РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Житие Сергия Радонежского глазами человека ХХI столетия

Житие Сергия Радонежского глазами человека ХХI столетия

Автор: Яроцкая Екатерина Петровна

Семьсот лет отделяют нас от Сергия Радонежского, а разговоры о нём не утихают. Кто он такой и почему жизнь его так волнует людей? Он Преподобный, святой, русский святой. Одно из значений слова «святой» - заветный, истинный, величественный и исключительный по важности. По нашему мнению, это характеристика именно Сергия Радонежского. Именно он, его жизнь исключительно важны в век двадцать первый.

Современное общество поразила страшная болезнь – чёрствость души. Если мы будем сначала просто не обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное качество – способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробиться мольбам о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека. Добро воспитывает и возвеличивает его, злость и равнодушие унижают и уничтожают. Чтобы этого не произошло, нужно искать уроки в истории своей страны, обращаться за помощью к предкам. Одним из них и является Сергий Радонежский. «Входя…скромным мальчиком Варфоломеем, он ушёл одной из величайших слав России. Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских»[1, с.192].

Вспомним жизненный путь Сергия. Родился он в семье бояр Ростовских Кирилла и Марии. Родители, хоть и бояре, жили просто, были люди тихие и спокойные. Сергий (тогда ещё Варфоломей) с детства знал простой труд и, конечно, не был барчуком. Этот факт очень важен для понимания личности Сергия. Именно в семье воспитывалось уважение к труду: «…он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело – этою чертой отмечена вся его жизнь» [1, с.194]. В возрасте семи лет Варфоломей был отдан в церковную школу учиться грамоте, но наука ему не давалась, как он ни старался. Мальчик, конечно, был очень огорчён, молил Бога о помощи, но всё напрасно. Варфоломей бродил по полям, в лесу в одиночку, мечтал, что жизнь его изменится, и он сможет одолеть грамоту. Однажды он встретил старца и рассказал ему о своих бедах. Тот «… вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел есть…Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей».[1, c.195 ] И действительно, учение пошло. Варфоломей овладел грамотой. Почему это произошло? Да потому, что ему был предначертан совсем другой путь, и старец черноризец увидел это и помог мальчику. Не в способности к наукам его сила, а в непосредственной, живой связи с Богом. Очень поучительный момент в биографии Варфоломея: он не ожесточился, а смиренно принял неудачи. У каждого человека своё предназначение, не следует отчаиваться из-за бесталанности, а нужно идти вперёд, искать свой путь, овладевать другими навыками, и, вполне вероятно, вы проявите недюжинные способности там, где другим не удавалось. Это важно знать юным, верить в свои силы. Так гений мальчика Варфоломея вёл его тем путём, где менее всего нужна наука. Он любил службы, церковь, чтение священных книг. Варфоломей нашёл своё, его ведёт призвание. Становится аскетом, хотя никто его к этому не принуждал, «…если же бедняка встретит, отдаст последнее» [1. c.196].Снова чрезвычайно важный факт биографии Варфоломея, говорящий о его доброте, сердечности. А его отношения с родными? Он был почтителен с отцом, матерью, братьями, жил духом родного дома. Варфоломей просился в монастырь, но отец сказал: «…твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмёт нас отсюда; вот проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе».[1, c.198]

Юноша послушался. Только после смерти родителей он с братом Стефаном уходит в леса недалеко от Хотькова. Братья построили церковь во имя Св. Троицы. Жили очень тяжело, и младший оказался сильнее духом, а старший Стефан ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь. Живший недалеко от пустыни игумен-старец Митрофан постриг юношу, и Варфоломей стал именоваться Сергием, с этим именем он и вошёл в Историю. Началась жизнь отшельника, суровая, трудная. «Полный дух. Св. Троицы вёл его суховатым, одиноко-чистым путём среди благоухания сосен и елей Радонежа» [1, c. 203]. Но слухи о пустынничестве Сергия шли, и стали являться к нему люди, просили взять к себе. Сергий отговаривал, указывал на трудность жизни, на лишения, но всё-таки уступил. Построили двенадцать келий. Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример, был первым и на службах. Монастырь рос, братья желали, чтобы Сергий стал игуменом, на что он ответил: «Желание игуменства…есть начало и корень властолюбия»[1, c.204] Этот факт характеризует Сергия как человека, очень требовательного к себе. Он, став игуменом, духовником и водителем душ, несмотря на свой сан, не гнушался никакой работы, потому что был скромен.

Долгий путь самовоспитания, аскезы, самопросветления приводит его к чудесам. В самых чудесах преп. Сергий старается умалить себя, принизить свою духовную силу. Исцелив ребёнка, которого считали мёртвым, он говорит отцу: «Прельстился еси, о человече, и не веси, что глаголеши: отроча бо твоё, носящу ти его семо, на пути студенью изнемогши, тебе мнится, яко умре. Прежде бо общего воскресениа не можно есть ожити никому же» [2,c.253]. Так же происходит и в истории с источником, который появился из земли благодаря молитвам преп.Сергия. Братья хотят назвать его Сергиевым, на что он отвечает: «Яко да никогда же не слышу от вас моим именем источник он зовущ: не бо аз дах водою сию, но Господь дарова нам недостойным» [2,c.253]. Такие исцеления, и облегчения, и чудеса широко разносили славу преп.Сергию, но он оставался по-прежнему кротким и покойным утешителем, наставником, был равнодушен к благам до самой смерти.

Жил преп.Сергий в трудное время татарщины, и именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой: «…за имя Христово, за веру православную подобает душу положить и кровь пролить…Бог не попустит им одолеть нас».[1, c.231]. Преп.Сергий подымал свой крест и свой негромкий, но правдивый голос только за дела правдивые. За полгода до смерти он уже знал о ней и передал управление обителью Никону. И в последнюю минуту оставался прежним: завещал похоронить себя не в церкви, а на общем кладбище, среди простых. Но эта его воля не была исполнена, братия положили останки преподобного в церкви.

Вернёмся к нашему времени… Общество поражено душевной чёрствостью. Люди находятся в постоянной суете ради призрачного ненасытного благополучия, тем самым опустошая свою жизнь. В стороне остаётся куда более важное. А прежде всего нужно заполнять жизнь человеческой добротой и заботою о других, которые так нуждаются в твоей заботе. Примером служения людям является жизнь преп.Сергия Радонежского. Чистотой, простотой, выдержкой и кротким спокойствием, гармонией веет от облика преподобного. Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере. Молодое поколение нужно знакомить с преп. Сергием, учить различать истинные ценности от ложных. Не нужно каждому становиться аскетом и отшельником, но нужно научиться уважать других, уметь и стремиться трудиться, любить свою Родину. Этому всему и учит Преподобный Сергий Радонежский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сборник статей. Житие Сергия Радонежского.- М.: Советская Россия,1991
  2. Святые Древней Руси. Федотов Г.П.- М.: Московский рабочий,1990, гл.8
Яроцкая Екатерина Петровна21.04.2015 6060 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar