уже говорилось ранее, одно из направлений моей работы – «досуг».

В сентябре мы с детьми составляем программу действий. Все решения и пожелания детей учитываются, если они выполнимы. Трудно организовать поездки, краеведческие экскурсии, так как семьи детей не имеют достаточно средств, материально не обеспечены. Но мы нашли решение и прекрасно проводим свободное от учёбы время на природе, занимаемся физическим трудом, ведём поисковые работы и археологические раскопки.

Проводим на природе экологические субботники под девизом « Охрана природы- дело народа, твоё, моё, наше! ». Перед пикником всегда занимаемся расчисткой территории.

Ходили на рыбалку, за грибами, лекарственными растениями.

В каникулярное время встречаемся в школе, ходим в библиотеку, ремонтируем мебель в закреплённом классе.
Я приобщаю детей к исследовательской деятельности- работаем с живыми объектами в живом уголке. Большая работа проводится по озеленению кабинета. Дети с удовольствием пересаживают комнатные растения, ухаживают за рассадой, ведут наблюдения за растениями. Все вместе работаем и также вместе отдыхаем.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт

Сотрудничество с родителями учащихся может быть эффективным в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

Поэтому первоначальным этапом в работе считаю изучение семей учащихся.

Важна следующая информация:

  • общие сведения о родителях, бабушках, дедушках;
  • жилищные условия и материальное положение;
  • авторитет семьи у ребёнка;
  • уровень педагогической культуры родителей, образованность;
  • степень воспитательного воздействия родителей и других родственников на ребёнка;
  • семейные традиции и обычаи;
  • положение ребёнка в семье.

Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи я провожу анкетирование, беседы, тестирование, материалы детского творчества.

Родительское собрание является самой распространённой групповой формой работы с родителями. В прошлом году столкнулась с тем, что родители не хотят посещать родительские собрания. Ну, как говорится, если Магомед не идёт к горе, то…. И я пошла… После бесед с родителями стало понятно, что они, зная особенности класса, считали, что всё будет сводиться к разбору полётов. Поэтому считаю, что классный руководитель должен чётко уяснить, что родительское собрание – это в первую очередь обучение родителей с помощью теории и практики, а не унижение человеческого достоинства. В результате в течении двух лет посещение родительских собраний выросло от 30% до 90%.

В этом году были проведены тематические родительские собрания:

  • Первые проблемы подросткового возраста
  • Физическое развитие школьников
  • Анализ успеваемости учащихся класса за 1 семестр
  • Мы говорим о вашей Родине
  • Вредные привычки и как с ними бороться
  • Традиции семьи и их значение в воспитании.

Формы проведения разнообразны: лекции, практикумы, конференции, круглые столы, тренинги и т.д.

При общении с семьями соблюдаю следующие правила:

  • проявление к родителям каждого ученика предполагает уважение;
  • изучение семей должно быть корректным;
  • общение с родителями должно приносить благо для ребёнка.

В связи с этим хочется процитировать В.А.Сухомлинского, как ответ на то, каким должно быть успешное общение учителя и семьи :
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Для изучения семьи и ребёнка использую различные методики. Заслуживает внимания методика «Незаконченные предложения» (приложение ). Её я использую для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Заключается в том, что все участники отвечают на одинаковые вопросы - это позволяет определить причины конфликтов. Довольно интересные результаты дают рисуночные методы диагностики на одну и ту же тему, предлагающиеся детям и родителям.

Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить организацию жизни семьи, и своевременно оказать помощь во взаимопонимании.

Советую всем классным руководителям провести диагностику, используя сочинение - размышление. Родители и дети должны доверять классному руководителю, должны быть искренними. Темы размышлений могут быть разнообразны: «Мой дом- моя крепость», «Радости моего дома», «История моего рода» и т.д.

Другим аспектом сотрудничества с родителями является участие родителей в жизни класса, включающее в себя три направления:

  • психолого- педагогическое просвещение родителей, предполагающее следующие формы работы: индивидуальные и тематические консультации; конференции и тренинги; родительские собрания
  • вовлечение в учебно- воспитательный процесс: проведение дней творчества детей и родителей; помощь и участие при проведении мероприятий; посещение открытых мероприятий и уроков, внеклассных мероприятий
  • участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом: участие в работе совета школы; участие в работе родительского комитета.

Трудно переоценить значение родительского комитета в жизни класса. Мы выбираем на первом родительском собрании общим голосованием самых инициативных и деятельных родителей в состав родительского комитета. Они оказывают нам помощь в организации внеклассных мероприятий, в ремонте мебели и классной комнаты.

Следует отметить, что за два года у нас с родителями сложились очень тёплые, доверительные и честные отношения. Встречаемся часто в неформальной обстановке. Мы на равных, хотя возрастной контингент родителей разный. Семеро из них – мои ученики, и как в школьные годы, они продолжают доверять мне. Это дорогого стоит. Из совсем неорганизованного, разрозненного на группы коллектива сегодня имеем сплочённый коллектив единомышленников. И как результат, наши дети почувствовали себя уверенней: показатели уровня воспитанности и успеваемости возросли. Проблема поведения осталась, думаю, не на долго.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, УЧЕНИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВОВ, СЕМЬИ, ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими в коллективе. При планировании следует включать работу с педагогическим коллективом.

Основными составляющими сотрудничества являются:

  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей её повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учёт педагогами в учебной деятельности;
  • выявление степени развития учебных умений детей в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе;
  • организация дополнительных занятий по предметам;
  • помощь учителей в ликвидации отставаний по предметам.

В начале учебного года я приглашаю на классный час по организации учебно-воспитательного процесса учителей, библиотекаря, родителей. Это своеобразный «мини- педсовет». Каждый учитель предъявляет свои требования к учёбе, объясняет правила выполнения домашнего задания, контрольных работ. Эта работа позволяет создать более оптимальные условия для контроля учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся.

Веду постоянный контроль за успеваемостью учащихся и при ухудшении результатов принимаю срочные меры. Кроме запланированных для посещения уроков по предметам ,активно посещаю те, по которым качество знания падает, пытаюсь выяснить причины, веду дневнике. В дневнике фиксирую результаты беседы с учителями.

В конце каждой четверти рассылаю родителям «Лист радости». Он представляет из себя, по сути, экран успеваемости конкретного ученика. На родительских собраниях «разбор полётов» не практикую. Считаю это не корректным приёмом, а унижением. Данную информацию анализируем на индивидуальных консультациях. Мой класс не очень преуспевает в учёбе, но усилиями учителей, всё же активно принимает участие в олимпиадах и конкурсах. Победителей мало, но мы в начале пути.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены