РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа духовно-нравственного развития учеников на занятиях исследовательского кружка «Истоки»

Программа духовно-нравственного развития учеников на занятиях исследовательского кружка «Истоки»

Морозова Светлана Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Красносельская СОШ им. Героя Советского Союза М.Д.Цыкина

Нравственность – духовные качества, которыми руководствуется человек; принятие на себя ответственности за свои поступки.
Духовность – это глубочайшая человечность.
Д.С.Лихачев

Пояснительная записка.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование гражданской позиции школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны, образовательных учреждений. Развитие духовно-нравственного воспитания обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ. Особое внимание уделяется дополнительному образованию, так оно должно воссоединить светское и духовное образование детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская. Приобщение ребёнка к христианской культуре не только необходимость, но и наш долг, как перед прошлыми поколениями России, так и перед вступающими в эту жизнь.

В системе образования нельзя не уделять особое внимание краеведению, так как оно воспитывает преданность своей Родине и находится в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным воспитанием.

Также необходимо помнить, что перспективы прогрессивного развития российского общества во многом зависят от наиболее полного раскрытия творческих способностей каждого его представителя. Образовательная инициатива Президента РФ «Наша новая школа» предполагает раскрытие личностного потенциала учащихся. Задача школы - увидеть, разглядеть в каждом ребенке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к раскрытию творческих способностей.

Программа исследовательского кружка «Истоки» составлена с учетом социального заказа общества по духовно-нравственному воспитанию подростков и молодёжи.

Цель программы: формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа; развитие творческих способностей каждого ученика.

В реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать интерес к истории малой Родины.
  4. Выявлять и поддерживать детей, склонных к исследовательской деятельности.
  5. Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Реализация программы основана на следующих принципах:

  • духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания);
  • социальной адекватности;
  • индивидуального подхода к каждому ученику;
  • создания воспитательной среды;
  • добровольности.

В деятельности кружка используются следующие формы работы с детьми:

  • лекционные и практические занятия;
  • тематические и творческие вечера, праздники и мероприятия;
  • беседы;
  • экскурсии, встречи;
  • исследовательская и проектная деятельность;
  • индивидуальные консультации;
  • работа в творческих группах;
  • создание презентаций;
  • творческие отчеты.

Основные направления:

1. Духовно-нравственное («Духовное наследие моего родного края»)

2. Краеведение:

  • изучение истории родного села, района;
  • изучение литературного наследия;

3. Развитие творческих способностей учащихся.

Работа кружка основана на исследовательском методе обучения, основу которого составляет организация познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Необходимость обращения к данной форме обусловлена следующими причинами:

  1. исследовательская деятельность прописана в Стандарте образования, устные экзамены по русскому языку в 9, 11 классах предполагают защиту проекта как одного из видов аттестации;
  2. исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
  • учебно-познавательная (знания и умения организации и целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов и информационных технологий);
  • коммуникативная (развитие умения общения с людьми, навыки работы в группах, умение быть толерантным, презентовать результаты своего труда и т.д.);
  • компетенция личного самосовершенствования. Нормативно- правовое обеспечение программы:
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • Краевая целевая программа «Духовно- нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и возрождение семейных традиций в Краснодарском крае на 2007- 2010 гг.»;
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

Этапы реализации программы:

  • 2008- 2009 гг.- организационно- аналитический, формирующий этап
  • 2009- 2010 гг.- корректирующий этап
  • 2010- 2011 гг.- итоговый этап.

Темы выполненных учащимися исследовательских и проектных работ в 2009-2013 учебных годах:

  1. «Моей школе 40 лет!»
  2. Литературная композиция «Его стихи просты и задушевны…» (о жизни и творчестве поэта-земляка А.М.Сазонова).
  3. «Этимология фамилий моего села Сосновка».
  4. «Церкви Выгоничского района».
  5. «Древнерусская иконопись»
  6. «Почему избу рубят?»
  7. «Чичиков был толст или тонок?» (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
  8. «Доспехи былинных богатырей» (по картине В.Васнецова «Богатыри»).
  9. «Этимология фамилий моих одноклассников».
  10. Информационный проект «Эх, дороги…», посвященный подвигу водителей- воинов в Великую Отечественную войну..
  11. Литературно-музыкальная композиция «Я обещал вернуться, мама…», посвященный погибшему в чеченской войне солдату С.Ярыгину.
Морозова Светлана Дмитриевна19.08.2015 9300 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar