РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.

Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.

Автор: Узбякова Светлана Анатольевна

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Успешная социализация - одно из условий подготовки современных школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.

Сущность работы учителя заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим знаниям, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.

Задачи, которые учитель ставит перед собой для приобретения обучающимися позитивного социального опыта:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности, начиная с раннего младшего школьного возраста;
  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Проведение работы для осознания детьми здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • Формирование толерантного поведения и правового сознания.

Социализация личности младших школьников наиболее эффективно протекает в образовательной системе детских общественных организаций, объединяющей воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор видов деятельности. В детской общественной организации социализация понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Инновационная форма

С 2013-2014 учебного года на базе 1 «Г» класса создана детская организация «Позитивчики», на базе 1 «В» класса «Мы - занковцы» для участия в проектах, в том числе и сетевых. Ведь проект – это не только совместная учебно-познавательная, но и совместная творческая или игровая деятельность учащихся, это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, а важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную деятельность. Осознание этого привело к пониманию необходимости использования метода проекта во внеклассной работе. Одним из первых проектов, в котором мы приняли участие, назывался "Моя семья - мое богатство".

Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.
Во втором классе (2014-2015 учебный год) наши организации поучаствовали уже в двух сетевых проектах "Путешествие в Игромир" и «Свет наш, Солнышко, скажи!». Количество участников команды возросло от 5 до 16 человек.

Продуктами учебной деятельности обучающихся стали презентация - страничка общей Энциклопедии игрушек и дневники наблюдений, исследований, экспериментов, на основе которых строилась презентация-отчет трех команд из разных мест проживания. На основе заполнения таблиц дети делали диаграммы и записывали выводы. Заполнялась коллективная Google-карта, на которой размещены метки - эмблемы команд. В описании к метке дети указывали ссылку на презентацию, сводку погоды в определенный день и фотографию природы своей местности в этот день.

Таким образом, у учеников формируются универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Проекты учат самостоятельности, инициативности, креативному подходу к решению проблем, толерантному поведению, развивают умения работать в команде, то есть способствуют развитию качеств человека 21 века. У детей возрастает желание узнавать новое, исследовать и соревноваться, творить. Всё это поможет ребёнку в дальнейшей жизни.

Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок учится приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.

Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Разнообразные формы деятельности помогают учащимся приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.

С 2013-2014 учебного года происходит апробация надпредметного курса «Мир деятельности», разработанного в рамках образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»).

На занятиях обучающиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

  • «Правила поведения на уроке»
  • «Правила работы в паре, в группе».

У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

  • Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
  • Семья – мой помощник в учении.
  • Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.

Одним из способов создания социально- психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации, является игра.
Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что во-первых, позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. Во-вторых, игра создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что «для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми».

Достижение воспитательных результатов в игровой деятельности обеспечивается формой игр с ролевым акцентом, участники которых действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету, свободно импровизируют в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.

Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся:

1. Дорога к человечности

  • Акция "Подари тепло своей души"
  • Праздник "Посвящение в лицеисты"
  • Классный час "Добрые взаимоотношения в классе"
  • В рамках реализации программы "Дружный класс. Без агрессии"
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Классный час "Агрессия и агрессивное поведение" (анкетирование)
  • В рамках реализации программы "Дружный класс. Без агрессии"
  • Классный час "Как улучшить взаимоотношения в классе?" (анкетирование)
  • В рамках реализации программы "Дружный класс. Без агрессии"
  • Обучение выбору адекватной стратегии поведения. Методика "Город разных точек зрения"
  • В рамках реализации программы "Дружный класс. Без агрессии"
  • Участие во Всероссийской акции "Весенняя неделя добра"

2. Наш дом-Россия

  • Классный час, посвященный Дню города
  • Классный час «Символика Российской Федерации»
  • Беседа «История моего имени и фамилии»
  • Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества
  • Экскурсия в Музей школы и Комнату Боевой Славы
  • Беседы лекторской группы Музея школы
  • Экскурсия в Музей Боевой Славы
  • Литературно – музыкальная композиция «День Победы – самый главный день!»

3. Отчий дом

  • Родительские собрания
  • Открытое мероприятие для родителей в рамках «Общешкольного Дня открытых дверей»
  • Совместные мероприятия: посещение Планетария, театров и музеев, Филармонии; поездки в г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Москва.
  • Встреча с родителем-гинекологом «Разговор о главном: девочки и мальчики».
  • Совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  • Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • Опора на положительный опыт семейного воспитания.

4. Живая планета

  • Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности
  • Выставка поделок из природного материала "Природа и фантазия"
  • Классный час " День защиты животных"
  • Классный час "Птицы зимой"
  • Акция "Помоги птицам" (изготовление кормушек для птиц)
  • Классный час "Всемирный день защиты Земли" (конкурс рисунков, стихов собственного сочинения)
  • Мини экологический проект "День цветов"

5. Счастливо жить - здоровым быть

  • Прогулки, веселые старты, игры на свежем воздухе
  • Радио-зарядка
  • Месячник по ПДД (конкурс рисунков по правилам дорожного движения, оформление уголка безопасности)
  • Классный час "Режим дня - основа жизни человека"
  • Проект "Здоровая семья - здоровая нация"
  • Беседа «Умеем ли мы правильно питаться?»
  • Классный час "Растем здоровыми" (профилактика инфекционных заболеваний)
  • Инсценированный классный час «О Сидорове Пашке – ужасном замарашке»
  • Классный час "Тренировка памяти"
  • Устный журнал "Хорошие зубы - залог здоровья"
  • Классный час "Мой поступок и мой проступок"
  • Спортивный весенний праздник "Весне - физкульт - ура!"
  • Инсценированный классный час «Школа светофорных наук»

6. Традиции храня и умножая

  • Праздник, посвященный Дню Знаний
  • Праздник, посвященный Дню лицеиста
  • Праздник "Минута славы"
  • Мастерская Деда Мороза (конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, снежинку, выставка рисунков о зиме)
  • Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества
  • Праздник «А ну-ка, девочки»
  • Классный час «Мамин праздник»
  • Классный час «День Космонавтики»

7. Путь в профессию

  • Классный час "Какие бывают профессии"
  • Выставка фотографий "Профессии наших родителей"
  • Викторина "Угадай профессию"
  • Конкурс рисунков "В мире профессий"
  • Встреча со специалистами различных профессий

Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, пдд); правил этикета; не умение решать конфликты. Для решения данных проблем реализуется программа «Дружный класс. Без агрессии».

В рамках реализации данной системы воспитательной работы проводились следующие мероприятия:

1. Социально-значимый проект «Безопасное детство – забота общая»

2. Акции:

  • «Помощь приюту животным»
  • «Помоги птицам зимой»
  • «Сдай макулатуру – помоги библиотеке!»
  • «Книги для библиотек Заводского района»
  • Благотворительная акция «Помоги им!» по сбору канцтоваров для воспитанников спецшколы г. Маркса.
  • Всероссийская акция «Весенняя Неделя Добра»
  • «Спасем дерево» в рамках реализации программы «Краски жизни»
  • Социально-значимая практика «Мы в ответе за тех, кого приручили».

3. Организация концерта и приобретение подарков для воспитанников ГОУ «Школа-интернат «2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

4. Благотворительная помощь воспитанникам ГС (К)ОУ «Школа-интернат №1 V вида»

5. Организация благотворительного проекта «Подари тепло души своей» для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей «Специальной (коррекционной) школы - интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» с. Сулак Краснопартизанского района Саратовской области.

Социализация изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

Литература
Асеев, А.А. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / А.А. Асеев. – М.: Просвещение, 1998. – 250 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди - м., Фаир-Пресс, 2002г.
Бондаренко Е.Ф. Для чего мы принимаем участие в сетевых проектах?
Валлон А. Психологическое развитие ребенка С.-Пб; «Питер», 2001г.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению Ярославль; Академия развития», 1996г.
Разживина Е.А. Замечательно, что есть ученики с "искоркой в глазах"!
Социальная педагогика-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.
Эльконин Д.б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте - «Вопросы психологии», 1971г. №1.

Узбякова Светлана Анатольевна22.02.2015 16280 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar