РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология коллективных творческих дел как инструмент достижения запланированных воспитательных результатов в условиях ФГОС

Технология коллективных творческих дел как инструмент достижения запланированных воспитательных результатов в условиях ФГОС

Э.Н Демьянова
МБОУ СОШ № 11, Александровский район

Ценности человека формируются при помощи семьи, друзей, средств массовой информации, искусства, и т. п. Но наиболее системно, последовательно и глубоко на духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка оказывает влияние школа, где обучение и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только учебная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребёнка. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем морально-нравственного состояния общества и государства.

Новая российская общеобразовательная школа в условиях новых стандартов должна стать одним из главных факторов, обеспечивающих социокультурную модернизацию российского государства.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны между собой. Школа первой ступени – важный этап в жизни маленького человека, так как изменяется его социальное положение, повышается потребность в самоутверждении, он всё больше и больше взаимодействует с окружающим миром.
Ребенок приходит в первый класс, уже имея какой-то жизненный опыт, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. Именно в этот период особенное значение приобретает правильная воспитательная работа по формированию детской личности.

Личный опыт работы показывает, что дети двадцать первого века, впервые севшие за парты, разительно отличаются от тех детей, что были пятнадцать – двадцать лет назад. Одни дети раскрепощены и эрудированны. Часто у таких детей встречается завышенная оценка своих знаний, игнорирование точек зрения других людей, неумение переживать и нежелание думать. Другие, наоборот, чувствуют себя изолированными и одинокими в классе, в силу разных причин (семейные неурядицы, социальное неравенство и т. п.). Изменилась социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей зачастую приводит к растрачиванию внимания на бесполезные, а порой даже вредные для жизни и здоровья, знания. Таким детям свойственно очень скудное общение со сверстниками.

Понятия «дворовые игры», «дворовые друзья» постепенно исчезают. Родители, бабушки-дедушки всегда ограничены во времени, им зачастую некогда заниматься воспитанием своих детей и внуков, что порой ведёт к тому, что дети не усваивают моральные нормы, нормы взаимоотношений с другими людьми. Дети становятся некоммуникативными, эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. Большинство современных детей по разным причинам лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества, бескорыстной помощи другим людям.

В своей педагогической практике часто сталкиваемся с нежеланием учащихся прийти на помощь однокласснику, с неготовностью пожертвовать своим личным временем для участия в социально значимом общешкольном или классном мероприятии, с неумением вместе решать возникающие проблемы.
Обозначив проблемы, решили строить работу по устранению и предупреждению данных негативных явлений у своих учеников не только через учёбу, но и через систему воспитательных мероприятий.

Ориентиром для работы стали разработка и создание воспитательной системы, направленной на развитие творческой, любознательной, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

В основу программы взята работа доктора педагогических наук, академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова «Коллективная творческая деятельность» (КТД).

Данная технология коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть: ребята сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т. п.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают.

Начиная работать с детьми 1 класса, считаем основной задачей – создание настоящего коллектива. Проводим тестирование детей, анкетирование родителей, находясь с ними в постоянном контакте, ведем наблюдения, стараясь быть в курсе всех событий, происходящих с детьми. Все мероприятия класса на протяжении всех четырёх лет готовим с использованием технологии КТД.

Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное – раскрывает творческие способности детей. Думаем, что раскрытие творческих способностей помогает ученику почувствовать себя раскрепощённым, особенно если ребёнок по своей природе застенчив, не уверен в себе. Однажды выступив перед аудиторией, ребёнок в дальнейшей жизни будет более раскрепощён, преодолев стеснение, ему будет проще общаться с товарищами, знакомиться с новыми людьми. Ребятам, часто выступающим перед публикой, легче адаптироваться во взрослой жизни.

В процессе работы по данной технологии создаем условия для:

  • проявления самостоятельности;
  • проявления активной гражданской позиции;
  • саморазвития и самореализации;
  • социализации личности в современных условиях.

Технология коллективных творческих дел оказывает большое влияние на личность каждого ребёнка, потому что является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, в то же время, являясь основным воспитательным средством. Считаем, что в КТД любой ребёнок может презентовать себя, показать себя как ответственного, исполнительного, инициативного, общительного, организованного ученика.

Девиз КТД технологии: «Все творчески, иначе – зачем?» Особенностью данной технологии является то, что дети и учителя выступают субъектами её применения в равной степени. В итоге – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми. У школьника развиваются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью.

Коллективное творческое дело выполняется общими усилиями всех учеников класса, предполагает постоянный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается вместе.

КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия.

Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:

  • познавательные – аукцион знаний, академия математических наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.
  • трудовые – «Книжкина больница», день самоуправления, трудовой десант, город искусных мастеров, фабрика игрушек
  • художественные – карнавал, день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.
  • спортивные – Олимпиада, остров приключений, турпоход, спортивные праздники.

Рассмотрим основные этапы технологии КТД:

1. Предварительная работа учителя. Целеполагание.

На данном этапе учитель ставит конкретные воспитательные задачи, намечает пути выполнения Дела, продумывает его содержание. Чтобы заинтересовать детей, учитель может провести анкетирование, беседу, игру в выборе дела и т.п.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

2. Коллективное планирование КТД.

Учитель выносит на обсуждение, как интересно провести Дело. Форма обсуждения может быть в виде «мозгового штурма», аукциона идей, деления класса на малые группы по 4-7 человек, чтобы каждый участник мог высказаться. В конце обсуждения выбираются наиболее интересные, полезные предложения. На данном этапе выбирают Совет Дела – временная инициативная группа, которая руководит подготовкой и проведением мероприятия.

3. Подготовка КТД.

Очень часто процесс подготовки мероприятия намного значимее по воспитательному влиянию, чем само Дело.

4. Проведение КТД.

Учитель должен поддерживать ребят, внушать им уверенность в своих силах, учить взаимовыручке, сопереживанию.

5. Коллективное подведение итогов КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела:

  1. Какими мы были?
  2. Что было хорошо? Что получилось?
  3. Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?
  4. Как нам жить дальше?

Ребята должны научиться делать выводы, в случае неудачи, уметь предвидеть их в будущем. Учитель должен помочь выработать конструктивное решение, похвалить тех, кто помог общему делу. Обсуждение может проводиться в виде «огонька» (общего собрания), анкеты, линейки с отчётами, «молнии», радио-, фото-, стенгазеты, и т. п.

6. Последействие.

На этом этапе учитель, по сути, анализирует результаты КТД, намечает новые перспективы, задумывается над новым КТД.

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое обязательно нужно заметить. Если один сделал костюм, другой - своими руками декорации, а третий использовал и костюм, и декорации в своей роли, то успех следует, конечно, разделить на всех. Это и есть коллективный успех.

В основе технологиии лежит ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Дружба, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура,

Безопасность.

Результаты работы при использовании технологии КТД:

  • При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу.
  • Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения.
  • Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от спо¬собности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях.
  • У детей появляется собственная точка зрения, они учат¬ся её отстаивать.
  • Дети научились уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом.
  • Ребята научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.
  • Повысился уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.

Педагогическая работа – процесс творческий. Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, надо всё время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но, одновременно ориентируясь и на ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников. И поскольку, не существует двух одинаковых личностей, двух одинаковых мнений, одинаковых школ и даже классов, то и результаты, которые мы получим, апробируя данную технологию, будут различными, но обязательно с положительной динамикой.

Библиографический список

  1. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. - Киров, 1990.
  2. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел.- М: Педагогика, 1989.
  3. Нечаев В.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2005.
  6. Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  7. Тузова В. С чего начать воспитательную работу в классе (из опыта работы)/ Воспитание школьников. — М.: 2004, № 7.
Демьянова Эльвира Наильевна23.02.2015 29620 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar