РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Русские национальные традиции в физическом воспитании современной молодежи

Русские национальные традиции в физическом воспитании современной молодежи

Башкирова Н.Ю.;
Учитель физической культуры
МБУ лицея № 19 г.о. Тольятти

Сегодня, очень много говорится о возрождении культурных и духовных основ самосознания многочисленных народов, населяющих Россию. Но очевидно, что духовное и нравственное здоровье самым тесным образом связано со здоровьем физическим, основу которого надо закладывать с раннего детства. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации, находя свое отражение в многочисленных массовых народных видах спорта, состязаний и игр.[7]

Народные игры пришли к нам издревле. В старину жизнь не была богата развлечениями. Люди много работали, чтобы прокормить себя и свою семью. Зато, в праздники стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда. Все, от мала до велика принимали участие в торжествах. Играли, состязались, участвовали в забавах или были просто зрителями кулачных боев, плясок, танцев и других массовых зрелищ.

На ярмарках и гуляниях можно было увидеть состязание силачей в поднятии тяжестей и толкании бревна, перетягивание каната, бег в мешках и ходьбу на «ходулях». Популярностью пользовались бои на бревне, когда два участника ударами мешков старались выбить соперника из равновесия.
Все это нам и сейчас знакомо. Живы наши национальные традиции, сохранились со времен глубокой старины, переходя из поколения в поколение, сохраняя и приобретая все самое лучшее.

Так П. Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания рассматривал народные виды спорта и игры, как одно из лучших средств физического развития и воспитания. Считал необходимостью включать народные игры в обязательную программу по физической культуре для всех образовательных учреждений. Для их проведения не требуется ни дорогостоящее оборудование, ни специальное помещение и снаряжение. Они доступны всем и подходят для занятий в любых условиях.

Наиболее популярной и интересной национальной забавой дошедшей до наших дней является «Русская лапта».

«Русская лапта» - одна из самых древних национальных игр славян. Упоминания о ней встречаются в памятниках древней письменности, а при раскопках древнего Новгорода было обнаружено немало мячей и сама лапта – палка-бита, давшая название игре. Не раз находили предметы для игр в лапту норвежские археологи. Судя по всему, грозные викинги переняли эту игру у славян.

Ни один праздник на Руси не обходился без игры в лапту наряду с кулачными боями. Играл в лапту Петр-I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной Армии эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с тридцатых годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России. В 70 – 80 годы прошлого столетия интерес к игре опять упал. И только в 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации – Федерация Русской лапты России.[5]

Игры похожие на лапту, есть и у других народов мира: крикет – в Англии, бейсбол - в США, песо-поло - в Финляндии, шлагбал - в Германии. Например, крикет в Англии до сих пор пользуется большой популярностью и имеет статус национальной игры. А любовь американцев к бейсболу всем известна. Это спорт №1 в стране. И 1986 году на сессии МОК бейсбол был включен в число олимпийских видов спорта.

Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой. И кто начал заниматься народными видами спорта и играми, тот не перестанет это делать никогда.[4, с.45]

Игра является прекрасным средством для развития физических качеств, необходимых человеку. Она имеет неограниченные возможности разностороннего воздействия на молодое поколение. Элементы игры и саму игру можно использовать как в общефизической, так и в специальной физической подготовке на занятиях в школе, в институте или просто на отдыхе, развивая скорость, быстроту реакции, точность, игровое мышление, концентрацию внимания и навыки командной игры.

О значении игры очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн: «Это народная игра – одна из самых полезных и интересных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, острый взгляд, твердость удара и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!»

Содержание игры: игроки делятся на две команды, одна из которых находится в поле, другая в «доме». Игрок подающей команды ударом биты посылает мяч как можно дальше в поле и пытается сделать пробежку до линии «кона», находящегося на противоположной стороне площадки и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. Игрок, выполнивший удачную пробежку, получает командные очки. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Лапта доступна всем. В нее могут играть как взрослые, так и дети. В игре может участвовать целый класс, а могут быть только двое играющих. Лапта полезна и интересна и как игра семейная, где каждый член семьи получает посильную нагрузку. Пусть, например, папа показывает свою силу и ловкость, послав мяч ударом биты как можно дальше. А у шестилетнего ребенка будет своя задача: подобрать упавший мяч и попасть им в старшего брата, выполняющего перебежку по полю.[2, с.34]

Инвентарь для игры очень прост – бита, то есть лапта (от слова лопасть) и небольшой мячик, можно теннисный. Желательно иметь несколько запасных мячей яркого цвета – будет легче найти в траве, если игра проходит на открытой площадке. В качестве биты используют круглую палку с ручкой, длинной от 50 до 100-120 см. Начинающие, чтобы легче было освоить подачу, играют плоской дощечкой.

Площадкой для игры в лапту может быть футбольное поле или поляна в лесу, то есть любое открытое ровное пространство, а так же спортивный зал, если игра проходит в ненастную погоду. Для спортивной игры площадка должна быть 60х35 м., для игры классом, группой или семьей, площадка может быть намного меньше, в зависимости от количества, возраста и физической подготовленности играющих, а также от выбранной разновидности игры.

Разметка площадки, также зависит от выбранного варианта игры. Границы площадки обозначаются яркими знаками, которые хорошо видны из далека. Для спортивной игры существует постоянная разметка. В остальных случаях разметка может меняться даже в ходе игры, если она не устраивает играющих. Однако, подобные вопросы решаются с общего согласия.

Лапта – универсальная и демократичная игра, подходит для любого контингента играющих. Существует большое множество вариантов игры. Любая играющая группа по своему усмотрению может менять правила, и технические элементы. Исключение составляет только спортивная игра, являющаяся видом спорта.

Большое многообразие вариантов «Русской лапты» описывает в своей книге «Играйте в лапту» В.М. Григорьев. Вот некоторые из них:

  • «Вольная лапта» - это не командная игра, каждый играет единолично. Участников может быть от 2 до 12 человек любого возраста, начиная с младшего школьного. Конечно, дети уступают в физической подготовке и ловкости взрослым, особенно заметно, когда играют семьями. В этом случае для малышей делают специальную разметку, добавляя промежуточный «кон», что позволяет им более успешно выполнять свои роли в игре. «Вольная лапта» - это полная свобода выбора действий, которая достигается коллективным решением. Принятые совместные договоренности неукоснительно принимаются и выполняются всеми участниками игры.
  • «Большая лапта» считается еще более увлекательной и интересной игрой. Ее часто называют «Русской лаптой» за характерные признаки, свойственные русскому народу.

От «Вольной лапты» «Большая лапта» отличается, прежде всего, тем, что это командная игра, где от сплоченности, взаимовыручки и поддержки друг друга зависит итог игры.
Играть в «Большую лапту» могут от 6 до 30 человек. Конечно, эта игра предназначена для подростков и молодежи. Однако, во время отдыха, где-нибудь на лесной поляне или берегу реки можно играть и всей дружной семьей, где всегда найдутся подходящие роли и детям 5-6 лет и более старшему поколению. Каждый найдет свое место в игре, если капитан команды сумеет рационально и умело распределить обязанности каждого игрока, в соответствии с его возрастными данными и подготовкой. Поэтому, успех игры во многом зависит от удачного выбора капитанов, с давних времен называемых «матками». В капитаны выбирают хороших организаторов, способных умело руководить командой.

В «Большой лапте» нет точного подсчета очков, и не выявляется победитель. Побеждает то одна команда, то другая. Но играя в лапту, человек надолго хранит в своей памяти интересные моменты, курьезные случаи, происходящие с ним во время игры.

«Город за городом» - разновидность лапты. Для этой игры требуется специальная разметка площадки (15х30м.), где три угла (1х1) – это «малые города», а четвертый (4х4) – большой город. Состав команды от 6 до 30 человек, не моложе 9-10 лет, потому что, эта игра требует от игроков хорошей физической формы, организованности и самоконтроля.
Игра «Город за городом» очень похожа на американский бейсбол. Аналогично совершаются пробежки по пунктам, именуемых базами, отсюда и название – «бейсбол».

«Свечи» - Это игра индивидуальная, в ней нет команд, отсутствует и «пробежки по полю, а всего лишь выполняются подачи - свечи. В нее играют при недостаточном количестве участников или когда нет потребности в активных действиях. Можно использовать эту игру в качестве тренировки подач перед «Большой лаптой».

«Спортивная лапта» - это уже вид спорта. В 1958 году спортивным обществом «Урожай» был организован первый чемпионат РСФСР по лапте. На основе правил игры «Большая лапта» специально разработаны правила соревнований, главное отличие которых состоит в том, что в «Спортивной лапте» ведется командный подсчет очков.

Чтобы достигнуть в лапте спортивных успехов или просто получить от игры пользу и радость, надо овладеть ее почти в совершенстве. На первый взгляд технические приемы этой игры совсем не сложные, большинство совпадают с приемами многих других игр: бег, увертывание от мяча, метание мяча в цель, ловля и передача мяча между игроками т. д. Особенность состоит в малых размерах мяча. В связи с этим для подготовки к игре нужно специально упражняться в ловле и метании малого мяча.[4, с.4]

Самым же трудным приемом в лапте является подача мяча в поле ударом биты. На первый взгляд это сделать несложно, однако, после первой же попытки понимаешь, что требуется хорошая техническая и физическая подготовка, чтобы стать настоящим мастером – метальщиком. Для этого можно использовать следующие упражнения, которые советует В. М. Григорьев:

  1. Стоя у глухой стены, подбрасывайте мяч и отбивайте в сторону стены. Можно играть вдвоем, по очереди выполняя роль подавальщика.
  2. Двое игроков становятся напротив друг друга на расстоянии 15-20м. и с собственного набрасывания игрок отбивает мяч в сторону партнера. Другой игрок ловит мяч.

В лапте необходима хорошая тренированность кистей рук и пальцев, что бы умело управляться с малым мячом. Укрепить их помогут упражнения и игры с таким мячом. К надежными средствами тренировки относятся народные игры:

  • "Поднебески" - играющий подбрасываю мяч вверх, и ловят отскочивший мяч от земли.
  • "Свечки" - играющий подбрасывает мяч на небольшую высоту и ловит его, затем, высота подброса увеличивается. При подбросе на максимальную высоту, не поймавший мяч, уступает очередь другому игроку.
  • "Лапта без биты" - Один игрок подбрасывает мяч над головой. В это время все остальные игроки, стоящие пот кругу, по сигналу меняются местами. Водящий ловит мяч и бросает его, стараясь попасть в любого из «перебегающих». «Осаленный» игрок сменяет водящего.

Лапта настолько многогранна и вариативна, что сами игроки могут придумать множество остроумных и полезных упражнений для закрепления навыков игры. Однако, процесс овладения техническими приемами игры сложный и трудоемкий, значит, требуется опытный руководитель - педагог, который всегда поможет ценным советом, исправит ошибки в технике, подскажет тактические приемы. Лапта очень динамичная и захватывающая игра. Поэтому, незаметно для себя, забывая об усталости, игроки могут переутомиться.

Хороший специалист всегда заметит первые признаки переутомления и вовремя остановит игру. Для детей младшего школьного возраста выбирают более простые варианты игры, для подростков условия игры усложняются. Но всегда необходимо знать чувство меры, переутомление отрицательно сказывается на здоровье играющих, может выработать негативное отношение к игре.

В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта. Необходимость расширения масштабов научно – исследовательской работы в этом виде обуславливается отсутствием на сегодняшний день научно обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации. В практике, в основном используются методы командной подготовки, а методика индивидуальной подготовки, с учетом амплуа спортсменов не разработана.[6]

Одной из причин такого положения является нехватка квалифицированных специалистов, занимающихся тренерской и научной деятельностью в этой области. А также недостаточная популяризация этого вида спорта в нашей стране.

Но первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, в некоторых педагогических ВУЗах создана учебная программа по «Спортивной лапте», по которой готовятся будущие преподаватели физической культуры. Разработаны методические рекомендации, позволяющие освоить навыки игры в лапту.

Есть люди в нашей стране серьезно увлеченные этой игрой. Они по собственной инициативе внедряют в нашу жизнь и развивают такую замечательную и полезную игру как «Русская лапта».

Другой популярной в народе забавой на Руси с исторических времен, несомненно, является игра «Городки».

История игры Городки или как ее еще называли рюхи, чушки насчитывает несколько веков. Она, так же как и лапта упоминается в документах древности, сказках, легендах. Игра зародилась как развлечение простого народа и получила повсеместное признание и любовь. Игра очень проста, а изготовление простейшего инвентаря (палка-бита и 5 деревянных цилиндрических столбиков) для русского мужика не составляет большого труда. Была бы ровная площадка, да хорошая и дружная компания. Не гнушались забавой простолюдин и именитые соотечественники. Любили поигрывать в городки и Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин, Шаляпин, Толстой, Горький и многие другие. Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял своё страстное увлечение городками: "Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск".

Суть игры заключается в выбивании бросками бит из «города» поочередно определенное число фигур, сложенных из 5 цилиндрических столбиков. Побеждает тот, кто использовал на выбивание 15 фигур меньшее число попыток по итогам двух туров. В случае ничьи играется еще один решающий тур.

Изначально, в каждой местности были свои, специфичные для данного региона правила. Лишь в 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования и городки сформировались как вид спорта, были приняты единые правила по всей стране. А 1928 году игра в городки была включена в программу первой Всесоюзной Олимпиады.

Городки стали необычайно популярны в стране. Повсеместно строились площадки для игр, проводились соревнования на первенство заводов, фабрики, спортивных обществ. Согласно статистики, в 60-70 годы прошлого века в стране городками увлекалось 350 тысяч человек. Однако, уже в 80-90 годы интерес к городкам резко упал.

Увлеченные игрой люди, пытаются реанимировать игру, вернуть ей былую популярность. Так в 1993 году была сформирована первая Международная Федерация Городошного Спорта (МФГС), в которую вошли 9 стран: Россия, Беларусь, Украина, Финляндия, Швеция, Германия, Молдавия, Эстония, Латвия. А в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый, после долгого перерыва чемпионат мира по городкам и еже-годно проводятся розыгрыши кубка Европы.

В городки можно играть один на один или команда на команду. Техника игры в городки сравнительно не сложная. Основной элемент техники — это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (примерно около 6 м). Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т. д. Городки отличаются исключительной доступностью и всесторонностью влияния. В них могут играть дети и люди старшего возраста, мужчины и женщины. Многократно бросая довольно тяжелую (до 2,5 кг) биту на расстояние до 15 м, подбирая и устанавливая городки, играющие выполняют разнообразные движения, получая довольно большую физическую нагрузку.[ 8]

Интересна история кулачных боев на Руси. На первый взгляд обычная драка или борьба соперников в определении превосходства одних над другими.

Можно задать вопрос: «Какое отношение кулачные бои имеют к физической культуре?» Самое прямое. Кулачный бой является родоначальником спортивной борьбы Самбо.

Самбо – аббревиатура словосочетания самооборона без оружия. Эта борьба включает лучшие практики национальных единоборств народов мира, в том числе славянских кулачных боев и является техникой защиты, а не нападения.

Все виды национальных единоборств ведут свою историю от местных вариантов рукопашного боя. Но ни один из них не может похвастать такой исторической глубиной как русский кулачный бой.[ 3, с.12]

В древности редкий год обходился без военных действий, при малейшей опасности быстро собиралось ополчение из простого люда. Обычно плохо вооружены защитники отечества надеялись только на свои умения владеть ратными навыками, приобретенными, в том числе и в кулачных боях.

Дети с младенчества, играя в «царь горы», «кучу малу», «на ледяной горке» и другие игры понимали, что они будущие защитники своей Родины. В играх они развивались физически, получали первые навыки единоборств и умения быть воинами. С возрастом игры менялись, перерастали в настоящие поединки, кулачные бои.

Кулачные бои организовывались по праздникам, с Рождества до Троицы, а разгул боев начинался во время Масленницы. Обычно бились «улица на улицу», «деревня на деревню», «слабода на слабоду». Летом бои проводились на площадях, полянах во время ярмарок и народных гуляний. Зимой на замерзших водоемах. В боях принимали участие простой люд и торговцы. Состязались «один на один» или «стенка на стенку». Одиночные бои обычно проходили перед массовыми «схватками». Иногда бой проводился с целью решения споров и использовался в юридической практике. Так победитель доказывал свою правоту.

В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовы-ручка – умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. [3, с.13]

Самые удачливые бойцы пользовались покровительством знати, они осыпались всевозможными почестями и милостями бояр, которые бились об заклад друг с другом выставляя на потеху в поединке своих подопечных.

Большенство боев проводилось по определенным правилам, которые нельзя было нарушать: биться «по любви», то есть не иметь на соперника злобу; не бить лежащего противника; не бить сзади; не таить в руке тяжелых предметов; не ставить подножек и не захватывать одежды противника; не бить ногами, удар обутой ногой может покалечить соперника.

Но были бои похожие на побоища, ограничивались лишь тем, чтобы не добить намертво. Самым жестким видом боя считалась «свалка-сцеплялка». Здесь разрешалось бить всем, палкой, руками, ногами, ножом. Нередко в таких драках калечились или погибали люди. Победителей всячески чествовали, ходили с ними по улицам, песнями прославляли их победу.

Современному человеку трудно понять необходимость проведения подобных, бессмысленных «потех» в великие религиозные праздники, да еще с участием детей.
Однако, для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам – а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.[3,c.13]

Первые Летописные упоминания о кулачных боях встречаются, начиная с 9 века. Хорошо известна история как в 13 веке Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред бит-вой своих воинов, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получили ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках".

Со временем военное дело совершенствовалось, разрабатывались новая тактика и стратегия, появилось огнестрельное оружие. Кулачные бои в том виде, в котором они существовали, потеряли свое прикладное значение. Против подобных «потех» выступало христианство. Стараясь избавиться от язычества, церковь назвала кулачные бои «вредной забавой» и 1274 году митрополит Кирилл объявил: «Отлучить от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

Кулачные бои запрещались постоянно, и при самодержавии, и при советской власти как пережиток прошлого, как «прогнившее наследие проклятого царизма», но всегда продолжали свое сосуществование в народном быту. Все попытки использования элементов кулачного боя в подготовке солдат в армии, милиции заканчивались провалом/

Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития». Однако, следует заметить, что были попытки использовать приёмы, накопленные русским народом на протяжении многих веков, для боевой подготовки пограничников на Дальнем Востоке в 30-е годы, а также внедрить их в программу боевой подготовки милиции в 50-е годы. Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.[1, c.111]

Другим игровым видом боевой подготовки славянских воинов, как ни странно, являются пляски. Они образовались ни как развлечение или праздное зрелище, а как вид военной подготовки, способствующие освоению боевых навыков и умений, развивающие ловкость и смекалку.

К таким танцам, сочетающим в себе приемы единоборств и искусство, дошедших до нашего времени почти в неизменном виде относятся барыня, гопак, яблочко, казачек и другие.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство![8]

Другой знаменитый в то время танец с элементами боевого пляса «скобарь» или другое название - «ломание веселого», в отличие от «барыни», подразумевал во время пляса непосредственный контакт двух соперников. Под ритмичный наигрыш гармошки участники по договору плясали , например, до первой крови или падения. Если плясуны не унимались, танец мог остановить гармонист или в древности гусляр. Этот пляс для славян имел магическое значение. Его движения - «ломания», совпадали с древними славян-скими магическими ритуалами. Плясуны, подобно воинам востока могли вводить себя в нечто подобное трансу, где менялось восприятие реальности, изменялось сознание.

Пляски были очень популярны у народа. Издревле проводились состязания плясунов. Ни одна ярмарка не обходилась без перепляса, это зрелище ни кого не оставляло равнодушным и собирало около себя скопище народа. На плясунов делали ставки, победителем доставались всевозможные почести, подарки, деньги, внимание.
Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса. Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".[8]

Особый статус имели пляски вприсядку, ее элементы реально использовались в бою. Техника присядки была двух видов: способ боя; боевой танец.

Способ боя вприсядку применяли всадники и пехотинцы при столкновении с конницей. Во время боя, если случалось, что воин терял коня, ему приходилось продолжать драться на земле. Пехотинец, напротив, пытался лишить противника его коня. Тут-то и пригождались навыки боя вприсядку. В «ползунке» или « гуськом» проскакивал боец под брюхом животного, нанося ему ранения. По возможности коня старались не калечить, это дорогой трофей, который стоил очень дорого, поэтому атаковали наездника, пытаясь выбить его из седла.

Вот что рассказывает об этом приеме былина: «Сшиб Тугарин Алешу из седла, как овсяный сноп, но увернулся Алеша под конское чрево и ударил с другой стороны Тугарина булатным ножичком под правую пазуху. Распорол его груди белые, да и дух вон».

Если пеший терял оружие, он прыгал на всадника, прихватывая его оружие, и повисал на боку у коня. Конь падал и сбрасывал всадника.

Трудно спастись пехотинцу от атакующего кавалериста. Но и тут пригождались навыки пляски вприсядку. Пеший приседал, давая возможность прицелиться противнику, а потом прыжком или ползунком перемещался в сторону, имитируя бросок под копыта коня. Конь пугался, инстинктивно стараясь не наступить на человека. Чтобы этого не было, коней специально учили бить копытом врага, кусать и задавливать телом. Такой конь был очень опасен и ценился очень дорого.

Вести весь бой вприсядку было очень сложно. От бойца требовалась не дюжая сила, выносливость, и ловкость, поэтому подобная техника использовалась как тактический элемент боя в исключительных случаях.

Чтобы овладеть специфическими двигательными навыками ведения боя вприсядку, мужчины, начиная с детского возраста, постоянно тренировались в плясе и кулачных боях. Они понимали, что спокойствие их Родины лежит на их плечах.

Национальные спортивные традиции пришли к нам с древних времен. Они складывались и совершенствовались одновременно с историческими событиями, хозяйственной культурной и политической деятельностью народа. Они помогают молодежи развиваться физически и духовно, быть сильными и выносливыми, умными и целеустремленными, находить гармонию в единстве с природой и культурой других народов. Кроме того взаимосвязь различных культур, общение между народами оказывают большое влияние и на характер самих национальных видов спорта, игр и развлечений, способствуют духовному развитию и единению людей.

Литература: 

  1. Авилов В.И. Кулачный бой на великой Руси: Профит-Стайл, 2011
  2. Григорьев В.М. Играйте в лапту – М.:ФиС, 1988
  3. Тюняев А.А. Русский рукопашный бой – Рукопашный бой №9, 2008
  4. Русская лапта в школе. Уч. Пособие/сост. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев – Уфа, 2000
  5. Вострецов С. Русская лапт [Электронный ресурс].- Режим доступа: pybl/mirovozrenie/obshestvo ruskaia- lapt
  6. Костарев А.Ю. Русcкая лапта: история и тенденция развития [Электронный ресурс].- Режим доступа: lapta2000.narod.ru/inddex1.ntml
  7. Сапунов Ю. Спортивная лапта [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.lapta.ru
  8. Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян [Электронный ресурс].- http://slavyans.narod.ru/index.html
Башкирова Нина Юрьевна26.10.2015 6791 О воспитании...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Хорошая статья. Было интересно прочитать про наши народные игры.
avatar