РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание у детей, находящихся в социальных учреждениях, любви к природе

Воспитание у детей, находящихся в социальных учреждениях, любви к природе

Я работаю воспитателем в государственном бюджетном стационарном учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». И передо мной встает задача, как воспитывать в моих воспитанниках людей, которые в будущем по-настоящему будут любить, беречь природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать, сохранить природную среду. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех дома.

Но проблема еще в том, что в основном в наше учреждение попадают дети в лучшем случае в возрасте 7-8 лет, но чаще старше. Дети в основном приходят из социальных семей, у них множество своих проблем. Мы общаемся с детьми, которые находились в опасной жизненной ситуации, помимо задержки интеллектуального развития у детей–сирот формируются сложные нарушения в эмоциональной сфере – затруднение в общении, эмоциональное оскудение.

Быстрая утрата побудительных мотивов к какой–либо деятельности, апатия, понижение активности или наоборот – гиперактивность.

В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются. Многие дети, поступающие в детские дома и школы–интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Поэтому наша задача во многом усложняется. Из моего опыта, я встречалась с вновь поступившими в центр детьми, конечно такие были единицы, но все же были, которые на первый взгляд казались очень добрыми, отзывчивыми. Они не могли пройти мимо бездомной кошки не покормив ее, просто не сказав ей приветливое слово, приводили всех бездомных собак, приносили птенцов ласточек, якобы выпавших из гнезда. И первое время действительно заботились, ухаживали за питомцами, кормили, мыли их. Но делали в основном потому, что не чувствовали заботу, любовь в своей «бывшей» семье к себе, а общаясь со своими питомцами пытались заполнить внимание и заботу, когда то не данную им самим их близкими. Их питомцы были для них игрушкой, они не дали себе отчет, что несут ответственность за их судьбу. И забота о своих питомцев им быстро надоедала, и как оказалось ужасная правда, что приносили вовсе не выпавших птенцов, а взяв их из гнезда, потому, что в тот момент этому ребенку просто очень хотелось о ком-то заботиться.

Педагогу в каждодневном общении с таким воспитанником надо его равнодушное, показушное его отношение к питомцу изменить, помочь, чтобы они стали настоящими друзьями. И я понимала, что только в коллективе вместе с другими детьми, мы могли помочь таким воспитанникам снять с себя этот груз жестокости, бесчеловечности, стать им добрее, отзывчивее. А самое главное дать ему так необходимое и самое главное, чувство нужности его жизни для других, любовь, дружбу, понимание, сопереживания. И при этом обязательно дать понять ребенку, что от его действий, поступков зависит не только окружающая природа, но и его собственная жизнь, дать понять, что наше существование не может быть вне самой ПРИРОДЫ. Понятно, что перевоспитать такого ребенка, обозленного, не верующему в добро, не просто. Но только любовью, добротой, заботой о ребенке и положительными примерами других с этой трудной задачей справиться можно.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных воспитанникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.
  1. Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники).
  2. Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы на участке.
  3. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, что¬бы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных со¬обществ. Но, к сожалению, во время прогулок на природу встречаются взрослые люди, которые относятся по варварски к окружающей природы, мы с детьми не раз выходя в походы в лес, убирали за такими «отдыхающими». Но я знаю, точно что все мои воспитанники не оставят пакеты, банки – мусор, а аккуратно соберут в пакет и вынесут все или в ближайший мусорный бак, а если такого не окажется рядом, то возьмут с собой до ближайшей мусорки.

С детьми младшего возраста я провожу занятия на которых, расширяю и уточняю представления детей о растениях, домашних и диких животных, о сезонных изменениях в природе. Учу наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, воспитываю через поэзию, литературу, личную наблюдательность при проведение прогулок в парке, лесу любить природу родного края, России. На практических занятиях учимся вместе с детьми ухаживать за растениями, вместе радоваться появлению первых побегов, бутонов.

Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними. Закреплять представления детей о растениях. Учить различать новые растения.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рас¬сказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различ¬ной деятельности (отражать в игре, ухаживать за животными и растениями). Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологи¬ческой культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе.

Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность диктуется современными условиями.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. На одном из воспитательских занятий мы с детьми вместе составили правила поведения человека в Природе:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

  1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом, в зоопарке: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых людей.
  2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть цветы.
  3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
  4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
  5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор, стеклянную и пластмассовую посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. Могут погибнуть звери.
  6. Запомни зайдя в лес мы попали в гости и должны уважать правила хозяев.

С детьми мы проводим акции «Помощь птицам зимой», весной дети ухаживают и высаживают цветы на клумбы, занятие « Лесная опушка» (знание лесных растений, цветов), занятие-рисование «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…», проводили конкурсы сочинений « Наши друзья животные» и т.д., корекционно-воспитательские занятия на тему: «Экология нашего дома», « Сокровища земли», игра « Угадай цветок», « Мир природы» и т.д
Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Хочу представить сочинение моей воспитанницы учащийся коррекционной школы 8 вида.

Невыдуманная история

Порой кажется, что животные намного лучше умеют ценить оказанное им добро, чем люди…

А рассказать я хочу вот о чем…

Был серый, безрадостный, не дождливый день. «Уж лучше бы был дождь», - думалось мне. Ведь грустить в дождь намного легче. Я думала о прошедшем дне, который так сильно, хоть я и не догадывалась на сколько, изменит мою жизнь. Вчера я слышала мамины многочисленные разговоры с какими-то людьми, крики, ссоры. Мне 9. И я все понимаю.

За окном природа все-таки издала свой облегченный вздох, и мощные капли дождя застучали по карнизу. На противоположной стороне я видела шайку бездомных собак. Их было немного, но их все боялись. Ходили слухи, что когда-то они были чьи-то, но уж слишком жестоко обращались с ними люди, и они стали уличными и злыми. Неподалеку с ними я увидела контейнер с мусором. Ничем не приметный с первого взгляда. Да и как вообще мусор может быть приметен? Все это находилось прям перед моим окном, потому я видела все отчетливо: пакет или сверток, довольно-таки помятый. Рыжий. Это кот! Ну да, все, верно, котенок! И действительно: маленькое рыжее существо высовывало свою маленькую хитрую мордочку. Через несколько секунд он выпал, забавно пытаясь ухватиться за банки, бутылки или хотя бы край контейнера: за все, что попадалось под лапами.

Дождь постепенно застилал город. По тучам можно было сказать, что он затянется и не на час. Капли становились больше. Вдалеке начинал грохотать гром. Изображение становилось размытие и я уже еле-еле различала мохнатого. Пытаясь скрыться от дождя или ища мать, рыжик беззаботно прыгая и дружелюбно помахивая «крысиным» мокрым хвостиком, побежал навстречу собакам…

Все было как в тумане… Я со скоростью спринтера выбежала на улицу. Те четыре этажа, которые мне тягостно приходилось преодолевать каждый день, показались как один. На улице было невозможно находиться, и я удивлялась тому, что если уж не собаки, то как дождь до сих пор не убил его. Собаки заметили добычу. По хвосту и глазам можно было отчетливо видеть, что они явно не настроены на дружескую беседу. Схватив палку и взъерошив волосы, я ринулась в бой. Казалось, моего вида хватило, чтобы испугать собак. А настроена я была воинственно. Они убежали, но подлая шавка успела прокусить мне руку. Я взяла рыжего малыша на руки и отнесла домой.

Мое настроение улучшилось, и я даже приободрилась. Замотав руку какой-то тряпкой, я отправилась с котенком в ванную. Десяти минут мне хватило на то, чтобы привести нас в порядок. Вытерев котенка полотенцем, я оставила его сушиться около батареи. Когда, выходя из комнаты, я обернулась посмотреть на него, то он казался много больше своих размеров. Пушистый, круглый комочек. «Какой он толстый, » - подумала я. С фантазией у меня не очень хорошо, решила так и оставить. «Буду звать тебя Толстый» - весело кинула я ему. Целый день я возилась с ним. Расчесывала, играла, утащила из холодильника немного молока.

Прошла неделя. Толстый ни на шаг не отставал от меня. Цеплялся за ноги, когда я собиралась в школу, плакал, если я не пускала его к себе на ночь, жадно требовал моего внимания, когда занималась уроками. Одинокими вечерами, мы как неразлучные друзья, сидели вместе разделив на двоих один бутерброд с моей и Толстого любимой колбасой: докторской. В каком бы я ни была настроение: смеялась, грустила, плакала или сердилась – Толстый неизменно был рядом, своим мурчанием поддерживая меня в трудные времена.

Прошло много лет, сейчас смотрю на этого рыжего разбойника, который чутко спит рядом, охраняя меня. Я люблю его. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, насколько животные умеют ценить оказанное им добро. Хотелось бы, чтобы люди оставались такими же… Несмотря на свои горести и печали, оставались добрыми и заботливыми, а самое главное научились ценить. А не были теми уличными собаками, от которых мне пришлось спасать моего друга.
А вот имени своего, Толстый, не оправдал. Вырос здоровый и худющий котяра.

Чернявская Елена Николаевна16.04.2015 6880 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar