РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль педагога как воспитателя

Роль педагога как воспитателя

Автор: Руцко Ирина Геннадьевна

В воспитании ребёнка решающую роль играет окружающая его среда, в которой на первый план выступает семья и школа. Они должны объединить усилия с целью формирования высоких моральных качеств воспитанника, в соответствии с требованиями нашего общества. Регулярное и частое общение педагога с учеником и его родителями даёт возможность иметь представление о домашней обстановке и условиях жизни ребёнка. Такой контакт способствует оказывать влияние на формирование характера, взглядов, вкусов учащихся, расширять их знания и кругозор посредством прослушивания музыки и бесед на различные темы, развивая стремление к познанию прекрасного. Это возможно, когда педагог пользуется авторитетом у ученика во всех жизненных вопросах. Педагогу следует воплощать в себе те идеи и стремления, которые он хотел бы воспитать в ученике. Лишь тогда ученик чутко прислушивается к мнению и вкусам педагога, подражает ему в поведении, суждениях, иногда незаметно для себя усваивает некоторые привычки учителя. Личный пример педагога является самым сильным средством воспитания. Важно с первой встречи найти правильные интонации при общении с учеником.

На каждом уроке педагог должен ставить перед учеником конкретную задачу и указывать средства её выполнения, а также побуждать его к индивидуально-творческому поиску новых средств выразительности. Учащийся должен быть заинтересован работой, которая, в свою очередь, зависит от метода преподавания педагога.

Уроки необходимо делать понятными, интересными, разнообразными. Следовательно, успех работы определяется не только способностями ученика, но и теми условиями, которые создаёт педагог в процессе обучения. Это кропотливая работа, требующая терпения, эрудиции, любви педагога-воспитателя.
Вряд ли обучение будет успешным, если преподаватель не способен сам продемонстрировать ученику художественное исполнение пьесы или определённый приём, помочь ему чётко представить весь процесс технического освоения пьесы. Преподаватель должен хорошо владеть инструментом, т.к. детальное восприятие ученика основывается преимущественно на особенности подражать увиденному и услышанному.

Педагогу-музыканту необходимо много знать, много уметь и обладать высокими моральными и эстетическими качествами. Ему следует анализировать большое количество методик. Обучая, педагог должен непрерывно совершенствоваться, смело экспериментируя, следя за опытом педагогов-новаторов, улавливать каждое проявление творческой инициативы ученика.

Прежде чем выбирать репертуар, следует внимательно познакомиться с учеником: его данными, работоспособностью, устремлениями. Необходимо проанализировать звукоизвлечение учащегося с музыкально-эстетической, психологической, физиолого-анатомической и акустической точек зрения.

Во время занятий педагог обязательно должен использовать звуковые записи.

Педагогу необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. Заинтересованность ученика в занятиях.
Главное – вызвать эмоциональную реакцию ученика на слышимую и исполняемую им самим музыку. Ребёнок должен пережить радость от общения с прекрасным.

2. Сосредоточенность – залог успешного постижения материала.

Необходимо поставить ясную цель и сделать это таким образом, чтобы ученик умел сосредоточиться:

а) Сосредоточенность в занятиях музыкой – это прежде всего активное слуховое внимание к звучанию при игре собственной или другого исполнителя. Нужно внимательно вслушиваться в игру соучеников, прослушивать музыкальные произведения в звукозаписи и т.д., обращая внимание, по указанию педагога, на такие компоненты звучания, как качество, чистота, красота звука, его тембровая окраска, громкость, характер звучания. Постепенно ученик начинает сравнивать, критиковать, следовательно, у него воспитывается так называемое «критическое ухо». Это качество приобретается в процессе воспитания слуховой сосредоточенности при слушании музыки.
б) Затем педагог нацеливает слуховое внимание ребёнка на анализ звуков, извлекаемых им самим на инструменте, учит придирчиво вслушиваться в звучание, оценивая качество, и самостоятельно находить способы звукоизвлечения: посредством поворота медиатора относительно струны, большего или меньшего его прогиба при той или иной силе сжатия пальцами и т.д. Главное, чтобы ученик искал лучшее звучание, «включал» активный слуховой контроль. Не умея же слушать и критиковать свою игру, ребёнок и домой приходит без целевой установки исполнительской работы – посредством тщательного вслушивания шлифовать собственную игру.
в) Важно выучивание нотного текста ко второму-третьему занятию наизусть (по частям, при периодическом возвращении к нотам), иначе возникает боязнь игры без нот.

3. Необходимо таким образом давать задачу ученику, чтобы оставлять ему возможность самостоятельно решить её до конца дома. На уроке «пройти часть пути», а дома завершить работу. Суть педагогической работы состоит в том, чтобы как можно раньше исключить педагогическое влияние, оставив ученика наедине с собственными музыкальными представлениями, разбудить его пытливую мысль и направить на поиски своих средств выражения. Однако роль педагога заключается не только в том, чтобы разбудить интерес, необходимо создать устойчивый фундамент для дальнейшего роста.

Этим основанием являются:

  1. рациональная организация начальных игровых навыков;
  2. воспитание бережного отношения к авторскому тексту.

Ученику следует объяснить структуру произведения. Научить читать нотный текст так, чтобы уметь наиболее точно воспроизводить музыкальную мысль. Так, при игре песенок исполнитель должен улавливать стремление отдельных звуков к опорным и метрически, и по смыслу.

Затем у этих опорных долей можно будет выявить:

  1. частные кульминации по фразам;
  2. crescendo к кульминационной ноте;
  3. diminuendo после неё.

Анализируя структуру (фразы, предложения, части) музыкального материала, ученик оценивает произведение в целом, конструктивно намечая частные и общие кульминации, подготавливая центральные с помощью частных и таким образом определяя развитие музыкального материала в соответствии с замыслом композитора. Конструктивное постижение материала необходимо для быстрого и устойчивого запоминания музыкального текста. Важно построить урок так, чтобы максимально инициативным был ученик.

4. Урок должен состоять из различных видов музицирования:

а) исполнение гамм, этюдов, пьес;
б) исполнение простейших гармонических сочетаний в разложенном и аккордовом виде (желательно без открытых струн, аккорды одной аппликатуры). Сочетать совместное исполнение с учеником темы и аккомпанемента;
в) чтение с листа (включая дуэты);
г) ансамблевое музицирование с программными заданиями.

Исполнение музыкальных произведений на домре напрямую зависит не только от специфики инструмента, его выразительных особенностей, таланта исполнителя, но и от правильного обучения. Фиксируя внимание обучаемого на таких средствах выразительности, как артикуляция, динамика и агогика, следует помнить, что на практике они не существуют изолированно друг от друга, а применяются комплексно. Прорабатывая отдельно каждое средство выразительности, впоследствии объединяя их вместе, мы формируем у будущего исполнителя основы музыкальной культуры. Благодаря использованию метода анализа и синтеза исполнение учеником приобретает черты профессионализма.

Принцип доступности музыкальных произведений всегда должен сочетаться с остальными педагогическими установками. Не случайно во всех школах обучения на музыкальных инструментах на начальном этапе в репертуар включают песенную музыкальную литературу, близкую и понятную детям. Ученики первой ступени обучения воспитаны на отечественной эстрадной песенной культуре, на песнях детсадовского репертуара. Расширяя и развивая музыкальный вкус детей, мы должны опираться на уже существующее пристрастие их к определённым жанрам. Музыкальное произведение должно быть доступно и понятно ребёнку, радость приобщения ученика к исполнению произведения, которое волнует его душу, возможно, является главным стимулом для занятий.

Выстраивая уроки в определённой последовательности прохождения тем, надо помнить, что одной из главнейших задач, стоящих перед педагогом, является приобщение учеников к регулярным ежедневным домашним занятиям. Это требование должно быть обязательным, начиная с получения первоначальных двигательных навыков, и в дальнейшем, при умении использовать различные музыкальные средства выразительности.

Процесс приобщения учеников к систематическим занятиям сложен. В какой-то мере ребёнку приходится менять образ жизни, который может очень отличаться от дошкольного периода. Задача первого года обучения заключается и в том, чтобы определить, в какой мере эта систематическая работа по силам воспитаннику.

В процессе обучения необходимо держать под контролем заинтересованность воспитанника занятиями. Ситуация, когда ученик делает заметные сдвиги, может сравнивать сегодняшний момент владения инструментом с периодом, допустим, месячной давности, является главным стимулом для поддержки заинтересованности в занятиях.

Воспитание подрастающего поколения на высокохудожественных образцах – одна из важнейших задач в деле подъёма общей культуры молодёжи.

Руцко Ирина Геннадьевна29.03.2015 8930 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar